Оценка эффективности санитарно-противоэпидемических и ограничительных мероприятий в период пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020–2022 годах (на примере Волгоградской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди врачей государственных учреждений здравоохранения, по оценке эффективности проводимых в период пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020–2022 гг. на территории Волгоградской области санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая ограничительные меры. Освещены вопросы санитарно-противоэпидемических и ограничительных мероприятий, осуществляемых гражданами, работодателями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению, а также территориальными, федеральными, муниципальными органами исполнительной власти, общественными организациями. Проведенный анализ позволил сформулировать практические рекомендации по совершенствованию изоляционно-ограничительных мер при COVID-19 и проведению профилактических, противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами.

Полный текст

Одним из составляющих элементов социальной политики государства является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний [1].

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [2]. Проведение профилактических и противоэпидемических мер при возникновении массовых инфекционных заболеваний является важным разделом работы любой национальной системы охраны здоровья и одной из десяти основных оперативных функций общественного здравоохранения [2].

Выполнение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения находится под контролем государства и представляет собой сложную многоуровневую систему. Она обеспечивается проведением профилактических мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой; разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; проведения социально-гигиенического мониторинга; проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [3].

В период борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 (2020–2022 гг.) в регионах Российской Федерации накоплен уникальный опыт организации и проведения масштабных профилактических и противоэпидемических мероприятий [4, 5].

На территории Волгоградской области во время пандемии COVID-19 в рамках Постановления губернатора от 15 марта 2020 г. № 179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» осуществлялся ряд противоэпидемических (включая ограничительные) мероприятий.

Методологический подход, основанный на изучении мнения практикующих врачей, оказывавших медицинскую помощь в период эпидемии о действенности проводимых организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий, может являться дополнительным инструментом и предоставлять значимую экспертную информацию для отбора наиболее эффективных практических рекомендаций в этой сфере. Такой подход, будучи универсальным, по сути, может быть использован не только в рамках пандемии COVID-19, но и в случаях других массовых инфекционных заболеваний.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить отношение врачей к проводимым на территории Волгоградской области санитарно-противоэпидемическим, в том числе ограничительным мероприятиям, в период пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020–2022 гг. для выявления наиболее эффективных мер на основе их экспертного мнения полученного по результатам анкетирования в ретроспективном формате.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной цели была разработана анкета и проведено анонимное анкетирование врачей государственной системы здравоохранения.

Разработанная анкета включала в себя 41 вопрос по реализованным в 2020–2022 гг. на территории субъекта ограничительным мероприятиям и позволяла респонденту выразить оценку эффективности этих мероприятий по 10-балльной шкале (где 1 балл – минимальная эффективность, а 10 – максимальная).

В качестве эффективных признавались мероприятия в случае, если респондент присваивал им 8, 9 или 10 баллов.

Набор санитарно-противоэпидемических и ограничительных мер, включенных в анкету и подлежащих соответствующей оценке, состоял из следующих разделов:

  • - Санитарно-противоэпидемические и ограничительные меры, осуществляемые гражданами;
  • - Санитарно-противоэпидемические и ограничительные меры, осуществляемые работодателем;
  • - Санитарно-противоэпидемические и ограничительные меры, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению;
  • - Ограничительные меры, осуществляемые территориальными, федеральными, муниципальными органами власти.

Анкетирование проводилось с февраля по март 2024 г., в опросе приняли участие 343 специалиста с высшим медицинским образованием из 13 медицинских организаций Волгограда и Волгоградской области, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. В шести из них оказывалась специализированная помощь больным с COVID-19 (ковидные госпитали). Количество респондентов из подгруппы врачей, работавших в ковидных госпиталях, составляла 45 % от общей численности опрошенных. Оценка результатов проводилась в два этапа. На первом – определялось и анализировалось общее мнение всех опрошенных врачей (общая группа). На втором этапе общая группа делилась на две подгруппы: тех, кто непосредственно работал в специализированных ковидных госпиталях (подгруппа 1, 154 человека), и тех, кто оказывал медицинскую помощь (как правило, в амбулаторных учреждениях) всем обращавшимся пациентам (подгруппа 2, 189 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обобщенные оценочные данные по результатам экспертной оценки всей группы респондентов представлены в таблице.

 

Ранговое распределение эффективности мероприятий (шесть первоочередных и наиболее значимых мер и шесть менее значимых мер)

Мероприятие

Отметили важность, %

Ранг

Использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции и уменьшение количества присутствующих при очном формате совещаний и конференций

94,2

1

Проведение ежедневной дезинфекции служебных помещений, рабочих мест, мест общего пользования

93,5

2

В период сезонного подъема ОРВИ носить маски в местах массового пребывания людей

91,5

3

Организация возможности обработки рук антисептиками при входе в здание, на территорию организации

91,5

3

Ограничительные мероприятия в учебных заведениях, включая дистанционные формы обучения

90,9

4

Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и временный запрет на посещения объектов культурной и досуговой деятельности

90,7

5

Временный запрет на посещения объектов культурной и досуговой деятельности

90,7

5

Проведение вакцинации

88,0

6

При невозможности дистанционной работы организация перевозки работников с места жительства до работы и обратно

79,3

36

Во избежание массового скопления людей в транспорте изменение для части работников режима работы со сдвигом начала или окончания рабочего дня на 1 час

79,3

36

При перевозке пассажиров не допускать нахождения в общественном транспорте граждан, которые не используют маски или респираторы

78,4

37

Проведение регулярных лабораторных исследований на наличие COVID-19 не менее 25 % работников (если в организации более 50 работников)

77,8

38

В период сезонного подъема ОРВИ носить маски в местах, не относящихся к массовому пребыванию людей

70,5

39

Организация разъяснительно-информационной работы среди населения о получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде

63,3

40

Особый порядок работы государственных учреждений через портал Госуслуг (по предварительной записи, удаленно)

59,5

41

 

Дифференцированная оценка эффективности мероприятий в разрезе соответствующих разделов показала следующее.

Раздел «Ограничительные и санитарно-противоэпидемических меры, которые должны соблюдаться гражданами», включали следующий перечень мероприятий:

  1. Не допускать посещения зданий государственных органов и мест общего пользования при температуре тела 37,2 °C.
  2. При появлении симптом ОРВИ обращаться в поликлинику по телефону или в электронном виде.
  3. Получать государственные и муниципальные услуги дистанционно.
  4. Соблюдать режим самоизоляции гражданам старше 60 лет.
  5. Соблюдать режим самоизоляции неработающим гражданам с хроническими заболеваниями.
  6. Соблюдать режим самоизоляции работающим гражданам с хронически заболеваниями (за исключением вакцинированных от COVID-19 или переболевших им не более 6 месяцев назад).
  7. В период сезонного подъема ОРВИ носить маски в местах массового пребывания людей.
  8. В период сезонного подъема ОРВИ носить маски в местах, не относящихся к массовому пребыванию людей.

Большинство респондентов (91,5 %) общей группы отметили, что наиболее эффективным мероприятием из перечисленных является ношение масок в местах массового пребывания людей в период сезонного подъема гриппа и ОРВИ (оценка от 8 до 10 баллов).

Наименьшую эффективность, по мнению респондентов (70,5 % оценивших эффективность мероприятия от 8 до 10 баллов), имели мероприятия в период сезонного подъема ОРВИ ношение маски в местах, не относящихся к массовому пребыванию людей.

Второй раздел «Ограничительных и санитарно-противоэпидемических мер, осуществляемых работодателями», содержал следующие мероприятия:

  1. Организация возможности обработки рук антисептиками при входе в здание, на территорию организации.
  2. Регулярное (каждые 2 часа) проветривание помещений (рабочих мест).
  3. Проведение ежедневной дезинфекции служебных помещений, рабочих мест, мест общего пользования.
  4. Организация «входного фильтра» с проведением контроля температуры сотрудников и отстранением их от нахождения на работе в случае ее повышения.
  5. Перевод работников на дистанционную работу 30 % работников.
  6. При невозможности дистанционной работы организация перевозки работников с места жительства до работы и обратно.
  7. Перевод на дистанционный режим работы всех работников старше 60 лет, а также лиц с хроническими заболеваниями.
  8. Перевод на дистанционный режим работы работников, не представивших информацию о вакцинации от COVID-19, или о перенесенном заболевании, или о наличии антител, или о противопоказаниях к вакцинации.
  9. Проведение регулярных лабораторных исследований на наличие COVID-19 не менее 25 % работников (если в организации более 50 работников).
  10. Изменение для части работников режима работы со сдвигом начала или окончания рабочего дня на 1 час (во избежание массового скопления людей в транспорте).
  11. Использование работодателем аудио- и видеосвязи для проведения совещаний и конференций.
  12. Использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции и уменьшение количества присутствующих при очном формате совещаний и конференций.

В качестве наиболее эффективных мер врачами в общей группе были отмечены следующие: использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции и уменьшение количества присутствующих при очном формате совещаний и конференций; проведение ежедневной дезинфекции служебных помещений, рабочих мест, мест общего пользования; организация возможности обработки рук антисептиками при входе в здание, на территорию организации (94,2; 93,5 и 91,5 % респондентов, оценивших эффективность мероприятия от 8 до 10 баллов, соответственно).

Наименьшую эффективность, по мнению респондентов (77,8 % оценивших эффективность мероприятия от 8 до 10 баллов), имели мероприятия по проведению регулярных лабораторных исследований на наличие COVID-19 не менее 25 % работников (если в организации их более 50).

Третий раздел «Ограничительные меры, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению», включал в себя:

  1. Возможность приобретения гражданами масок и респираторов.
  2. Возможность предоставления услуг гражданам в дистанционном режиме, а также личного приема – по предварительной записи с использованием средств индивидуальной защиты.
  3. Предоставление скидки гражданам старше 65 лет на продовольственные и товары первой необходимости с 09 ч 00 мин до 12 ч 00 мин.
  4. Организация режима работы объектов торговли, который будет способствовать разобщению потока покупателей.
  5. Увеличение количества кассовых кабин для ускорения расчета покупателей.
  6. Не допускать нахождения на своей территории и не обслуживать граждан, которые не используют маски или респираторы.
  7. При перевозке пассажиров не допускать нахождения в общественном транспорте граждан, которые не используют маски или респираторы.
  8. Работа предприятий общественного питания при условии использования работниками масок или респираторов.

В качестве наиболее эффективных мер в общей группе врачей были отмечены следующие: возможность предоставления услуг гражданам в дистанционном режиме, а также личного приема, по предварительной записи с использованием средств индивидуальной защиты и возможность приобретения гражданами масок и респираторов, а также организация режима работы объектов торговли, который будет способствовать разобщению потока покупателей.

Эти мероприятия набрали одинаковый оценочный уровень – 85,7 % опрашиваемых оценили их эффективность в диапазоне от 8 до 10 баллов. Наименьшую эффективность (78,4 %), по мнению респондентов, имеют ограничительные мероприятия при перевозке пассажиров и недопущение нахождения в общественном транспорте граждан, которые не используют маски или респираторы.

Заключительный, четвертый блок анкеты, включал в себя раздел «Ограничительные мероприятия, осуществляемые территориальными, фе-деральными, муниципальными органами исполнительной власти, общественными организациями» и содержал следующие мероприятия:

  1. Отказ от проведения массовых очных мероприятий, за исключением согласованных с оперативным штабом по предупреждению COVID-19.
  2. Ограничение массовых мероприятий в сфере культуры и досуга, спортивных мероприятий
  3. Проведение вакцинации.
  4. Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в элект-ронном виде.
  5. Организация разъяснительно-информационной работы среди населения о получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
  6. Усиление дезинфекционного режима на всех объектах с массовым пребыванием людей.
  7. Обеспечение информирования граждан о территориях, где зарегистрированы случаи COVID-19.
  8. Проведение массовых мероприятий исключительно по согласованию с оперативным штабом по предупреждению COVID-19.
  9. Введение перчаточного режима в общественных местах.
  10. Особый порядок работы государственных учреждений через портал Госуслуг (по предварительной записи, удаленно).
  11. Ограничительные мероприятия в учебных заведениях, включая дистанционные формы обучения.
  12. Идентификация граждан из эпидемиологически неблагополучных территорий, установка режима изоляции на 14 дней.
  13. Временный запрет на посещения объектов культурной и досуговой деятельности.

В рейтинге эффективности мероприятий, по мнению респондентов, на первом месте – ограничительные мероприятия в учебных заведениях, включая дистанционные формы обучения (90,9 % опрошенных присвоили рейтинг от 8 до 10), второе и третье место разделили обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и временный запрет на посещения объектов культурной и досуговой деятельности (по 90,7 % соответственно).

Наименее эффективной, по мнению респондентов, представляется мера по особому порядку работы государственных учреждений через портал Госуслуг (по предварительной записи, удаленно) – только 59,5 % опрошенных оценили ее как эффективную (8–10 баллов).

В контексте учета экспертного опыта врачей, работавших в ковидных госпиталях (специализированная помощь), и тех, кто оказывал медицинскую помощь всем обращавшимся пациентам, интерес представил взгляд респондентов каждой из групп на степень эффективности одних и тех же мероприятий.

Анализ ответов по этим вопросам отдельно в первой и второй подгруппах опрошенных показал отличия в ранговой оценке.

Наибольшую оценку у врачей первой подгруппы получили такие мероприятия, как: «проведение ежедневной дезинфекции служебных помещений, рабочих мест, мест общего пользования» и «регулярное (каждые 2 часа) проветривание помещений (рабочих мест)», эти мероприятия набрали одинаковый оценочный уровень (по 92,8 % опрошенных присвоили рейтинг от 8 до 10); на третьем месте – «организация возможности обработки рук антисептиками при входе в здание, на территорию организации» – 90,2 % респондентов.

Наименьшую оценку у отвечавших из первой подгруппы получили следующие мероприятия:

  • - Введение перчаточного режима в общественных местах – только 70,1 % респондентов сочли меру эффективной;
  • - Не допускать нахождения на своей территории и не обслуживать граждан, которые не используют маски или респираторы», а также «Перевод на дистанционный режим работы работников, не представивших информацию о вакцинации от COVID-19, или о перенесенном заболевании, или о наличии антител, или о противопоказаниях к вакцинации – 71,34 и 74,7 % респондентов соответственно.

У респондентов, отнесенных ко второй подгруппе, наибольшую оценку (доля опрошенных, оценивших мероприятие от 8 до 10 баллов) получили такие мероприятия, как:

  • - Использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции и уменьшение количества присутствующих при очном формате совещаний и конференций – 96,3 %;
  • - В период сезонного подъема ОРВИ носить маски – 94,7 %;
  • - Проведение вакцинации – 89,4 %.

Наименьшие оценки у респондентов второй подгруппы получили такие мероприятия, как:

  • - Особый порядок работы государственных учреждений через портал Госуслуг (по предварительной записи, удаленно) – 37,62 %;
  • - Организация разъяснительно-информационной работы среди населения о получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде – 47,1 %.

Таким образом, в целом, по экспертному мнению, всей группы опрошенных врачей, к тройке лидеров по эффективности относятся следующие противоэпидемические мероприятия:

  • - Использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции и уменьшение количества присутствующих при очном формате совещаний и конференций – 94,2 %;
  • - Проведение ежедневной дезинфекции служебных помещений, рабочих мест, мест общего пользования – 93,5 %;
  • - В период сезонного подъема ОРВИ носить маски в местах массового пребывания людей – 91,5 %;
  • - Организация возможности обработки рук антисептиками при входе на территорию – 91,5 %.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что врачи первой подгруппы (работавшие в ковидных госпиталях) придают меньшее значение «использованию средств индивидуальной защиты, соблюдению дистанции…» а также «проведению вакцинации», т. к. эти рекомендации в данной группе респондентов заняли восьмое и пятнадцатое место соответственно. Такая разница в оценках может свидетельствовать о различном экспертном опыте, связанном со спецификой условий работы (амбулаторные, стационарные) и контингентом обращавшихся за медицинской помощью (лица, больные ковидом и недифференцированный поток пациентов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сформирована и протестирована модель анкетирования для составления перечня наиболее значимых профилактических и противоэпидемических ограничительных мер при COVID-19.

