Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Резюме. Цель исследования. Оценить эффективность влияния обучающей программы на показатели качества жизни у пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС). Материалы и методы. Обследовали 122 пациента с протезированными клапанами сердца. Основную группу составили 72 пациента, прошедших обучение в школе больных с ПКС, контрольную группу - 50 больных, не участвующих в обучающей программе. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, уровню образованию, а также основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, и виду ПКС. Для оценки эффективности обучающей программы использовали опросник качества жизни SF-36. Результаты. Пациенты с ПКС исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья как в основной, так и в контрольной группах. Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 23,8% в контрольной группе и на 27,4% - в основной на фоне обучающей программы (p<0,05). При анализе значений каждой шкалы опросника получены достоверные результаты в обеих группах через 6 мес после кардиохирургического лечения (p<0,05), свидетельствующие об улучшении качества жизни. В группах сравнения имелись достоверные различия только по показателям психологического компонента здоровья. Так, через 6 мес показатель психологического компонента здоровья у пациентов, посещающих обучающую программу, оказался на 24,1% выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).Заключение. Обучающая программа для пациентов с ПКС, построенная по принципу преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет улучшения психологического компонента здоровья.

Полный текст

Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца. - Резюме. Цель исследования. Оценить эффективность влияния обучающей программы на показатели качества жизни у пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС). Материалы и методы. Обследовали 122 пациента с протезированными клапанами сердца. Основную группу составили 72 пациента, прошедших обучение в школе больных с ПКС, контрольную группу - 50 больных, не участвующих в обучающей программе. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, уровню образованию, а также основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, и виду ПКС. Для оценки эффективности обучающей программы использовали опросник качества жизни SF-36. Результаты. Пациенты с ПКС исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья как в основной, так и в контрольной группах. Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 23,8% в контрольной группе и на 27,4% - в основной на фоне обучающей программы (p<0,05). При анализе значений каждой шкалы опросника получены достоверные результаты в обеих группах через 6 мес после кардиохирургического лечения (p<0,05), свидетельствующие об улучшении качества жизни. В группах сравнения имелись достоверные различия только по показателям психологического компонента здоровья. Так, через 6 мес показатель психологического компонента здоровья у пациентов, посещающих обучающую программу, оказался на 24,1% выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).Заключение. Обучающая программа для пациентов с ПКС, построенная по принципу преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет улучшения психологического компонента здоровья.
×

Об авторах

Е В Горбунова

НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово

Email: e.v.gorbunova@yandex.ru

Т В Горшкова

НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово

М П Романова

НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово

С А Макаров

НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, Кемерово

Список литературы

  1. Погосова Н.В., Байчоров И.Х., Юферева Ю.М., Колтунов И.Е. Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: современное состояние проблемы. Кардиология 2010; 4: 66-78.
  2. Шевченко Ю.Л. Современные подходы к исследованию качества жизни в здравоохранении. Вестн Межнационального центра исследования качества жизни 2003; 1-2:6-15.
  3. Аронов Д.М., Бубнова М.Г., Погосова Г.В. и др. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца на диспансерно-поликлиническом этапе. Кардиология 2006; 2: 86-99.
  4. Лебедева Н.Б. Клинические, провоспалительные и гемореологические корреляты психофизиологических характеристик у больных инфарктом миокарда. Возрастные и гендерные особенности: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Кемерово 2009.
  5. Пономарева Н.Н. Эффективность терапевтического обучения больных, основанного на мотивационной технологии, в профилактике и лечении артериальной гипертонии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Барнаул 2006.
  6. Крюков Н.Н., Садреева Д.С. Школа артериальной гипертонии: критический анализ качества жизни пациентов и эффективности обучения. Атмосфера 2005; 4: 42-44.
  7. Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с хронической сердечной недостаточностью на качество их жизни и потребность в ранних повторных госпитализациях. Сердеч недостат 2001; 4: 187-190.
  8. Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в "школе пациентов с фибрилляцией предсердий". Вестн аритмол 2008; 52: 37-40.
  9. Кустова С.П. Первый опыт работы школы больных ишемической болезнью сердца, перенесших аортокоронарное шунтирование, на раннем этапе медицинской реабилитации. Паллиативная мед и реабил 2005; 4: 5-7.
  10. Олофинская И.Е. Динамика показателей качества жизни больных старше 65 лет после хирургического лечения приобретенных пороков сердца. Клин физиол кровообращ 2008; 3: 27-31.
  11. Немченко Е.В. Современная стратегия хирургической коррекции митральных пороков сердца с позиции анализа отдаленных результатов. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2008.
  12. Taillefer M.C., Dupuis G., Hardy J.F., LeMay S. Quality of life before and after heart valve surgery is influenced by gender type of valve. Quality Of Life Res 2005; 14: 769-778.
  13. Журавлева И.Ю., Рутковская Н.В., Одаренко Ю.Н., Горбунова Е.В. Основные принципы ведения пациентов с искусственными клапанами сердца. Метод. рекоменд. Кемерово; 2011.
  14. Недошивин А.О., Кутузова А.Э., Петрова Н.Н. и др. Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью. Сердеч недостат 2000; 4: 1-7.
  15. World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? Wid. Hth. Forum 1996; 1: 29.
  16. Mihaila V., Enacescu D., Devila C. General population norms for Romania using the Shot Form 36 Health Survey (SF-36). Newsletter 2001; 26: 17-18.
  17. Goncalves F., Marinho P., Maciel M. Quality of life assessment following heart surgery, during phase I rehabilitation, through MOS f-36 questionnaire. Rev Bras Fisioter 2006; 10: 107-112
  18. Погосова Г.В. Психологическая реабилитация больных, перенесших операцию коронарного шунтирования: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 1998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Консилиум Медикум", 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Адрес издателя

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

Адрес редакции

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

По вопросам публикаций

  • +7 (926) 905-41-26
  • editor@ter-arkhiv.ru

По вопросам рекламы

  • +7 (495) 098-03-59

 

 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах