Реализация идеи народности воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 245-246
  • Section: ЧАСТЬ II. Педагогика и психология художественного образования
  • URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/632822
  • ID: 632822

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В современных условиях развития общества и образования проблемы воспитания подрастающего поколения приобретают особую значимость. Воспитательный потенциал идеи народности К.Д. Ушинского можно реализовать на уроках изобразительного искусства в современной начальной школе.

Цель — определить дидактические условия реализации идеи народности воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Методы. Bсторико-ретроспективный анализ, контент-анализ научно-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, опытная работа.

Идея народности воспитания К.Д. Ушинского выступает смысловым центром его педагогического творчества, она служит доказательством понимания средств реализации народом своего «национального духа» [1], стремления народа «сохранить свои национальные черты, соединить отжившие и грядущие поколения» [3, с. 94]. К.Д. Ушинский не только обосновал идею народности, он сумел показать ее влияние на педагогическую практику, многопланово представив образ Родины в содержании учебных пособий («Детский мир», «Родное слово»). Особое внимание он уделяет воспитанию патриотических чувств детей, любви к Родине, гордости за достижения своей страны, отмечая воспитательную силу народа [6]. В теории и практике российского образования принцип народности связан с воспитанием любви к большой и малой Родине, готовности встать на защиту своей Отчизны. Формирование таких качеств, как отмечают педагоги-исследователи, возможно в процессе приобщения детей к изобразительному искусству в школе. Анализ педагогической литературы [1–6], опытная работа позволяют утверждать, что дидактическими условиями реализации идеи народности на таких уроках являются: определение соответствующего содержания и выявление совокупности методов обучения.

Результаты. Реализации идеи народности воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе содействует специально отобранное содержание. Оно отражает историю, культуру, географические, архитектурные особенности, достижения нашего народа, силу его духа и представлено в следующей тематике: «Отечественные художники о народных традициях и обычаях», «Отечественные художники о фольклоре (художники, рисовавшие на темы русских народных сказок, поговорок и т. п.)», «Отечественные художники о Родине», «Природа в творчестве русских художников», «Народные промыслы в декоративно-прикладном искусстве». Например, обучающиеся знакомятся с русскими художниками, которые писали картины о русских православных праздниках (изучение творчества Б. Кустодиева, его картин «Светлое Христово Воскресенье», «Масленица», «Ярмарка»).

Другим дидактическим условием реализации идеи народности воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства является применение следующих методов: арт-педагогических, фасилитированной дискуссии, беседы об искусстве. Из предложенной самарскими исследователями классификации арт-педагогических методов [4, с. 71–73] были отобраны и использованы в учебно-воспитательной работе: арт-педагогические методы обращения к изобразительному искусству, к художественной литературе, к музыкальному искусству. Например, при изучении русских праздников предлагалось послушать народные песни: «Колядка», «Святки», «Масленичные песни». Метод фасилитированной дискуссии используется во время группового рассмотрения произведений искусства и строится на последовательном задавании вопросов учителем в технике парафраз [2], его преимуществом выступает формирование собственного мнения каждого ученика и его отношения к картинам. Метод беседы об изобразительном искусстве с использованием демонстрации картин, рисунков и репродукций содействует расширению кругозора и представления о мире отечественного искусства, развитию интереса и любви к нему (знакомство с историческими и русскими народными сказками сопровождается иллюстрацией картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и других художников).

Выводы. Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания, выступающая ключевой в его педагогическом творчестве, остается актуальной в современном образовании. Дидактическими условиями ее реализации на уроках изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • специально разработанное содержание, включающие изучение тем, связанных с историей России, родного края, культурой, традициями и фольклором, народными промыслами, природой;
  • совокупность традиционных и инновационных методов обучения, среди которых значительная роль отводится арт-педагогическим методам, методу фасилитированной дискуссии и беседам об искусстве.

Full Text

Обоснование. В современных условиях развития общества и образования проблемы воспитания подрастающего поколения приобретают особую значимость. Воспитательный потенциал идеи народности К.Д. Ушинского можно реализовать на уроках изобразительного искусства в современной начальной школе.

Цель — определить дидактические условия реализации идеи народности воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Методы. Bсторико-ретроспективный анализ, контент-анализ научно-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, опытная работа.

Идея народности воспитания К.Д. Ушинского выступает смысловым центром его педагогического творчества, она служит доказательством понимания средств реализации народом своего «национального духа» [1], стремления народа «сохранить свои национальные черты, соединить отжившие и грядущие поколения» [3, с. 94]. К.Д. Ушинский не только обосновал идею народности, он сумел показать ее влияние на педагогическую практику, многопланово представив образ Родины в содержании учебных пособий («Детский мир», «Родное слово»). Особое внимание он уделяет воспитанию патриотических чувств детей, любви к Родине, гордости за достижения своей страны, отмечая воспитательную силу народа [6]. В теории и практике российского образования принцип народности связан с воспитанием любви к большой и малой Родине, готовности встать на защиту своей Отчизны. Формирование таких качеств, как отмечают педагоги-исследователи, возможно в процессе приобщения детей к изобразительному искусству в школе. Анализ педагогической литературы [1–6], опытная работа позволяют утверждать, что дидактическими условиями реализации идеи народности на таких уроках являются: определение соответствующего содержания и выявление совокупности методов обучения.

Результаты. Реализации идеи народности воспитания на уроках изобразительного искусства в начальной школе содействует специально отобранное содержание. Оно отражает историю, культуру, географические, архитектурные особенности, достижения нашего народа, силу его духа и представлено в следующей тематике: «Отечественные художники о народных традициях и обычаях», «Отечественные художники о фольклоре (художники, рисовавшие на темы русских народных сказок, поговорок и т. п.)», «Отечественные художники о Родине», «Природа в творчестве русских художников», «Народные промыслы в декоративно-прикладном искусстве». Например, обучающиеся знакомятся с русскими художниками, которые писали картины о русских православных праздниках (изучение творчества Б. Кустодиева, его картин «Светлое Христово Воскресенье», «Масленица», «Ярмарка»).

Другим дидактическим условием реализации идеи народности воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства является применение следующих методов: арт-педагогических, фасилитированной дискуссии, беседы об искусстве. Из предложенной самарскими исследователями классификации арт-педагогических методов [4, с. 71–73] были отобраны и использованы в учебно-воспитательной работе: арт-педагогические методы обращения к изобразительному искусству, к художественной литературе, к музыкальному искусству. Например, при изучении русских праздников предлагалось послушать народные песни: «Колядка», «Святки», «Масленичные песни». Метод фасилитированной дискуссии используется во время группового рассмотрения произведений искусства и строится на последовательном задавании вопросов учителем в технике парафраз [2], его преимуществом выступает формирование собственного мнения каждого ученика и его отношения к картинам. Метод беседы об изобразительном искусстве с использованием демонстрации картин, рисунков и репродукций содействует расширению кругозора и представления о мире отечественного искусства, развитию интереса и любви к нему (знакомство с историческими и русскими народными сказками сопровождается иллюстрацией картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и других художников).

Выводы. Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания, выступающая ключевой в его педагогическом творчестве, остается актуальной в современном образовании. Дидактическими условиями ее реализации на уроках изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • специально разработанное содержание, включающие изучение тем, связанных с историей России, родного края, культурой, традициями и фольклором, народными промыслами, природой;
  • совокупность традиционных и инновационных методов обучения, среди которых значительная роль отводится арт-педагогическим методам, методу фасилитированной дискуссии и беседам об искусстве.
×

About the authors

Самарский государственный социально-педагогический университет

Author for correspondence.
Email: vladimirova.a@sgspu.ru

студентка

Russian Federation, Самара

References

  1. Бельский В.Ю. Философия образования К.Д. Ушинского: автореф. дис. … док. филос. наук. Москва, 2004. 49 с. EDN: WCSWNH
  2. Молодцова Н.Г. Фасилитированная дискуссия на материале произведений живописи как способ социализации обучающихся // Актуальные вопросы психологического состояния общества, как фактора общего благополучия: сборник материалов международной научно-практической конференции, Дербент, 22 ноября 2022 года. Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 119–125. EDN: VTCPQF
  3. Смоляр А.И. Наследие К.Д. Ушинского в теории и практике современного педагогического образования: о проекте «Творческая встреча студентов с профессорами СГСПУ, награжденными медалью К.Д. Ушинского» // Поволжский педагогический вестник 2023. Т. 11, № 1(38). С. 91–97. EDN: GFHZSO
  4. Смоляр А.И., Князькова О.Н. Развитие культуры самоорганизации личности студента вуза средствами арт-педагогики. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. 182 с. EDN: PNYHAP
  5. Тимошкина Н.А., Петрова О.Б. Реализация идеи народности воспитания К.Д. Ушинского в процессе ознакомления современных школьников с произведениями живописи. В кн.: Наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 18 августа 2023 года / под ред. Ж.В. Мурзина.Чебоксары: Среда, 2023. С. 185–189. EDN: EKFQYE
  6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. В кн. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. Москва; Ленинград: Издательство Академии педагогический наук РСФСР, 1948. С. 69–166.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Владимирова А.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.