Fabulus of the concert for the 100th anniversary of Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

On the basis of critical analysis of sources the author reveals the role of doctors in opera productions, ballet and art in general. Looking through opera librettos and director's productions the author makes conclusions about characteristic human health problems, treatment methods used and the social status of doctors. About 10 percent of the four hundred opera and ballet productions performed today include doctor characters. These characters differ significantly from each other, depending on the time of creation of the work or the era reflected in the plot.

Full Text

Список сокращений

МГМСУ ‒ Московский государственный медико-стоматологический университет

Введение

Врачи – очень талантливые люди! Понимание процессов жизни и смерти, острое осознание конечности бытия обусловливают богатство и глубину их натуры. Огромная ментальная и эмоциональная нагрузка, постоянное чувство ответственности за здоровье, а порой и жизнь человека воспитывают в них решимость, твердость в действиях. Среди медиков немало тех, кто остался в истории не только как врачеватель, но и сделал себе мировое имя как композитор, писатель, поэт или ученый. Во многом этому способствовали медицинские знания в сочетании с высокими нравственными началами.

Тема медицины и искусства – двух эпохальных направлений мировой культуры – давно вдохновляет историков медицины. Ряд исследований посвящен анализу живописи. Таковы, например, работы Алана и Марсии Эмери «Медицина в искусстве» в 2 т. (М.: Центр развития межсекторальных программ, 2009 г.) с замечательным переводом и комментариями, а также под редакцией проф. Т. Сорокиной; Хорди Виге и Мелиссы Рикеттс «Медицина в искусстве: от античности до наших дней» (М.: МЕДпресс-информ, 2009 г.); К.А. Пашкова, Е.Е. Бергер, Г.Г. Слышкина и др. «История медицины в музейных коллекциях» в 2 ч. (М.: Магистраль, 2018 г.).

Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова начал развитие искусствоведческого направления в 2014 г., и в свет вышла книга акад. РАН, проф. О.О. Янушевича и соавт. «Зубы. Сб. литературных произведений русских и зарубежных авторов на тему стоматологии» [1], включающая выдержки из известных литературных произведений на данную тему как отечественных, так и зарубежных авторов. Многие их них хорошо знакомы широкой публике. Напомним имена наиболее известных российских литераторов из этой блестящей плеяды.

Писатели в медицине

Писателем и драматургом, величайшим мастером короткого рассказа, любимейшим автором миллионов читателей является Антон Павлович Чехов (1860‒1904), выпускник медицинского факультета Московского университета. Не знаем, что бы нам рассказал о своем сокурснике Илья Матвеевич Коварский (1856‒1955), основавший первую московскую зубоврачебною школу [2], однако известно, что еще в пору студенчества Чехов сотрудничал с литературными журналами, что и определило его дальнейший жизненный путь. «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоедает одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют. Не будь у меня медицины, то я свой досуг и свои мысли едва ли отдавал литературе», – признавался Антон Чехов в письме к издателю Алексею Суворину, опубликованном в книге А.А. Измайлова «Чехов» (1916 г.).

Чехов любил и уважал русских врачей, сделал их героями многих своих произведений, потому что не понаслышке знал цену их профессиональным усилиям. Ему принадлежат и такие прекрасные строки: «Профессия врача – это подвиг. Она требует самоотречения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

Владимир Иванович Даль (1801‒1872) ‒ крупный русский ученый-лексикограф, литератор, почетный член Императорской академии наук, основатель русской научной диалектологии. Наиболее известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». С 18 лет, еще во время службы на флоте, он записывал малознакомые слова и их значение, а в целом на составление словаря у Даля ушло 53 года. Однако мало кто знает о том, что он был военным врачом. Будучи одним из лучших студентов, еще в годы учебы преуспевал в хирургии. Сдав экзамены, досрочно отправился на флот. Как говорил Н.И. Пирогов: «Даль переседлал из моряков в лекари». Был участником Русско-турецкой войны 1828‒1829 гг., польской кампании 1831 г. Затем практиковал в военно-сухопутном госпитале Петербурга. «Солнце русской поэзии» Александр Пушкин умер на руках у Владимира Даля [3].

Писатель Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия Смидович; 1867‒1945) родился в семье врача, окончил медицинский факультет Дерптского университета [4] и имел постоянную врачебную практику. Как врач участвовал в нескольких войнах (Русско-японская, Первая мировая), однако читающей публике он больше известен как автор книги «Записки врача» и переводчик античных текстов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. В автобиографии В.В. Вересаев писал: «Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов». Какое глубокое высказывание, и насколько актуально оно звучит! Разве эти слова не являются доказательством приоритета фундаментального знания при выборе будущего? Как близки они к пониманию сущности врача и человека! И как далеко от их значения нас увели реалии XXI в.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891‒1940) – врач, выдающийся писатель, драматург, театральный деятель. В Первую мировую войну попал на фронт, где служил в прифронтовых госпиталях в городах Каменец-Подольск, Черновцы, Киев. Прямо с фронта его направили в Смоленскую губернию заведовать больницей. Булгаков принимал по 50 больных в день. Об этом периоде жизни он позже написал автобиографический цикл «Записки юного врача». В 1918 г. возвратился в Киев, а еще через год оставил медицину, чтобы стать писателем. Но оставил ли? «Медицина, история ее? Заблуждения ее? История ее ошибок», – произнес он незадолго до смерти [5, 6].

Медицина и музыка

Тема, которой мы коснулись, необъятна. И чем глубже погружаешься в нее, тем отчетливее убеждаешься в том, что врачи действительно очень талантливы! Трудно даже предположить, как бы обогатилось мировое искусство, если бы австрийский хирург Теодор Бильрот (1829‒1894) все-таки стал музыкантом. Ведь он ни о чем другом, кроме музыки, и не помышлял. Обладал незаурядными музыкальными способностями пианиста, написал в юные годы фортепианный концерт, несколько камерных произведений и, даже будучи студентом Геттингенского университета, блестяще аккомпанировал на концерте знаменитой шведской певице Женни Линд. Уже став известным врачом, часами играл Баха.

Буквально не расставался с виолончелью знаменитый врач Сергей Петрович Боткин (1832‒1889). Это была не просто страсть к музыке. О своем увлечении он говорил так: «Это моя освежающая ванна», средство для «мозговой энергии». До 50 лет С.П. Боткин трижды в неделю брал уроки музыки, причем часто репетировал прямо в клинике. Литературно-художественные вечера (салоны), проводившиеся в доме его отца, стали традицией и для сына. В гостях на «боткинских субботах» перебывал весь медицинский и научный петербургский свет: Д.И. Менделеев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Г. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Н.А. Белоголовый, В.Л. Грубер, Н.М. Якубович и многие другие [7, 8].

XX в. также богат на знаменитостей, снявших белый халат ради занятия искусством, литературой. Особенно сейчас, когда мир захвачен новостями о «чуме ХХI в.», все более органично и оправданно выглядит присутствие медиков не только в нашей повседневной жизни, но и на сцене – такое же порой безмолвное, но наполненное драматизмом и тягой человека к жизни!

Медицина в опере

«Медицина и опера» ‒ междисциплинарный проект, который стартовал в 2012 г. в Риге, в Музее медицины им. Пауля Страдыня [9]. Автор проекта ‒ д-р мед. наук, проф. Юрис Салакс, идейный вдохновитель ‒ Андрейс Жагарс (1958‒2019) ‒ театральный деятель, руководитель Латвийской национальной оперы (1996‒2013). Старт проекту дала лекция известного итальянского исследователя оперы Карло Менарди. Его выступление в музее на тему «Медицина в итальянских операх» вызвала неподдельный интерес публики. В России в 2016 г. тема была продолжена на Съезде Российского общества историков медицины концертом мастеров оперного искусства.

«Опера» в переводе с лат. означает «труд». Синтез музыки, стихов и сценического действия невозможен без главной темы, идеи. За 3 столетия существования этого особого жанра искусства оперные постановки отразили многие аспекты жизни общества различных эпох. В опере историки медицины черпают не только вдохновение, но и порой определенные исторические детали. По оперным либретто и режиссерским постановкам можно судить о характерных проблемах здоровья людей, применяемых методах лечения, социальном статусе врачей. Примерно в 10% из 400 исполняемых в наши дни опер присутствуют персонажи-врачи, образы которых существенно отличаются друг от друга в зависимости от времени создания произведения или отражаемой в сюжете эпохи. А образы некоторых врачей на сцене Государственного академического Большого театра России (далее – Большой театр) созданы с такой выразительностью и документальной точностью, что по ним можно изучать историю медицинского костюма.

Без преувеличения можно сказать, что из врачей самый яркий след в музыке оставил профессор Медико-хирургической академии, выдающийся ученый-химик, один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге Александр Порфирьевич Бородин (1833‒1887). Он сделал немало открытий в области органической химии, однако мировую славу ему принесли именно занятия музыкой. А.П. Бородин – великий русский композитор, вершина музыкального творчества которого ‒ опера «Князь Игорь». «Половецкие пляски» стали визитной карточкой русской оперной сцены.

Классические оперы XVIII в. основывались главным образом на мифологических сюжетах, в которых действовали боги, античные или библейские герои. Однако уже на исходе XVIII столетия, в начале романтического периода, в операх появляются роли третьего плана (главным образом комические персонажи) – шарлатаны, цирюльники, странствующие врачи, псевдоцелители.

В опере Вольфганга Амадея Моцарта (1756‒1791) «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» («Cosi fan tutte»)1 камеристка Деспина (сопрано), переодевшись врачом, якобы оживляет двух молодых офицеров, «принявших яд», чтобы завоевать сердца ее молодых хозяек ‒ сестер Фьордилиджи и Дорабеллы.

Еще один яркий образ ‒ доктор Бартоло (бас) из Севильи в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» («Le nozze di Figaro ossia la folle giornata»)2 ‒ становится живейшим участником настоящей любовной интриги. Ключница графа Альмавивы Марцелина давно имеет виды на Фигаро, да еще и получила от него письменное обещание жениться, если он не вернет ей долг, но Фигаро выбрал в невесты Сюзанну, и надо срочно расстроить их свадьбу. Желая получить поддержку, Марцелина показывает расписку своему давнему возлюбленному доктору Бартоло. В своей арии «Час отмщения» («La vendetta») тот клянется помочь ей отомстить Фигаро.

Доктор Бартоло (бас-буффо) ‒ важное действующее лицо и в опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1792‒1868) с красивейшей арией «Я недаром доктор зоркий» («A un dottor della mia sorte»). Здесь следует отдельно сказать о французском драматурге Пьере Бомарше (1732‒1799). Обе оперы написаны на сюжеты его пьес «Севильский цирюльник» (1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784). Именно эти комедии сделали Бомарше самым любимым писателем Франции того времени. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд! Наполеон говорил о ней как о «революции в действии» [10].

В опере «Любовный напиток» («L'elisir d'amore»)3 итальянца Гаэтано Доницетти (1797‒1848), написанной на основе одноименного водевиля Эжена Скриба, в деревне появляется странствующий лекарь Дулькамара. Он предлагает всем желающим «чудодейственные бальзамы», и торговля идет полным ходом. К нему обращается деревенский парень Неморино, безответно влюбленный в местную красавицу Адину. Не растерявшись, Дулькамара вручает влюбленному бутылку обыкновенного вина, предупредив, что подействует «волшебный эликсир» только через сутки. Одна из самых ярких сцен оперы ‒ это та, в которой нетерпеливый Неморино, опустошив бутылку с «любовным напитком», разумеется, осмелел и признался в любви к Адине. Публика с восторгом встретила и прекрасную музыку, и комизм ситуации, и скрытую мораль об излишнем доверии лекарям-самозванцам.

