Peculiarities of professional self-determination of high school students, oriented to obtaining higher medical education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Personnel problems in the field of health care actualize interest in the field of career guidance.

The aim of the study is to investigate the characteristics of professional orientation and motivational aspects in Moscow schoolchildren studying in pre-professional programs in the field of medicine.

Materials and methods. Qualitative and quantitative methods were applied: questionnaire survey by quota sampling method (n = 1200), mathematical processing of the results.

Results. The choice of medical specialty by schoolchildren is conditioned by a number of factors, among which the most expressed are: prestige of profession (89 %) aspiration to become a qualified doctor (67,9 % of people), family support (79,2 %). They consider it important to develop such qualities as professionalism, high level of knowledge (78,4 %), passion (71,4 %), stress resistance, ability to self-control (59,3 %), responsibility for their actions (52,0 %). However, a part of schoolchildren feels anxiety (54.3 %) and fear (35.9 %) before choosing their future career.

Conclusion. The obtained results indicate the need to further improve the quality of the educational process and strengthen the professional motivation of students in medical classes. The results of the study will make it possible to develop scientifically based methodological approaches to the timely identification of areas for the improvement of information, career guidance and educational work in profile classes of medical orientation.

Full Text

Стратегия государства в области медицинского образования в Российской Федерации направлена на развитие и улучшение качества подготовки высококвалифицированных, медицинских кадров, что отражает глубокое понимание необходимости постоянного совершенствования профессиональных навыков специалистов в интенсивно развивающейся медицинской отрасли. В данном ракурсе особое значение приобретает медицинское предпрофессиональное образование, выступая, как первая ступенька в формировании будущего медицинского работника [1].

Исследования, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), продемонстрировали высокую престижность медицинской профессии среди населения. Аналитические данные указывают на то, что значительная доля респондентов (31–34 %) отдают предпочтение карьере в медицинской сфере, подчеркивая ее важность и значимость [2, 3].

С другой стороны, на V Глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения (2023 г.) отметили, что с нехваткой медицинских кадров сталкиваются все страны, независимо от уровня дохода [4]. Отмечается, что уровень обеспечения медицинскими кадрами в России снижается: укомплектованность участковыми терапевтами на 2019 г. составляла 81,0 %, педиатрами – 89,6 %, а в течение 2022 г. из государственных медорганизаций уволились 48,6 тыс. работников, из которых 6,7 % полностью ушли из системы здравоохранения [5, 6].

Выявленные положительные сдвиги в оценке престижности медицинской профессии среди россиян проявляются в увеличении школьников, желающих обучаться в классах медицинской направленности, что формирует осознанный выбор профессии на самых ранних этапах образовательного процесса [7].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Анализ характеристик профессиональной направленности и мотивационных аспектов у школьников 10–11-х классов города Москвы, обучающихся по программам с предпрофессиональным уклоном в сфере медицины.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено анкетирование, в ходе которого были опрошены ученики предпрофессиональных 10–11-х классов медицинской направленности из 61 общеобразовательной города Москвы. Проведение опроса осуществлялось в соответствии с квотной выборкой методом самозаполнения бланков анкет респондентом. Генеральную совокупность, на момент исследования, составили учащиеся предпрофессиональных 10–11-х классов медицинской направленности общеобразовательных школ г. Москвы (n = 3 928), минимальная выборочная совокупность рассчитывалась исходя из количества всех учащихся в данных классах. Расчеты показали, что в исследование было необходимо включить не менее 363 респондентов. В анкетировании, при соблюдении норм конфиденциальности и защиты персональных данных, приняло участие 1 200 человек, из которых 773 – обучающиеся 10-го и 427 – 11-го класса.

Для математических расчетов был использован набор функций программы Excel (Microsoft Office® Excel® 20l9, Microsoft Corporation, USA).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование показывает, что большая часть учащихся (89 %) высоко ценит профессию врача, считая ее престижной и испытывая чувство гордости при мысли о будущем образовании в медицинском вузе. Для большинства (67,9 %) ключевым стимулом при выборе карьеры является стремление стать квалифицированным врачом и добиться высокого уровня профессионализма в своей области (56,9 %).

Наряду с этим, школьники осознают сложности, связанные с медицинской деятельностью: среди компетенций и качеств необходимых для успешной деятельности в медицинской области наибольшее значение респонденты придают развитию профессионализма и повышению уровня специализированных знаний (78,4 % чел.); подчеркивают важность глубокой заинтересованности в будущей профессии 71,4 %; указывают на необходимость обладать стрессоустойчивостью и умением управлять своими эмоциями – 59,3 %; понимают и осознают личную ответственность за последствия своих решений и действий 52,0 % опрошенных.

