Двигательная активность старшеклассников образовательных организаций различного вида: гигиенические и социальные аспекты
- Авторы: Латышевская Н.И.1,2, Левченко Н.В.1,2, Селиверстова Е.Н.1, Ежкова А.М.1, Жукова Т.В.3, Филатов Б.Н.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Волгоградский медицинский научный центр
- Ростовский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 16-21
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 16.10.2024
- URL: https://ter-arkhiv.ru/2658-4514/article/view/636929
- ID: 636929
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема недостаточной двигательной активности особо актуально стоит перед старшеклассниками, что связано с высокими учебными нагрузками в связи с подготовкой к ЕГЭ и поступлению в вуз.
Цель исследования: изучить и оценить двигательную активность старшеклассников гимназии и средней образовательной школы г. Волгограда с использованием авторской анкеты.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций (ОО): МОУ Гимназия № 10 и СОШ № 64 Красноармейского района Волгограда. Выборка состояла из 174 респондентов – обучающихся 10–11-х классов двух ОО: 78 юношей и 96 девушек.
Результаты. Двигательная активность старшеклассников как в учебное время, так и во внеучебное не обеспечивает возможности для максимальной мышечной деятельности, увеличения энергетического потенциала механизмов адаптации. Сравнительная оценка двигательной активности старшеклассников, обучающихся в средней образовательной школе и в гимназии, выявила достоверные различия, которые обусловлены в том числе социальными факторами образа жизни.
Полный текст
За последние десятилетия у школьников произошли существенные изменения показателей физических кондиций, к числу которых относятся показатели физического развития, физической подготовленности, физической активности. Основные причины – интенсификация учебного процесса, учебная нагрузка, превышающая установленные гигиенические нормы, и как следствие – уменьшение двигательной активности (ДА) детей и подростков, в также преобладание в суточном бюджете времени статических видов деятельности [1–4]. Важной проблемой остается доступность и возможности реализации ДА (безопасные активные игры и передвижения, наличие спортивных площадок, велодорожек и т. п.) [5]. Последствия несоответствующей физиологически обоснованной потребности в ДА хорошо известны – нарушение процессов роста и развития ребенка, ухудшение адаптационных возможностей организма [4, 6]. Особую актуальность проблема недостаточной ДА приобретает у старшеклассников, что связано с высокими учебными нагрузками в связи с подготовкой к ЕГЭ, поступлению в вуз. Всемирной организацией здравоохранения используется термин «физическая активность» (ФА), которая «есть важнейшая предпосылка развития у детей базовых когнитивных и социальных навыков и моторики, а также мышечно-скелетной системы. При этом детям и подросткам рекомендуется уделять физической активности от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 минут в день; ФА, направленной на развитие скелетно-мышечной системы, следует заниматься, как минимум, три раза в неделю [7]. Актуальным представляется мониторинг ДА школьников всех возрастных и половых групп. Для отработки методических приемов такого мониторинга необходима разработка соответствующих инструментариев для дальнейшего их использования при оценке ДА школьников в динамике лет обучения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучить и оценить двигательную активность старшеклассников гимназии и средней образовательной школы г. Волгограда с использованием авторской анкеты.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций (ОО): МОУ Гимназия № 10 и СОШ № 64 Красноармейского района Волгограда. Выборка состояла из 174 респондентов, обучающихся 10–11-х классов двух ОО (74 школьника и 100 гимназистов): 78 юношей и 96 девушек.
Для изучения уровня двигательной активности, наличия вредных привычек у подростков была разработана авторская анкета, содержащая 16 вопросов. Для выявления связи между двумя переменными, определения значимости различий между группами, производился расчет критерия хи-квадрат Пирсона (χ2).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных данных выявил достоверные различия в ответах на вопрос «Как часто вы ходите пешком?»: 82,4 % школьников ответили положительно, тогда как гимназисты лишь 55,0 % (табл. 1). При этом достоверные гендерные различия характерны для школьников: 93,1 % юношей против 75,6 % девушек. Практически все обучающиеся используют смарт-часы, фитнес браслеты и другие гаджеты, позволяющие определить суточное количество шагов более 10 тыс. за день. Выявлено, что количество шагов в среднем за день больше у школьников: 24,3 % против 15,0 %. Менее 5 тыс. шагов в день делают гимназисты – 38,0 % против 28,4 % школьников. При этом, согласно рекомендуемым возрастным нормам суточной двигательной активности по А. Г. Сухареву, юноши и девушки 15–17 лет должны проходить 20–25 тыс. шагов (девушки) и 25–30 тыс. шагов (юноши) [7]. Дополнительные собеседования с респондентами позволили сформулировать объяснения этого факта: большинство школьников проживают в шаговой доступности от образовательной организации (радиус обслуживания 0,5–1,0 км), тогда как гимназисты зачастую приезжают из отдаленных территорий Красноармейского и даже других районов Волгограда. Интересный факт: утреннюю зарядку всегда делает 28,0 % гимназистов и лишь 8,1 % школьников, никогда не делают 36,0 и 54,1 % соответственно. При собеседовании с подростками выявлено, что у гимназистов в семье часто принято выполнять утренние упражнения. Примечателен тот факт, что уроки физической культуры достоверно чаще не посещают гимназисты: 24,0 против 8,1 % у школьников. Одним из объяснений этого факта послужила доверительная информация подростков: получают освобождения от уроков физической культуры для того, чтобы использовать это время для подготовки к другим дисциплинам. Этот результат корреспондируется с данными других авторов. Так, в Екатеринбурге более 81 % школьников посещают уроки физической культуры [8] (см. табл.).
Таблица 1
Двигательная активность старшеклассников
Показатели | Гимназия 10 (n = 100) | Школа 64 (n = 74) | ||||
Мальчики (n = 49) | Девочки (n = 51) | Всего | Мальчики (n = 29) | Девочки (n = 45) | Всего | |
Утренняя зарядка | ||||||
Да | 26,5 | 29,4 | 28,0 | 10,3 | 6,7 | 8,1 |
Нет | 36,7 | 35,2 | 36,0 | 51,7 | 55,5 | 54,1 |
Иногда | 36,7 | 35,4 | 36,0 | 37,9 | 37,8 | 37,8 |
Хи-квадрат Пирсона (школа) | 11,825 | Хи-квадрат Пирсона (пол) | 0,1 | |||
Асимптотическая значимость | 0,003 | Асимптотическая значимость | 0,935 | |||
Как часто вы ходите пешком? | ||||||
Часто | 51,0 | 58,8 | 55,0 | 93,1 | 75,6 | 82,4 |
Редко | 28,6 | 23,5 | 26,0 | 6,9 | 13,3 | 10,8 |
Иногда | 20,4 | 17,7 | 19,0 | 0 | 11,1 | 6,8 |
Хи-квадрат Пирсона (школа) | 14,444 | Хи-квадрат Пирсона (пол) | 0,165 | |||
Асимптотическая значимость | 0,001 | Асимптотическая значимость | 0,921 | |||
Количество шагов в среднем за день | ||||||
Менее 5 тыс. | 40,8 | 35,2 | 38,0 | 31,0 | 26,7 | 28,4 |
От 5–10 тыс. | 40,8 | 52,9 | 47,0 | 34,5 | 55,6 | 47,3 |
Более 10 тыс. | 18,4 | 11,9 | 15,0 | 34,5 | 17,7 | 24,3 |
Хи-квадрат Пирсона (школа) | 3,112 | Хи-квадрат Пирсона (пол) | 4,867 | |||
Асимптотическая значимость | 0,211 | Асимптотическая значимость | 0,088 | |||
Посещение уроков физкультуры в школе | ||||||
Да | 69,4 | 62,7 | 66,0 | 89,7 | 91,1 | 90,5 |
Да, спец. группа | 2,0 | 17,6 | 10,0 | 0 | 2,2 | 1,4 |
Нет, освобождение | 28,6 | 19,6 | 24,0 | 10,3 | 6,7 | 8,1 |
Хи-квадрат Пирсона (школа) | 14,612 | Хи-квадрат Пирсона (пол) | 7,385 | |||
Асимптотическая значимость | 0,001 | Асимптотическая значимость | 0,025 |
В спецгруппе занимаются 17,6 % гимназистов и лишь 1,4 % школьников, что, вероятно, обусловлено худшими показателями здоровья этой категории подростков.
Рис. 1. Предпочтения в спорте старшеклассников (%)
Интерес представляет полученная информация о спортивных предпочтениях старшеклассников (рис. 1). 41,9 % гимназистов и 75,1 % школьников ответили, что занимаются спортом дополнительно (хи-квадрат – 14,212, уровень асимптоматической значимости 0,001). Однако отличаются предпочтения в выборе видов спорта. Самой популярной спортивной секцией среди юношей школы является спортивные единоборства и боевые искусства (бокс, карате, дзюдо, самбо, борьба, тхэквондо), в которых занимаются 51,8 % респондентов (гимназистов лишь 4,1 %; р ≤ 0,001). Гимназисты предпочитают подвижные командные игры (футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, плавание), для которых характерна некоторая корпоративность. Девушки независимо от вида образовательной организации больше предпочитают занятия по легкой атлетике (13,6–24,4 %), танцы (7,9–20,9 %) или плавание (9,8–6,7 %). Для определения соответствия физических нагрузок состоянию здоровья и уровню подготовленности опрошенных подростков использовали наличие внешних признаков утомления при занятиях спортом.
Рис. 2. Проявления внешних признаков утомления у старшеклассников (%)
Оценка степени выраженности утомления у школьников представлена на рис. 2. Выявлено, что у 37,8 % школьников и 41 % гимназистов отсутствуют внешние признаки утомления или все изменения самочувствия быстро восстанавливаются после нагрузки. При этом у трети опрошенных подростков наблюдается сразу несколько признаков: учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, головокружение. Особенности проведения свободного времени у гимназистов и школьников примерно одинаковое (табл. 2). В среднем по 35 % респондентов тратят свободное время на встречу с друзьями, прогулки или предпочитают провести его дома. Только 14 % тратят на занятия спортом, а 15 % – ответили, что у них вообще нет свободного времени.
Таблица 2
Распространенность свободного времени старшеклассниками
Показатели | Гимназия 10 (n = 100) | Школа 64 (n = 74) | |||||
Мальчики | Девочки | Всего | Мальчики | Девочки | Всего | ||
Свободное время | |||||||
Дома | 42,9 | 19,6 | 31,0 | 34,5 | 35,5 | 35,1 | |
Прогулка с друзьями | 36,7 | 43,1 | 40,0 | 37,9 | 33,3 | 35,1 | |
Спорт | 4,1 | 21,5 | 13,0 | 10,3 | 17,8 | 14,9 | |
Нет свободного времени | 16,3 | 15,7 | 16,0 | 17,2 | 13,3 | 14,9 | |
Хи-квадрат Пирсона (школа) | 0,630 | Хи-квадрат Пирсона (пол) | 0,050 | ||||
Асимптотическая значимость | 0,890 | Асимптотическая значимость | 0,921 |
Одним из замещающих двигательную активность видов деятельности современных подростков является посещения заведений фаст-фуда. Отношение к фаст-фуду среди опрошенных школьников различное (рис. 2). Так, среди школьников (53,1 %) больше, чем среди гимназистов (34,0 %) тех, кто не ходит в заведения быстрого питания (хи-квадрат – 26,170, уровень асимптоматической значимости – 0,004). Этот факт, возможно, связан и с большими материальными возможностями гимназистов (средний чек фаст-фуда в Волгограде 345,5 рубля). Одно из последствий недостаточной ДА физиологическим потребностям является увеличение массы тела.
Анализ отношения опрошенных подростков к своей внешности, в частности к массе тела, показал достаточную осведомленность респондентов (табл. 3, рис. 3). В среднем около 70 % подростков независимо от образовательного учреждения знают свой вес и больше 80 % полагают, что их вес соответствует возрасту.
Рис. 3. Посещение старшеклассниками кафе фаст-фуд (%)
Таблица 3
Осведомленность старшеклассников своего веса
Показатели | Гимназия 10 (n = 100) | Школа 64 (n = 74) | ||||||
Мальчики (n = 49) | Девочки (n = 51) | Всего | Мальчики (n = 29) | Девочки (n = 45) | Всего | |||
Знаете свою массу тела? | ||||||||
Да | 63,2 | 74,5 | 69,0 | 75,9 | 71,1 | 73,0 | ||
Нет | 36,7 | 25,5 | 31,0 | 24,1 | 28,9 | 27,0 | ||
Соответствует масса тела возрасту? | ||||||||
Да | 73,5 | 90,2 | 82,0 | 86,2 | 84,4 | 85,1 | ||
Нет | 26,5 | 9,8 | 18,0 | 13,8 | 15,6 | 14,9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двигательная активность старшеклассников как в учебное время, так и во внеучебное не обеспечивает возможности для максимальной мышечной деятельности, увеличению энергетического потенциала механизмов адаптации.
Сравнительная оценка двигательной активности старшеклассников, обучающихся в средней образовательной школе и в гимназии, выявила достоверные различия, которые обусловлены, в том числе социальными факторами образа жизни.
Необходимо продолжить исследование с изучением уточняющих обстоятельств, которые могут повлиять на двигательную активность и формирование мотиваций к изменению образа жизни, в том числе для увеличения ежедневной двигательной активности.
Об авторах
Наталья Ивановна Латышевская
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский медицинский научный центр
Email: latyshnata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8367-745X
доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой
Россия, Волгоград; Волгоград
Наталья Викторовна Левченко
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский медицинский научный центр
Автор, ответственный за переписку.
Email: chernova_n_v@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4591-0537
кандидат медицинских наук, доцент
Россия, Волгоград; ВолгоградЕкатерина Николаевна Селиверстова
Волгоградский государственный медицинский университет
Email: kathrine03@mail.ru
студентка
Россия, ВолгоградАмина Михайловна Ежкова
Волгоградский государственный медицинский университет
Email: amina.ezkova123@gmail.ru
студентка
Россия, Волгоград
Татьяна Васильевна Жукова
Ростовский государственный медицинский университет
Email: zog.zhukova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8344-5467
доктор медицинских наук, профессор
Россия, Ростов-на-ДонуБорис Николаевич Филатов
Волгоградский государственный медицинский университет
Email: filatov@rihtop.ru
ORCID iD: 0000-0002-2502-8814
доктор медицинских наук, профессор
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Балакирева А. А. Двигательная активность подростков в современном обществе. Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди, 2017;1–2.
- Романенко С. П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа. Гигиена и санитария. 2020;1(99):63–68.
- Латышевская Н. И., Ковалева М. Д. Физическое развитие и физическая подготовленность младших школьников сельской школы как аргумент для оптимизации физкультурно-оздоровительных мероприятий. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2019; 4(72):126–128.
- Попов В. И., Настаушева Т. Л., Жданова О. А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(3):238–244.
- Губарева Ю. В., Стричко А. В. Концепция норм двигательной активности человека. Modern Science. 2020;5(2):250–253.
- Самойлова А. М., Малышев Р. А. Состояние здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности школьников на современном этапе. Международный студенческий научный вестник. 2021;6. URL: https://eduherald.ru/ ru/article/view?id=20781
- Сухарев А. Г., Сергета И. В. Гигиенические аспекты нормирования двигательной активности в свободном времени подростков. Гигиена и санитария. 1994;4:25–29.
- Устинова Д. В., Хачатурова Н. Л. Оценка двигательной активности и мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой. Сб. мат. V Международная (75 Всероссийская) научно-практическая конференция: Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Екатеринбург, 2020:724–729.