Некоторые персонажи опер XIX в. представляют собой прототип современного семейного врача. Например, в «Сказках Гофмана» («Les contes d'Hoffmann»)4 Жака Оффенбаха (1819‒1880) доктор Миракль (бас-баритон) лечит Антонию, страдающую, вероятно, врожденным пороком сердца. Джузеппе Верди (1813‒1901) в «Травиате» («La traviata», от итал. «падшая», «заблудшая»)5 отводит особую роль доктору Гренвилю (бас), лечащему главную героиню Виолетту от туберкулеза. Парижанка Мими в опере «Богема» («La bohème»)6 Джакомо Пуччини (1858‒1924) неизлечимо больна чахоткой (устаревшее название туберкулеза) и умирает на руках возлюбленного. От туберкулеза также погибает и Манон Леско ‒ героиня одноименной оперы7 французского композитора Жюля Массне (1842‒1912). Опера шла с большим успехом. Однако это не помешало Джакомо Пуччини заказать обновленное либретто, в создании которого приняли участие Руджеро Леонкавалло, Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза, и явить миру свою «Манон Леско» («Manon Lescaut»)8. «Массне воспринимает этот сюжет как француз ‒ с пудрой и менуэтами, я же как итальянец ‒ с отчаянием и страстью», ‒ говорил Пуччини. Отметим, что речь о туберкулезе идет как минимум в 3 популярнейших операх. И это совсем не случайно. Чахотка в аристократических кругах считалась благородной и романтической болезнью. Бледность и задумчивость больной девушки, лихорадочный (чахоточный) румянец и блеск в глазах от многомесячной температуры – этим симптомам подражали, припудривая лицо и нанося румяна. До открытия в 1882 г. палочки Коха было еще далеко, представления о причинах недуга оставались весьма туманными. Да и каменное жилищное строительство, сырость, плохо протапливаемые помещения, скученность, недостаточные знания о гигиене жилища создавали идеальные условия для возникновения и распространения заболевания. К тому же больных никто не изолировал, они выходили в свет и увеличивали круг заболевших [11].

В сюжетах опер того времени врачи представлены как весьма уважаемые в обществе люди.

В опере «Русалка» («Rusalka»)9 Антонина Дворжака (1841‒1904) на сцене царствует доктор Ежибаба (сопрано) – ведьма, знахарка и колдунья. Ее образ наиболее полно раскрыт в постановке Большого театра 2019 г. (редакция Айнарса Рубикиса и Тимофея Кулябина)10, где в 3-м действии в больничной палате под капельницами лежит впавшая в кому Русалка [12].

Настоящие шекспировские страсти кипят в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844‒1908) «Царская невеста»11. Любовь, страсть, ревность, зависть и как результат ‒ преступление… Трагичная история мрачной эпохи Ивана Грозного никого не оставляет равнодушным. Елисей Бомелий (тенор) ‒ царский лекарь, авантюрист из Вестфалии Элизеус Бомелиус, занимавшийся при дворе Ивана Грозного астрологией и магией. В летописях он упоминается как «злой еретик», «лютый волхв». Официально числился придворным лекарем. Н.М. Карамзин писал: «Злобный клеветник Бомелий составлял губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту» [13].

Петр Ильич Чайковский (1840‒1893) в своей любимейшей опере «Иоланта»12 дарит нам образ мавританского врача Эбн-Хакиа (баритон). «Я напишу такую оперу, что все будут плакать», ‒ писал П.И. Чайковский, работая над этим произведением. Что, собственно, и происходит на лучших сценах мира уже более века при исполнении «Иоланты» [14].

В произведениях XX в. врач часто изображается не только как клиницист, но и как ученый, исследователь. Одной из наиболее характерных в этом смысле является экспрессионистская опера австрийского композитора Альбана Берга (1885‒1935) «Воццек» («Wozzeck»)13, где мы видим врача (бас), проводящего медицинские эксперименты и наблюдения. Действие оперы происходит в 1836 г. Воццек – бесправный и бедный солдат, единственной отрадой которого является подруга Мари и их маленький сын. Бесчувственный тупой капитан, у которого Воццек служит денщиком, упрекает его за внебрачного ребенка. Не в силах противостоять угрызениям совести, приступам ревности, Воццек поддается отчаянию, балансирует на грани безумия. Врач, заинтересованный его случаем, предлагает ему деньги за участие в исследованиях. Однако страшные галлюцинации, утрата душевного здоровья приводят несчастного героя к жизненной катастрофе…

Опера Сергея Сергеевича Прокофьева (1891‒1953) «Повесть о настоящем человеке»14 по мотивам одноименного произведения Бориса Полевого о летчике-истребителе Алексее Маресьеве выдвигает врачей на первый план. Здесь мы видим медицинский персонал (врача, медсестру, обучающую летчика танцевать на протезах), больничную палату, операционную и разлетевшиеся на цитаты «реплики» оперных персонажей: «Что делают у ног моих люди в белых халатах? В страшных марлевых масках?», «Резать немедленно! Надо резать! Иначе погибнешь!» и др. Премьера в новой редакции (после разгромного закрытого показа в Ленинградском театре оперы и балета, ныне Мариинский театр) состоялась в Большом театре уже после смерти композитора, в 1960 г.

Героем современной оперы стал известный врач-филантроп, доктор Федор Петрович Гааз (1780‒1853). Изменившему систему тюремной медицины в России и спасшему сотни людей в застенках тюрем доктору Гаазу посвящено немало книг. Спектакль «Доктор Гааз»15 композитора Алексея Сергунина на либретто Людмилы Улицкой ‒ единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора». «Одиннадцать эпизодов оперы по силе воздействия на публику напоминают контрастный душ», ‒ пишет в анонсе спектакля на своем сайте Московский музыкальный театр «Геликон-опера».

Медицина в оперетте

Вероятно, было бы неправильным обидеть невниманием оперетту. «Доктор Миракль»16 («Le Docteur Miracle») написан Жоржем Бизе (1838‒1875) в 18 лет. Театру Буфф в Париже, который возглавлял в то время «король оперетты» Жак Оффенбах, нужно было расширить репертуар. Объявили конкурс на музыку к либретто известных тогда драматургов Леона Баттю и Людовика Галеви. Победителя ждала постановка на прославленной сцене и денежный приз. Из 78 заявленных кандидатов победу одержал Бизе. Сюжет незатейлив: дочь подесты Падуи (глава администрации – прим. авт.) Лауретта влюблена в молодого офицера Сильвио, но ее отец на дух не переносит военных. Тогда Сильвио переодевается крестьянином и под именем Паскена нанимается слугой в их дом. Паскен готовит для отца омлет, а после обеда заявляет, что омлет был отравлен. Отец зовет врача. Приходит доктор Миракль (снова переодетый Сильвио), который его «исцеляет» в обмен на руку дочери [15]. Оперетта обошла лучшие театральные сцены мира, а в Россию добралась лишь в 2014 г. Премьера состоялась в Тольятти, на фестивале «Классика OPENFEST-2014».

В другой оперетте ‒ мюзикле Георгия Цабадзе (1924‒1986) «Мой безумный брат»17 ‒ мы встречаем доктора Томсона: тюремного врача, который осматривает душевнобольных. Первое представление состоялось в Волгограде.

В этом искрометном и веселом жанре особняком стоит оперетта Артемия Айвазяна (1902‒1975) «Восточный дантист»18 по одноименной комедии классика армянской литературы Акопа Пароняна. Дантист, женившись из корыстных соображений, постоянно попадает в смешные и нелепые ситуации из-за своих любовных похождений [16]. Музыка А. Айвазяна ‒ легкая, с ярко выраженным восточным колоритом. Помимо того, что здесь дантист – главный герой, декорации, тексты, арии – все пропитано медициной, а точнее ‒ стоматологией.

Медицина в балете

Классический балет тоже не остался в стороне от медицины. Сегодня в Большом театре «Иоланту» П.И. Чайковского начинают с симфонической сюиты из балета «Щелкунчик». Одноактная опера не занимала полного театрального вечера. При первой постановке возникла необходимость дополнения ее другими произведениями. Сам композитор планировал (и так произошло на премьере оперы) соединить «Иоланту» с двухактным балетом «Щелкунчик», созданным по мотивам сказки Эрнста Гофмана (1776‒1822). Тем самым театральный вечер становился трехактным, а также сохранялось традиционное соединение пения и танца. Согласно либретто балета в сочельник Фриц и Мари ‒ дети советника медицины Штальбаума ‒ получают от родителей подарки: кукол, игрушечных гусар, деревянного коня, а также игрушку Щелкунчик, которая умеет «разгрызать» твердые орехи... Так благодаря Гофману в одном балете соединились и уважаемый доктор, и аллегорический зубоврачеватель.

В балете «Мастер и Маргарита»19 по одноименному роману М.А. Булгакова на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара врач-психиатр Стравинский принимает в клинике Ивана Бездомного, сведенного с ума. И если бы только его одного…

В балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» обедневший аптекарь, к которому Ромео приходит за ядом, отлично знает, что идет на преступление, но не в силах терпеть собственную бедность.

В балете «Анна Каренина»20 на музыку Альфреда Шнитке автор либретто Джон Ноймайер вывел 4 акушерок, которые помогают рождению дочери Анны от Вронского. Здесь и родовые муки, и страсть, и любовь!

Ведьмам тоже нашлось место в балете, да какое! К примеру, Мэдж в «Сильфиде»21 Германа Левенскольда (1815‒1870), несомненно, представляет собой самый загадочный персонаж. В многочисленных постановках ее образ решен по-разному: от старухи до эффектной рыжеволосой красавицы. В либретто Адольфа Нурри и Филиппо Тальони 1832 г. Мэдж значится как «вещунья и гадалка...» [17]. А разве не от так называемых вещуний, ведьм (от слова «ведать», «знать») происходит народная медицина древнего мира и всех последующих эпох?

Заключение

Изучение музыкальных шедевров, взаимосвязи искусства и медицины сквозь призму гениальных творений, отражающих сущность человеческого бытия, необходимо сегодня молодому поколению любого образовательного уровня. Разнообразие межотраслевых знаний, развитие художественного вкуса способствуют открытию порой скрытых талантов и направлений в искусстве и профессиональной деятельности. По мысли Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное волнение на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». МГМСУ им. А.И. Евдокимова раскрывает это направление, создавая для будущих врачей возможности художественного воспитания и умения ценить и наслаждаться творениями великих мастеров. Концерт «Врачи в опере» станет не только гимном старейшему вузу России, но и настоящим просветительским проектом.

Раскрытие интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Disclosure of interest. The author declares that he has no competing interests.

Вклад автора. Автор декларирует соответствие своего авторства международным критериям ICMJE.

Author’s contribution. The author declares the compliance of their authorship according to the international ICMJE criteria.

Источник финансирования. Автор декларирует отсутствие внешнего финансирования для проведения исследования и публикации статьи.

Funding source. The author declares that there is no external funding for the exploration and analysis work.

1Годы создания ‒ 1789‒1790, первая постановка ‒ 26 января 1790 г.

2Год создания ‒ 1786, первая постановка ‒ 1 мая 1786 г.

3Первая постановка ‒ 12 мая 1832 г.

4Год создания ‒ 1873, первая постановка ‒ 10 февраля 1881 г.

5Год создания ‒ 1853, первая постановка ‒ 6 мая 1854 г.

6Год создания ‒ 1896, первая постановка ‒ 1 февраля 1896 г.

7Год создания ‒ 1883, первая постановка ‒ 19 января 1884 г.

8Год создания ‒ 1890, первая постановка ‒ 1 февраля 1893 г.

9Год создания ‒ 1900, первая постановка ‒ 31 марта 1901 г.

10Премьера состоялась 6 марта 2019 г.

11Год создания ‒ 1898, первая постановка ‒ 22 октября 1899 г.

12Год создания ‒ 1891, первая постановка ‒ 6 декабря 1892 г.

13Годы создания ‒ 1914‒1922, первая постановка ‒ 14 декабря 1925 г.

14Год создания ‒ 1948, первая постановка ‒ 3 декабря 1948 г.

15Премьера состоялась 16 апреля 2016 г.

16Премьера состоялась 9 апреля 1857 г.

17Премьера состоялась в 1965 г.

18Год создания ‒ 1943, премьера состоялась в 1956 г.

19Премьера состоялась 1 декабря 2021 г. на сцене Большого театра.

20Премьера состоялась 23 марта 2018 г. на сцене Большого театра.

21Год создания – 1832, первая постановка – 12 марта 1832 г.

×

About the authors

Konstantin A. Pashkov

Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry; Semashko National Research Institute of Public Health

Author for correspondence.
Email: 7246954@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9155-4006

д-р мед. наук, проф., зав. каф. истории медицины ФГБОУ ВО МГМСУ, гл. науч. сотр. ФГБНУ «ННИИОЗ им. Н.А. Семашко»

Russian Federation, Moscow; Moscow

References

  1. Янушевич О.О., Пашков К.А., Бергер Е.Е., Туторская М.С. Зубы. Сборник литературных произведений русских и зарубежных авторов на тему стоматологии. М.: МГМСУ, 2016 [Ianushevich OO, Pashkov KA, Berger EE, Tutorskaia MS. Zuby. Sbornik literaturnykh proizvedenii russkikh i zarubezhnykh avtorov na temu stomatologii. Moscow: MGMSU, 2016 (in Russian)].
  2. Жмака А.Г., Пашков К.А. Становление отечественной стоматологии как самостоятельной научной и практической дисциплины: роль зубоврачебных школ. Альманах РОИМ. 2022;6:5-12 [Zhmaka AG, Pashkov KA. Stanovlenie otechestvennoi stomatologii kak samostoiatel'noi nauchnoi i prakticheskoi distsipliny: rol' zubovrachebnykh shkol. Al'manakh ROIM. 2022;6:5-12 (in Russian)].
  3. Пушкин и его современники: мат-лы и исследования. Повременное изд. Комиссии для изд. сочинений Пушкина при Отделении рус. яз. и словесности Имп. акад. наук. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1916. Вып. 25/27 [Pushkin i ego sovremenniki: mat-ly i issledovaniia. Povremennoe izd. Komissii dlia izd. sochinenii Pushkina pri Otdelenii rus. iaz. i slovesnosti Imp. akad. nauk. Saint Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii nauk, 1916. Vyp. 25/27 (in Russian)].
  4. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009 [Gur'eva TN. Novyi literaturnyi slovar'. Rostov-on-Don: Feniks, 2009 (in Russian)].
  5. Вохидова Ш.Ш., Сигайло О.Л., Яшина В.С. Медицинские сюжеты в произведениях М.А. Булгакова (к 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова). Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016;6(5):497 [Vokhidova ShSh, Sigaiilo OL, Iashina VS. Meditsinskie siuzhety v proizvedeniiakh M.A. Bulgakova (k 125-letiiu so dnia rozhdeniia M.A. Bulgakova). Bulletin of Medical Internet conferences. 2016;6(5):497 (in Russian)].
  6. Каган-Пономарев М.Я. Литераторы-врачи. М.: Институт компьютерных исследований, 2014 [Kagan-Ponomarev MIa. Literatory-vrachi. Moscow: Institut komp'iuternykh issledovanii, 2014 (in Russian)].
  7. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышления о врачах и музыкантах. М.: МЕДпресс-информ, 2002 [Dvoretskii LI. Muzyka i meditsina. Razmyshleniia o vrachakh i muzykantakh. Moscow: MEDpress-inform, 2002 (in Russian)].