Таким образом, подготовка к медицинской карьере воспринимается не только как академическое и профессиональное обучение, но и как комплексное развитие личности, включающее в себя формирование этического, эмоционального и морального компонентов будущего врача.

На профессиональный выбор 31,5 % респондентов оказали влияние книги и фильмы о врачах, захватывающие случаи из практики. Исследования других авторов показывают, что хотя медицинские телевизионные драмы не являются определяющими факторами для карьерных устремлений старшеклассников, но способствуют распространению интереса к медицинской профессии среди молодежи [8].

Для 24,9 % опрошенных ключевым фактором стали семейные традиции и наличие династий врачей в их семье, что подчеркивает значимость передачи профессиональных ценностей и навыков в ряду поколений.

На силу личных историй успеха в формировании карьерных амбиций молодежи указывает тот факт, что 14,7 % учеников отметили, что их решение, посвятить себя медицине, было мотивировано знакомством с деятельностью врача, чей опыт и достижения оказали глубокое влияние на их сознание.

Важность социального окружения и обмена межличностным опытом в пробуждении профессионального интереса подчеркивает тот факт, что для 12,9 % респондентов интерес к медицине возник на основе рассказов о профессии от их друзей. И лишь для 9 % опрошенных основой их решения стало внутреннее стремление и желание помогать другим, зародившееся в них еще с детства. Это говорит о том, что для некоторых людей профессиональный путь в медицине является не столько выбором, сколько призванием, основанным на глубоких личностных ценностях. Для 4,7 % старшеклассников, выбор был продиктован личным интересом.

В целом учащиеся классов медицинской направленности оценивают качество преподавания на высоком уровне (8,2 балла из 10).

Вместе с тем выявлено, что 48,6 % школьников предпочитают углубленно изучать предмет в рамках школьных научных кружков или дополнительных занятий, изучают тематические материалы через интернет-ресурсы 47,3 %, занимаются на онлайн-курсах 13,3 %, готовятся к экзаменам с помощью педагогов-репетиторов 43,1 %. Выбирают посещение специализированных подготовительных курсов, предлагаемых медицинскими вузами, 15,7 % учащихся, что позволяет им получить целенаправленную подготовку и ознакомиться с учебной программой будущего образовательного учреждения. Таким образом, школьники медицинских классов используют разную стратегию для более глубокого освоения учебного материала и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, что отмечается многими исследованиями и является современным трендом в образовательной траектории старшеклассников [9].

Изучение иностранных языков назвали целесообразным 30,1 % респондентов, что отражает стремление подростков к международной мобильности и успешной интеграции в глобальное академическое сообщество.

Значимость физической подготовки и выносливости в контексте общей готовности к обучению в вузе подчеркнули 15,8 % опрошенных.

Позитивный настрой, выражающийся в заинтересованности в предстоящем студенческом опыте и новой учебной среде у 58,9 % опрошенных, поможет легче пройти подросткам период адаптации при вхождении в новую образовательную и социальную среду.

Однако часть опрошенных испытывают чувство тревоги (54,3 %) и страха (35,9 %) перед неизвестностью, что является нормальной реакцией на предстоящие вызовы и высокие ожидания от обучения в высшем учебном заведении. При этом 85,2 % школьников уверенны в собственных силах и возможностях справиться с предстоящими академическими и личностными нагрузками.

Семья и друзья играют важную роль в формировании самооценки и мотивации к учебе, особенно в период подготовки к поступлению в высшие учебные заведения [10]. Большая часть (79,2 %) респондентов отметила наличие семейной поддержки, более 40 % указали на поддержку друзей, в то время как почти половина респондентов (47,8 %) сообщила о нейтральном, но позитивном восприятии своего выбора друзьями, что также придает уверенности в себе и правильности выбора.

Большинство обучающихся (87,9 %) заинтересованы в продолжении образования в учебных заведениях медицинского профиля с престижным статусом.

Желание обучаться в ведущем медицинском вузе представляется не просто как амбициозная цель, но и как осознанный выбор, задающий строгие критерии для личностного и профессионального роста. Значительная часть (42,8 %) респондентов выражает уверенность в том, что наличие диплома медицинского вуза представляет собой ценный актив на рынке труда, при этом аналогичная доля опрошенных придерживается мнения о равноценной востребованности выпускников любых высших учебных заведений. В то же время факторы, такие как благоприятные условия для обучения (29,9 %), наличие передовых технологий (21,0 %), экономическая доступность обучения (9,7 %) и географическое положение университета (8,7 %), приобретают второстепенное значение.

