Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца
- Авторы: Горбунова ЕВ1, Горшкова ТВ1, Романова МП1, Макаров СА1
-
Учреждения:
- НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово
- Выпуск: Том 84, № 11 (2012)
- Страницы: 42-46
- Раздел: Передовая статья
- Статья получена: 10.04.2020
- Статья опубликована: 15.11.2012
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0040-3660/article/view/31125
- ID: 31125
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Резюме. Цель исследования. Оценить эффективность влияния обучающей программы на показатели качества жизни у пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС). Материалы и методы. Обследовали 122 пациента с протезированными клапанами сердца. Основную группу составили 72 пациента, прошедших обучение в школе больных с ПКС, контрольную группу - 50 больных, не участвующих в обучающей программе. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, уровню образованию, а также основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, и виду ПКС. Для оценки эффективности обучающей программы использовали опросник качества жизни SF-36. Результаты. Пациенты с ПКС исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья как в основной, так и в контрольной группах. Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 23,8% в контрольной группе и на 27,4% - в основной на фоне обучающей программы (p<0,05). При анализе значений каждой шкалы опросника получены достоверные результаты в обеих группах через 6 мес после кардиохирургического лечения (p<0,05), свидетельствующие об улучшении качества жизни. В группах сравнения имелись достоверные различия только по показателям психологического компонента здоровья. Так, через 6 мес показатель психологического компонента здоровья у пациентов, посещающих обучающую программу, оказался на 24,1% выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).Заключение. Обучающая программа для пациентов с ПКС, построенная по принципу преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет улучшения психологического компонента здоровья.
Ключевые слова
Полный текст
Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца. - Резюме. Цель исследования. Оценить эффективность влияния обучающей программы на показатели качества жизни у пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС). Материалы и методы. Обследовали 122 пациента с протезированными клапанами сердца. Основную группу составили 72 пациента, прошедших обучение в школе больных с ПКС, контрольную группу - 50 больных, не участвующих в обучающей программе. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, уровню образованию, а также основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, и виду ПКС. Для оценки эффективности обучающей программы использовали опросник качества жизни SF-36. Результаты. Пациенты с ПКС исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья как в основной, так и в контрольной группах. Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 23,8% в контрольной группе и на 27,4% - в основной на фоне обучающей программы (p<0,05). При анализе значений каждой шкалы опросника получены достоверные результаты в обеих группах через 6 мес после кардиохирургического лечения (p<0,05), свидетельствующие об улучшении качества жизни. В группах сравнения имелись достоверные различия только по показателям психологического компонента здоровья. Так, через 6 мес показатель психологического компонента здоровья у пациентов, посещающих обучающую программу, оказался на 24,1% выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).Заключение. Обучающая программа для пациентов с ПКС, построенная по принципу преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет улучшения психологического компонента здоровья.×
Об авторах
Е В Горбунова
НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово
Email: e.v.gorbunova@yandex.ru
Т В Горшкова
НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово
М П Романова
НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово
С А Макаров
НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово
Список литературы
- Погосова Н.В., Байчоров И.Х., Юферева Ю.М., Колтунов И.Е. Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: современное состояние проблемы. Кардиология 2010; 4: 66-78.
- Шевченко Ю.Л. Современные подходы к исследованию качества жизни в здравоохранении. Вестн Межнационального центра исследования качества жизни 2003; 1-2:6-15.
- Аронов Д.М., Бубнова М.Г., Погосова Г.В. и др. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца на диспансерно-поликлиническом этапе. Кардиология 2006; 2: 86-99.
- Лебедева Н.Б. Клинические, провоспалительные и гемореологические корреляты психофизиологических характеристик у больных инфарктом миокарда. Возрастные и гендерные особенности: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Кемерово 2009.
- Пономарева Н.Н. Эффективность терапевтического обучения больных, основанного на мотивационной технологии, в профилактике и лечении артериальной гипертонии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Барнаул 2006.
- Крюков Н.Н., Садреева Д.С. Школа артериальной гипертонии: критический анализ качества жизни пациентов и эффективности обучения. Атмосфера 2005; 4: 42-44.
- Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с хронической сердечной недостаточностью на качество их жизни и потребность в ранних повторных госпитализациях. Сердеч недостат 2001; 4: 187-190.
- Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в "школе пациентов с фибрилляцией предсердий". Вестн аритмол 2008; 52: 37-40.
- Кустова С.П. Первый опыт работы школы больных ишемической болезнью сердца, перенесших аортокоронарное шунтирование, на раннем этапе медицинской реабилитации. Паллиативная мед и реабил 2005; 4: 5-7.
- Олофинская И.Е. Динамика показателей качества жизни больных старше 65 лет после хирургического лечения приобретенных пороков сердца. Клин физиол кровообращ 2008; 3: 27-31.
- Немченко Е.В. Современная стратегия хирургической коррекции митральных пороков сердца с позиции анализа отдаленных результатов. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2008.
- Taillefer M.C., Dupuis G., Hardy J.F., LeMay S. Quality of life before and after heart valve surgery is influenced by gender type of valve. Quality Of Life Res 2005; 14: 769-778.
- Журавлева И.Ю., Рутковская Н.В., Одаренко Ю.Н., Горбунова Е.В. Основные принципы ведения пациентов с искусственными клапанами сердца. Метод. рекоменд. Кемерово; 2011.
- Недошивин А.О., Кутузова А.Э., Петрова Н.Н. и др. Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью. Сердеч недостат 2000; 4: 1-7.
- World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? Wid. Hth. Forum 1996; 1: 29.
- Mihaila V., Enacescu D., Devila C. General population norms for Romania using the Shot Form 36 Health Survey (SF-36). Newsletter 2001; 26: 17-18.
- Goncalves F., Marinho P., Maciel M. Quality of life assessment following heart surgery, during phase I rehabilitation, through MOS f-36 questionnaire. Rev Bras Fisioter 2006; 10: 107-112
- Погосова Г.В. Психологическая реабилитация больных, перенесших операцию коронарного шунтирования: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 1998.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)