  8. Микиртичан Г.Л. Врачи и музыка. Церковь и медицина. 2016;2:123-35. Режим доступа: http://mag.opvspb.ru/publications/istoricheskie-materialy/118/. Ссылка активна на 06.08.2022 [Mikirtichan GL. Vrachi i muzyka. Church and Medicine. 2016;2:123-35. Available at: http://mag.opvspb.ru/publications/istoricheskie-materialy/118/. Accessed: 06.08.2022 (in Russian)].
  9. Салакс Ю., Калсерис М. Медицина и опера. Врачи в оперных постановках. Режим доступа: https://historymed.ru/encyclopedia/news/index.php?ELEMENT_ID=1890. Ссылка активна на 06.08.2022 [Salaks Iu, Kalseris M. Meditsina i opera. Vrachi v opernykh postanovkakh. Available at: https://historymed.ru/encyclopedia/news/index.php?ELEMENT_ID=1890. Accessed: 06.08.2022 (in Russian)].
  10. Бомарше П.-О. Трилогия. М.–Л.: Academia, 1934 [Bomarshe P-O. Trilogiia. Moscow–Leningrad: Academia, 1934 (in Russian)].
  11. Мозер У. Чахотка. Другая история немецкого общества. М.: Новое литературное обозрение, 2021 [Mozer U. Chakhotka. Drugaia istoriia nemetskogo obshchestva. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2021 (in Russian)].
  12. Дворжак А. Русалка. М.: ГАБТ, 2019 [Dvorzhak A. Rusalka. Moscow: GABT, 2019 (in Russian)].
  13. Привалов К. Грозный царь и лютый волхв: зачем Ивану IV понадобился знахарь Бомелий. Газета «Культура», 2021. Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/history/333103-groznyy-tsar-i-lyutyy-volkhv-zachem-ivanu-iv-ponadobilsya-znakhar-bomeliy/. Ссылка активна на 06.08.2022 [Privalov K. Groznyi tsar' i liutyi volkhv: zachem Ivanu IV ponadobilsia znakhar' Bomelii. Gazeta «Kul'tura», 2021. Available at: https://portal-kultura.ru/articles/history/333103-groznyy-tsar-i-lyutyy-volkhv-zachem-ivanu-iv-ponadobilsya-znakhar-bomeliy/. Accessed: 06.08.2022 (in Russian)].
  14. Синьковская Н.Н. Чайковский П.И. Избранные письма. М.: Музыка, 2020 [Sin'kovskaia NN. Chaikovskii P.I. Izbrannye pis'ma. Moscow: Muzyka, 2020 (in Russian)].
  15. Гопко А. Чудо юного волшебника. OperaNews, 2014. Режим доступа: https://www.operanews.ru/14090802.html. Ссылка активна на 06.08.2022 [Gopko A. Chudo iunogo volshebnika. OperaNews, 2014. Available at: https://www.operanews.ru/14090802.html. Accessed: 06.08.2022 (in Russian)].
  16. Мелконян Г. Армянская опера: от истоков до наших дней. Армянский музей Москвы и культуры наций, 2019. Режим доступа: https://www.armmuseum.ru/news-blog/history-of-armenian-opera. Ссылка активна на 06.08.2022 [Melkonian G. Armianskaia opera: ot istokov do nashikh dnei. Armianskii muzei Moskvy i kul'tury natsii, 2019. Available at: https://www.armmuseum.ru/news-blog/history-of-armenian-opera. Accessed: 06.08.2022 (in Russian)].
  17. Левенскольд Х.С. Сильфида. М.: ГАБТ, 2019 [Levenskol'd KhS. Sil'fida. Moscow: GABT, 2019 (in Russian)].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Consilium Medicum

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Address of the Editorial Office:

  • Novij Zykovskij proezd, 3, 40, Moscow, 125167

Correspondence address:

  • Alabyan Street, 13/1, Moscow, 127055, Russian Federation

Managing Editor:

  • Tel.: +7 (926) 905-41-26
  • E-mail: e.gorbacheva@ter-arkhiv.ru

 

© 2018-2021 "Consilium Medicum" Publishing house


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies