Impact of a learning program on the psychological aspects of quality of life in patients with prosthetic heart valves


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To evaluate the impact of a learning program on quality of life indicators in patients with prosthetic heart valves (PHV).Subjects and methods. One hundred and twenty-two patients with PHV were examined. A study group consisted of 72 patients who were trained at PHV school; a control group comprised 50 untrained patients. The comparison groups were matched for age, gender, education level, the underlying disease that had been a cause of heart disease, and the type of PHV. The SF-36 questionnaire assessing quality of life was used to evaluate the effectiveness of the learning program. Results. At baseline, before cardiac surgery, the patients with PHV showed low physical and mental health indicators in both groups. At 6-month follow-up, the physical health component was increased by 23.8% in the control group and by 27.4% in the study group trained by the learning program (p<0.05). Analysis of the scores of each scale of the questionnaire yielded significant results in both groups after 6 months of cardiac surgery (p<0.05), which showed better quality of life. The comparison groups had significant differences only in the scores of the mental health component. Thus, following 6 months the mental health component was 24.1% higher in the learning program group than in the control one (p<0.05). Conclusion. The learning program for patients with PHV, which is based on the principle of continuity of the in- and outpatient management, contributes to better quality of life mainly due to an improvement in the mental health component.

Full Text

Влияние обучающей программы на психологические аспекты качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца. - Резюме. Цель исследования. Оценить эффективность влияния обучающей программы на показатели качества жизни у пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС). Материалы и методы. Обследовали 122 пациента с протезированными клапанами сердца. Основную группу составили 72 пациента, прошедших обучение в школе больных с ПКС, контрольную группу - 50 больных, не участвующих в обучающей программе. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, уровню образованию, а также основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, и виду ПКС. Для оценки эффективности обучающей программы использовали опросник качества жизни SF-36. Результаты. Пациенты с ПКС исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья как в основной, так и в контрольной группах. Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 23,8% в контрольной группе и на 27,4% - в основной на фоне обучающей программы (p<0,05). При анализе значений каждой шкалы опросника получены достоверные результаты в обеих группах через 6 мес после кардиохирургического лечения (p<0,05), свидетельствующие об улучшении качества жизни. В группах сравнения имелись достоверные различия только по показателям психологического компонента здоровья. Так, через 6 мес показатель психологического компонента здоровья у пациентов, посещающих обучающую программу, оказался на 24,1% выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).Заключение. Обучающая программа для пациентов с ПКС, построенная по принципу преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет улучшения психологического компонента здоровья.
×

References

  1. Погосова Н.В., Байчоров И.Х., Юферева Ю.М., Колтунов И.Е. Качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: современное состояние проблемы. Кардиология 2010; 4: 66-78.
  2. Шевченко Ю.Л. Современные подходы к исследованию качества жизни в здравоохранении. Вестн Межнационального центра исследования качества жизни 2003; 1-2:6-15.
  3. Аронов Д.М., Бубнова М.Г., Погосова Г.В. и др. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца на диспансерно-поликлиническом этапе. Кардиология 2006; 2: 86-99.
  4. Лебедева Н.Б. Клинические, провоспалительные и гемореологические корреляты психофизиологических характеристик у больных инфарктом миокарда. Возрастные и гендерные особенности: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Кемерово 2009.
  5. Пономарева Н.Н. Эффективность терапевтического обучения больных, основанного на мотивационной технологии, в профилактике и лечении артериальной гипертонии: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Барнаул 2006.
  6. Крюков Н.Н., Садреева Д.С. Школа артериальной гипертонии: критический анализ качества жизни пациентов и эффективности обучения. Атмосфера 2005; 4: 42-44.
  7. Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с хронической сердечной недостаточностью на качество их жизни и потребность в ранних повторных госпитализациях. Сердеч недостат 2001; 4: 187-190.
  8. Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в "школе пациентов с фибрилляцией предсердий". Вестн аритмол 2008; 52: 37-40.
  9. Кустова С.П. Первый опыт работы школы больных ишемической болезнью сердца, перенесших аортокоронарное шунтирование, на раннем этапе медицинской реабилитации. Паллиативная мед и реабил 2005; 4: 5-7.
  10. Олофинская И.Е. Динамика показателей качества жизни больных старше 65 лет после хирургического лечения приобретенных пороков сердца. Клин физиол кровообращ 2008; 3: 27-31.
  11. Немченко Е.В. Современная стратегия хирургической коррекции митральных пороков сердца с позиции анализа отдаленных результатов. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2008.
  12. Taillefer M.C., Dupuis G., Hardy J.F., LeMay S. Quality of life before and after heart valve surgery is influenced by gender type of valve. Quality Of Life Res 2005; 14: 769-778.
  13. Журавлева И.Ю., Рутковская Н.В., Одаренко Ю.Н., Горбунова Е.В. Основные принципы ведения пациентов с искусственными клапанами сердца. Метод. рекоменд. Кемерово; 2011.
  14. Недошивин А.О., Кутузова А.Э., Петрова Н.Н. и др. Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью. Сердеч недостат 2000; 4: 1-7.
  15. World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? Wid. Hth. Forum 1996; 1: 29.
  16. Mihaila V., Enacescu D., Devila C. General population norms for Romania using the Shot Form 36 Health Survey (SF-36). Newsletter 2001; 26: 17-18.
  17. Goncalves F., Marinho P., Maciel M. Quality of life assessment following heart surgery, during phase I rehabilitation, through MOS f-36 questionnaire. Rev Bras Fisioter 2006; 10: 107-112
  18. Погосова Г.В. Психологическая реабилитация больных, перенесших операцию коронарного шунтирования: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 1998.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Address of the Editorial Office:

  • Alabyan Street, 13/1, Moscow, 127055, Russian Federation

Correspondence address:

  • Alabyan Street, 13/1, Moscow, 127055, Russian Federation

Managing Editor:

  • Tel.: +7 (926) 905-41-26
  • E-mail: e.gorbacheva@ter-arkhiv.ru

 

© 2018-2021 "Consilium Medicum" Publishing house


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies