Особенности профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего медицинского образования
- Авторы: Бирюкова Н.В.1
-
Учреждения:
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 78-82
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 16.10.2024
- URL: https://ter-arkhiv.ru/2658-4514/article/view/636940
- ID: 636940
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Кадровые проблемы в сфере здравоохранения актуализируют интерес в области профориентации.
Цель работы – исследование характеристик профессиональной направленности и мотивационных аспектов у московских школьников, обучающихся по программам с предпрофессиональным уклоном в сфере медицины.
Материалы и методы. Применялись качественные и количественные методы: анкетирование методом квотной выборки (n = 1200); математическая обработка результатов.
Результаты. Выбор школьниками медицинской специальности обусловлен рядом факторов, среди которых в большей степени выражены престижность профессии (89 %), стремление стать квалифицированным врачом (67,9 % чел.), поддержка семьи (79,2 %). Считают актуальным развивать у себя такие качества, как профессионализм, высокий уровень знаний (78,4 %), увлеченность (71,4 %), стрессоустойчивость, способность к самоконтролю (59,3 %) ответственность за свои действия (52,0 %). Однако часть школьников испытывают чувство тревоги (54,3 %) и страха (35,9 %) перед выбором дальнейшей карьеры.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего повышения качества образовательного процесса и укрепления профессиональной мотивации учащихся классов медицинской направленности. Результаты исследования позволят разработать научно обоснованные методические подходы к своевременному выявлению областей для совершенствования информационной, профориентационной и воспитательной работы в профильных классах медицинской направленности.
Ключевые слова
Полный текст
Стратегия государства в области медицинского образования в Российской Федерации направлена на развитие и улучшение качества подготовки высококвалифицированных, медицинских кадров, что отражает глубокое понимание необходимости постоянного совершенствования профессиональных навыков специалистов в интенсивно развивающейся медицинской отрасли. В данном ракурсе особое значение приобретает медицинское предпрофессиональное образование, выступая, как первая ступенька в формировании будущего медицинского работника [1].
Исследования, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), продемонстрировали высокую престижность медицинской профессии среди населения. Аналитические данные указывают на то, что значительная доля респондентов (31–34 %) отдают предпочтение карьере в медицинской сфере, подчеркивая ее важность и значимость [2, 3].
С другой стороны, на V Глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения (2023 г.) отметили, что с нехваткой медицинских кадров сталкиваются все страны, независимо от уровня дохода [4]. Отмечается, что уровень обеспечения медицинскими кадрами в России снижается: укомплектованность участковыми терапевтами на 2019 г. составляла 81,0 %, педиатрами – 89,6 %, а в течение 2022 г. из государственных медорганизаций уволились 48,6 тыс. работников, из которых 6,7 % полностью ушли из системы здравоохранения [5, 6].
Выявленные положительные сдвиги в оценке престижности медицинской профессии среди россиян проявляются в увеличении школьников, желающих обучаться в классах медицинской направленности, что формирует осознанный выбор профессии на самых ранних этапах образовательного процесса [7].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Анализ характеристик профессиональной направленности и мотивационных аспектов у школьников 10–11-х классов города Москвы, обучающихся по программам с предпрофессиональным уклоном в сфере медицины.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено анкетирование, в ходе которого были опрошены ученики предпрофессиональных 10–11-х классов медицинской направленности из 61 общеобразовательной города Москвы. Проведение опроса осуществлялось в соответствии с квотной выборкой методом самозаполнения бланков анкет респондентом. Генеральную совокупность, на момент исследования, составили учащиеся предпрофессиональных 10–11-х классов медицинской направленности общеобразовательных школ г. Москвы (n = 3 928), минимальная выборочная совокупность рассчитывалась исходя из количества всех учащихся в данных классах. Расчеты показали, что в исследование было необходимо включить не менее 363 респондентов. В анкетировании, при соблюдении норм конфиденциальности и защиты персональных данных, приняло участие 1 200 человек, из которых 773 – обучающиеся 10-го и 427 – 11-го класса.
Для математических расчетов был использован набор функций программы Excel (Microsoft Office® Excel® 20l9, Microsoft Corporation, USA).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование показывает, что большая часть учащихся (89 %) высоко ценит профессию врача, считая ее престижной и испытывая чувство гордости при мысли о будущем образовании в медицинском вузе. Для большинства (67,9 %) ключевым стимулом при выборе карьеры является стремление стать квалифицированным врачом и добиться высокого уровня профессионализма в своей области (56,9 %).
Наряду с этим, школьники осознают сложности, связанные с медицинской деятельностью: среди компетенций и качеств необходимых для успешной деятельности в медицинской области наибольшее значение респонденты придают развитию профессионализма и повышению уровня специализированных знаний (78,4 % чел.); подчеркивают важность глубокой заинтересованности в будущей профессии 71,4 %; указывают на необходимость обладать стрессоустойчивостью и умением управлять своими эмоциями – 59,3 %; понимают и осознают личную ответственность за последствия своих решений и действий 52,0 % опрошенных.
Таким образом, подготовка к медицинской карьере воспринимается не только как академическое и профессиональное обучение, но и как комплексное развитие личности, включающее в себя формирование этического, эмоционального и морального компонентов будущего врача.
На профессиональный выбор 31,5 % респондентов оказали влияние книги и фильмы о врачах, захватывающие случаи из практики. Исследования других авторов показывают, что хотя медицинские телевизионные драмы не являются определяющими факторами для карьерных устремлений старшеклассников, но способствуют распространению интереса к медицинской профессии среди молодежи [8].
Для 24,9 % опрошенных ключевым фактором стали семейные традиции и наличие династий врачей в их семье, что подчеркивает значимость передачи профессиональных ценностей и навыков в ряду поколений.
На силу личных историй успеха в формировании карьерных амбиций молодежи указывает тот факт, что 14,7 % учеников отметили, что их решение, посвятить себя медицине, было мотивировано знакомством с деятельностью врача, чей опыт и достижения оказали глубокое влияние на их сознание.
Важность социального окружения и обмена межличностным опытом в пробуждении профессионального интереса подчеркивает тот факт, что для 12,9 % респондентов интерес к медицине возник на основе рассказов о профессии от их друзей. И лишь для 9 % опрошенных основой их решения стало внутреннее стремление и желание помогать другим, зародившееся в них еще с детства. Это говорит о том, что для некоторых людей профессиональный путь в медицине является не столько выбором, сколько призванием, основанным на глубоких личностных ценностях. Для 4,7 % старшеклассников, выбор был продиктован личным интересом.
В целом учащиеся классов медицинской направленности оценивают качество преподавания на высоком уровне (8,2 балла из 10).
Вместе с тем выявлено, что 48,6 % школьников предпочитают углубленно изучать предмет в рамках школьных научных кружков или дополнительных занятий, изучают тематические материалы через интернет-ресурсы 47,3 %, занимаются на онлайн-курсах 13,3 %, готовятся к экзаменам с помощью педагогов-репетиторов 43,1 %. Выбирают посещение специализированных подготовительных курсов, предлагаемых медицинскими вузами, 15,7 % учащихся, что позволяет им получить целенаправленную подготовку и ознакомиться с учебной программой будущего образовательного учреждения. Таким образом, школьники медицинских классов используют разную стратегию для более глубокого освоения учебного материала и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, что отмечается многими исследованиями и является современным трендом в образовательной траектории старшеклассников [9].
Изучение иностранных языков назвали целесообразным 30,1 % респондентов, что отражает стремление подростков к международной мобильности и успешной интеграции в глобальное академическое сообщество.
Значимость физической подготовки и выносливости в контексте общей готовности к обучению в вузе подчеркнули 15,8 % опрошенных.
Позитивный настрой, выражающийся в заинтересованности в предстоящем студенческом опыте и новой учебной среде у 58,9 % опрошенных, поможет легче пройти подросткам период адаптации при вхождении в новую образовательную и социальную среду.
Однако часть опрошенных испытывают чувство тревоги (54,3 %) и страха (35,9 %) перед неизвестностью, что является нормальной реакцией на предстоящие вызовы и высокие ожидания от обучения в высшем учебном заведении. При этом 85,2 % школьников уверенны в собственных силах и возможностях справиться с предстоящими академическими и личностными нагрузками.
Семья и друзья играют важную роль в формировании самооценки и мотивации к учебе, особенно в период подготовки к поступлению в высшие учебные заведения [10]. Большая часть (79,2 %) респондентов отметила наличие семейной поддержки, более 40 % указали на поддержку друзей, в то время как почти половина респондентов (47,8 %) сообщила о нейтральном, но позитивном восприятии своего выбора друзьями, что также придает уверенности в себе и правильности выбора.
Большинство обучающихся (87,9 %) заинтересованы в продолжении образования в учебных заведениях медицинского профиля с престижным статусом.
Желание обучаться в ведущем медицинском вузе представляется не просто как амбициозная цель, но и как осознанный выбор, задающий строгие критерии для личностного и профессионального роста. Значительная часть (42,8 %) респондентов выражает уверенность в том, что наличие диплома медицинского вуза представляет собой ценный актив на рынке труда, при этом аналогичная доля опрошенных придерживается мнения о равноценной востребованности выпускников любых высших учебных заведений. В то же время факторы, такие как благоприятные условия для обучения (29,9 %), наличие передовых технологий (21,0 %), экономическая доступность обучения (9,7 %) и географическое положение университета (8,7 %), приобретают второстепенное значение.
Определенная часть респондентов (17 %) готова признать вероятность их непоступления в медицинский вуз, при этом остается уверенной в своем будущем в медицинской сфере, что отражает общую тенденцию их преданности выбранному пути.
В то же время 6,9 % учащихся признают, что причиной их обучения в классах с медицинской специализацией является стремление к получению углубленных знаний по специальным предметам, а 5,2 % еще не сделали окончательного выбора в отношении своей будущей профессии. Эти данные подтверждают многофакторность и сложность процесса профессионального самоопределения молодежи в выборе карьеры, в том числе и в сфере медицины [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы подготовки профессиональных медицинских кадров являются объектом внимания государственной политики, ученого сообщества, а также руководства и преподавателей, реализующих образовательные программы на всех уровнях медицинского образования, начиная с предпрофессионального.
Своевременная оценка мотивационных характеристик и специфики профессионального самоопределения школьников может выступать в виде критериев их успешности в освоении медицинской профессии, а также позволит разработать научно обоснованные методические подходы к своевременному выявлению областей для совершенствования информационной, профориентационной и воспитательной работы в профильных классах медицинской направленности.
Поддержка и пропаганда профессиональных устремлений на этапе довузовской подготовки сегодня, приведет к тому, что через десятилетие образованная и высокомотивированная генерация врачей сможет внести значительный вклад в развитие медицины и повышение качества жизни населения.
Об авторах
Наталья Викторовна Бирюкова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: Biryukova_n_v@staff.sechenov.ru
кандидат педагогических наук
Россия, МоскваСписок литературы
- Панина С. В., Петрова М. Н., Донская А. А., Прокопьева Е. И. Формирование готовности интереса школьников к медицинским профессиям: педагогическая поддержка. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022;2(26):24–32.
- Врачи: доверие, престиж, доходность профессии. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/vrachi-doverie-prestizh-dokhod-nost-professii (дата обращения 05.03.2024).
- Школьные предметы: важные и не очень, 2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii- obzor/shkolnye-predmety-vazhnye-i-ne-ochen (дата обращения 05.03.2024).
- World Health Organization. WHO Director-General's opening remarks at 5th Global Forum on Human Resources for Health. 3 April 2023. URL: https://www.who. int/director-general/speeches/detail/ who-director-general-s-opening-remarks-at-5th-global-forum-on-human-resources-for-health---3-april-2023 (дата обращения 05.03.2024).
- Бескаравайная Т. Половина уволившихся в прошлом году врачей не раскрывали данные о новом месте работы. Медвестник. 2024. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Polovina-uvol-nyav-shihsya-v-proshlom-godu-vrachei-ne-raskry-vali-dannye-o-novom-meste-raboty.html (дата обращения 05.03.2024).
- Канева Д. А., Тарараева Т. Ю., Бреусов А. В., Максименко Л. В. Проблема дефицита врачебных кадров в здравоохранении России: причины и пути решения (литературный обзор). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024;1:747–767. doi : 10.24412/ 2312-2935-2024-1-747-767.
- Ситникова А. Д. Специфика организации и функционирования профильных медицинских классов в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. 2022;5(96):226–228. doi: 10. 24412/1991-5497-2022-596-226-228.
- Garcia M., Sievering L. A Study of the Impacts of Medical Dramas on High School Students’ Career Aspirations and Expectations. Journal of Student Research. 2022;11(3). doi: 10.47611/jsrhs.v11i3. 2916.
- Бельский А. М. Отдельные показатели функционирования системы школьного образования в общественной оценке (по материалам социологического исследования в Республике Беларусь). Развитие экспертных институтов в XXI веке: теория и практика : Сборник научных трудов Третьей международной научно-практической конференции, Иркутск, 14–15 июня 2024 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2024:374–380.
- Frency Manasye Pieters, Agustina Agustina. The Role of Family Social Support on Learning Motivation: A Study on High School Students. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on Economics, Business, Social, and Humanities (ICEBSH 2021). Atlantis Press. 2021;570:1167–1172. doi: 10.2991/assehr.k. 210805.183
- Maksimova L. Y., Grigorovich L. A., Kurenkova M. V. Professional Self-Determination And Meaning-In-Life Orientations Among Adolescent Females In A Transitive Society. Psychology of Personality: Real and Virtual Context. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. 2020;94:410–418. doi: 10.15405/epsbs.2020.11.02.50.
Дополнительные файлы
