Проблемы реализации Посланий Президента Федеральному Собранию РФ по вопросам социальной политики в 2018–2023 гг.

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 346-347
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
  • URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/632812
  • ID: 632812

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. На современном этапе развития России ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию имеет значимую роль в вопросах реализации социальной политики страны и является основой для принятия ключевых решений, связанных с повышением качества жизни граждан, обеспечением социальной защищенности населения, развитием здравоохранения и образования. Однако в связи с рядом возникающих проблем поручения по итогам Послания не всегда выполняются в первоначальный срок, что приводит к нарушению изначально построенных планов в достижении социально-экономических показателей.

Цель — выявление проблем, возникающих при реализации Посланий Президента РФ Федеральному Собранию по вопросам социальной политики (в период 2018–2023 гг.).

Методы. В рамках исследования были использованы такие методы, как анализ, контент-анализ, статистический анализ, сравнение и обобщение.

Результаты. В 2018 году Президент РФ в ежегодном Послании озвучил свое видение развития страны на ближайшие 6 лет. В 2019 году основной темой выступления В.В. Путина стало сбережение народа и поддержка семей. В 2020 году был озвучен анонс к поправкам к Конституции. Стоит отметить, что данное Послание является единственным, поручения которого выполнены на 100 % (табл. 1). В 2021 году обращение Главы государства было направлено на борьбу с коронавирусной инфекцией. В 2022 году Президент не оглашал ежегодное Послание. В 2023 году обращение В.В. Путина было направлено на консолидацию общества и обеспечение мер поддержи участников СВО.

Таблица 1. Реализация Посланий Президента РФ

Год

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Процент реализации Посланий

90 %

86 %

100 %

61 %

86 %

К 2024 году не выполнены в полном объеме следующие поручения: увеличение продолжительности жизни до 80+ лет (на данный момент она составляет 73,5), создание более 270 000 мест в детских садах (создано 235 000 мест), увеличение объемов строительства до 120 млн кв. м. в год (объемы строительства в 2023 году составили 110,44 млн кв.м. в год), улучшение жилищных условий не менее чем у 5 млн семей в год (в нынешнем году только у 2 млн семей были улучшены условия проживания), подключение всех малых населенных пунктов к быстрому доступу в Интернет (подключено 2853 малых населенных пункта (всего в России 128 406 н.п.)). На наш взгляд, данные показатели не были достигнуты в связи с рядом причин, которые условно можно разделить на такие группы, как:

  • объективные причины (время, масштаб задачи, экономические и политические условия);
  • субъективные причины (низкая исполнительная дисциплина, неполное понимание задачи);
  • организационные причины (отсутствие механизма реализации Посланий, невозможность отмены в случае их неактуальности, отсутствие отчетности и ответственности).

Выводы. Для устранения вышеперечисленных причин и более оперативной реализации Посланий необходимо внести изменения в ФЗ №172 «О стратегическом планировании в РФ» в части закрепления механизма реализации Посланий, что позволит улучшить координацию между ФОИВ, установит меры конституционной ответственности за неисполнение поручений или их ненадлежащее исполнение, модернизирует систему мониторинга оценки результатов. Представляется логичным ввести институт отмены поручений в случае признания их исполнения неактуальным. Именно такой подход, по нашему мнению, увеличит число исполненных поручений по итогам реализации Посланий Президента в социальной сфере.

全文:

Обоснование. На современном этапе развития России ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию имеет значимую роль в вопросах реализации социальной политики страны и является основой для принятия ключевых решений, связанных с повышением качества жизни граждан, обеспечением социальной защищенности населения, развитием здравоохранения и образования. Однако в связи с рядом возникающих проблем поручения по итогам Послания не всегда выполняются в первоначальный срок, что приводит к нарушению изначально построенных планов в достижении социально-экономических показателей.

Цель — выявление проблем, возникающих при реализации Посланий Президента РФ Федеральному Собранию по вопросам социальной политики (в период 2018–2023 гг.).

Методы. В рамках исследования были использованы такие методы, как анализ, контент-анализ, статистический анализ, сравнение и обобщение.

Результаты. В 2018 году Президент РФ в ежегодном Послании озвучил свое видение развития страны на ближайшие 6 лет. В 2019 году основной темой выступления В.В. Путина стало сбережение народа и поддержка семей. В 2020 году был озвучен анонс к поправкам к Конституции. Стоит отметить, что данное Послание является единственным, поручения которого выполнены на 100 % (табл. 1). В 2021 году обращение Главы государства было направлено на борьбу с коронавирусной инфекцией. В 2022 году Президент не оглашал ежегодное Послание. В 2023 году обращение В.В. Путина было направлено на консолидацию общества и обеспечение мер поддержи участников СВО.

Таблица 1. Реализация Посланий Президента РФ

Год

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Процент реализации Посланий

90 %

86 %

100 %

61 %

86 %

К 2024 году не выполнены в полном объеме следующие поручения: увеличение продолжительности жизни до 80+ лет (на данный момент она составляет 73,5), создание более 270 000 мест в детских садах (создано 235 000 мест), увеличение объемов строительства до 120 млн кв. м. в год (объемы строительства в 2023 году составили 110,44 млн кв.м. в год), улучшение жилищных условий не менее чем у 5 млн семей в год (в нынешнем году только у 2 млн семей были улучшены условия проживания), подключение всех малых населенных пунктов к быстрому доступу в Интернет (подключено 2853 малых населенных пункта (всего в России 128 406 н.п.)). На наш взгляд, данные показатели не были достигнуты в связи с рядом причин, которые условно можно разделить на такие группы, как:

  • объективные причины (время, масштаб задачи, экономические и политические условия);
  • субъективные причины (низкая исполнительная дисциплина, неполное понимание задачи);
  • организационные причины (отсутствие механизма реализации Посланий, невозможность отмены в случае их неактуальности, отсутствие отчетности и ответственности).

Выводы. Для устранения вышеперечисленных причин и более оперативной реализации Посланий необходимо внести изменения в ФЗ №172 «О стратегическом планировании в РФ» в части закрепления механизма реализации Посланий, что позволит улучшить координацию между ФОИВ, установит меры конституционной ответственности за неисполнение поручений или их ненадлежащее исполнение, модернизирует систему мониторинга оценки результатов. Представляется логичным ввести институт отмены поручений в случае признания их исполнения неактуальным. Именно такой подход, по нашему мнению, увеличит число исполненных поручений по итогам реализации Посланий Президента в социальной сфере.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

编辑信件的主要联系方式.
Email: Druzhinina.pr@yandex.ru
SPIN 代码: 7176-9580

студент

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ [Internet]. В: КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99072. Дата обращения: 15.03.2024г.
  2. Тихон Е.А. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 34–40. EDN: JXYPYT
  3. Дружинина Д.С., Волкова Н.А. Влияние Посланий Президента на становление российской государственности. В кн.: Научные исследования современных проблем развития России: тенденции развития в условиях неопределенности: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В 2-х частях. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. С. 114–117. EDN: USRREI
  4. Официальное интернет-представительство Президента России [Internet]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/. Дата обращения: 15.03.2024 г.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Дружинина Д.С., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可