Определенная часть респондентов (17 %) готова признать вероятность их непоступления в медицинский вуз, при этом остается уверенной в своем будущем в медицинской сфере, что отражает общую тенденцию их преданности выбранному пути.

В то же время 6,9 % учащихся признают, что причиной их обучения в классах с медицинской специализацией является стремление к получению углубленных знаний по специальным предметам, а 5,2 % еще не сделали окончательного выбора в отношении своей будущей профессии. Эти данные подтверждают многофакторность и сложность процесса профессионального самоопределения молодежи в выборе карьеры, в том числе и в сфере медицины [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы подготовки профессиональных медицинских кадров являются объектом внимания государственной политики, ученого сообщества, а также руководства и преподавателей, реализующих образовательные программы на всех уровнях медицинского образования, начиная с предпрофессионального.

Своевременная оценка мотивационных характеристик и специфики профессионального самоопределения школьников может выступать в виде критериев их успешности в освоении медицинской профессии, а также позволит разработать научно обоснованные методические подходы к своевременному выявлению областей для совершенствования информационной, профориентационной и воспитательной работы в профильных классах медицинской направленности.

Поддержка и пропаганда профессиональных устремлений на этапе довузовской подготовки сегодня, приведет к тому, что через десятилетие образованная и высокомотивированная генерация врачей сможет внести значительный вклад в развитие медицины и повышение качества жизни населения.

×

About the authors

Natalya V. Biryukova

Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

Author for correspondence.
Email: Biryukova_n_v@staff.sechenov.ru

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Moscow

References

  1. Panina S. V., Petrova M. N., Donskaya A. A., Prokopyeva E. I. Formation of readiness of schoolchildren's interest in medical professions: pedagogical support. Vestnik of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. 2022;2(26):24–32. (In Russ.).
  2. Doctors: trust, prestige, profitability of the profession. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/vrachi-doverie-prestizh-dokhodnost-professii (date of address 05.03.2024). (In Russ.).
  3. School subjects: important and not so important, 2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiti- cheskii-obzor/shkolnye-predmety-vazhnye-i-ne-ochen (date of address 05.03.2024). (In Russ.).
  4. World Health Organization. WHO Director-General's opening remarks at 5th Global Forum on Human Resources for Health. 3 April 2023. URL: https://www.who. int/director-general/speeches/detail/ who-director-general-s-opening-remarks-at-5th-global-forum-on-human-resources-for-health---3-april-2023 (date of address 05.03.2024).
  5. Beskaravaina T. Half of doctors who quit last year did not disclose data on their new place of work. Medvestnik. 2024. URL: https://medvestnik.ru/con-tent/news/Polovina-uvolnyavshihsya-v-proshlom-godu-vrachei-ne-raskryvali-dannye-o-novom-meste-raboty.html (date of address 05.03.2024). (In Russ.).
  6. Kaneva D. A., Tararaeva T. Yu., Breusov A. V., Maksimenko L. V. The problem of medical staff shortage in health care in Russia: reasons and solutions (literary review). Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki = Current problems of health care and medical statistics. 2024;1:747–767. doi: 10.24412/2312-2935-2024-1-747-767 (In Russ.).
  7. Sitnikova A. D. The specificity of the organization and functioning of profile medical classes in a comprehensive school. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2022;5(96): 226–228. doi: 10.24412/1991-5497-2022-596-226-228. (In Russ.).
  8. Garcia M., Sievering, L. A Study of the Impacts of Medical Dramas on High School Students’ Career Aspirations and Expectations. Journal of Student Research. 2022;11(3). doi: 10.47611/jsrhs.v11i3. 2916.
  9. Belsky A. M. Selected indicators of the functioning of the school education system in public assessment (based on the materials of sociological research in the Republic of Belarus). Development of expert institutions in the XXI century: theory and practice : Collection of scientific papers of the Third International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, June 14–15, 2024. – Irkutsk: Irkutsk State University, 2024:374–380. (In Russ.).
  10. Frency Manasye Pieters, Agustina Agustina. The Role of Family Social Support on Learning Motivation: A Study on High School Students. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on Economics, Business, Social, and Humanities (ICEBSH 2021). Atlantis Press. 2021;570:1167–1172. doi: 10.2991/ assehr.k.210805.183.
  11. Maksimova L. Y., Grigorovich L. A., Kurenkova M. V. Professional Self-Determination And Meaning-In-Life Orientations Among Adolescent Females In A Transitive Society. Psychology of Personality: Real and Virtual Context. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. 2020;94:410–418. doi: 10.15405/epsbs.2020. 11.02.50.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Biryukova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.