Мероприятия, проводимые в период пандемии COVID-19 в Волгоградской области, признаны эффективными большинством респондентов.

Мнение врачей, выступающих в качестве экспертов на основе личного опыта, может расцениваться как дополнительный (наряду с объективными методами оценки и контроля) критерий для оценки эффективности соответствующих противоэпидемических и организационных мероприятий.

Наиболее приемлемой представляется оценка эффективности мероприятий по данным опросов в ретроспективном периоде, что позволяет респондентам на практике, в ходе непосредственной работы, определить действенность тех или иных предлагаемых мер, формируя личное экспертное мнение.

На экспертную оценку медицинским персоналом степени эффективности одних и тех же мероприятий влияют конкретные условия деятельности в процессе оказания помощи (участок и условия работы, контингент обслуживаемых пациентов и др.). При формировании своего мнения врачи опираются на личный опыт. В связи с этим для получения более объективной и комплексной информации целесообразно проводить опросы, выделяя (формируя) группы респондентов в зависимости от условий работы, например: «специализированный стационар» и «амбулаторно-поликлиническое звено».

Набор профилактических, противоэпидемических и организационных мер при оказании медицинской помощи в период пандемии может быть дифференцирован в зависимости от конкретных условий и характера работы. При этом целесообразно формировать набор «общих» мер, единых к использованию всеми, и мер, носящих специфический характер [7, 8], в зависимости от условий работы, пребывания, степеней риска заражения и т. п.

×

Об авторах

Владимир Вячеславович Шкарин

Волгоградский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlshkarin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7520-7781

доктор медицинских наук, профессор

 

Россия, Волгоград

Елена Михайловна Краснова

Волгоградский государственный медицинский университет; Комитет здравоохранения Волгоградской области

Email: epidnadzor64@mail.ru

кандидат медицинских наук

Россия, Волгоград; Волгоград

Виктория Васильевна Ивашева

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: vitaviva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4087-3781

кандидат медицинских наук, доцент

Россия, Волгоград

Ольга Сергеевна Емельянова

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: o.s.emelyanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8772-7971

кандидат медицинских наук, доцент

Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Пузырев В. Г., Васильева И. В., Капырина Ю. Н. и др. Правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Medicus. 2020;3(33):24–28.
  2. Зубова А. А., Сафронов В. А., Иванова А. В. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Противодействие новой коронавирусной инфекции и другим инфекционным заболеваниям» и Международной конференции «Результаты и перспективы сотрудничества совместных научных центров по изучению и профилактике инфекционных болезней в странах Африки, Азии и Южной Америки» : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции и Международной конференции, Санкт-Петербург. Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит». 2023:98–100.
  3. Гриднев О. В., Перхов В. И., Калиев М. Т. Пандемия Covid-19: реализованные решения и предстоящие задачи в сфере общественного здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2020;7:12–16.
  4. Молчанова Ж. Р., Бабура Е. А., Загузов В. С., Лялина Л. В. Эпидемия COVID-19 в Калининградской области: заболеваемость, меры борьбы и профилактики. Здоровье населения и среда обитания. 2023;31(3):52–63.
  5. Акимкин В. Г., Кузин С. Н., Семененко Т. А. и др. Закономерности эпидемического распространения SARS-CoV-2 в условиях мегаполиса. Вопросы вирусологии. 2020;65(4):203–211.
  6. Шкарин В. В., Соболева С. Ю., Соболев А. В. и др. Государственная стратегическая модель мер профилактики распространения коронавирусной инфекции. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2021;4:55–59.
  7. Ермилов В. В., Смирнов А. В., Дорофеев Н. А. и др. COVID-19 у молодых пациентов с коморбидной патологией на фоне иммуносупрессии (случай из практики). Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2021; 1(77): 84–88.
  8. Смирнов А. В., Ермилов В. В., Дорофеев Н. А. и др. Особенности патологической анатомии COVID-19 по результатам аутопсий в Волгоградской области. Архив патологии. 2021;83(6):5–13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шкарин В.В., Краснова Е.М., Ивашева В.В., Емельянова О.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.