Святыни Севастополя в церковной истории России
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 63-64
- Section: ЧАСТЬ II. Теология и история религий
- URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/632745
- ID: 632745
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Заявленная тема является актуальной и важной для изучения истории православия в России. Севастополь имеет богатое культурное и религиозное наследие. В нем присутствует связь с историей античного города Херсонеса, вхождения Причерноморья в состав Российской империи, Крымской и Великой Отечественной войн. Анализ святынь Севастополя помогает понять значимость роли церкви в исторических событиях на территории Крыма [2, с. 106].
Цель — понять духовное и культурное значение Севастополя для православной церкви и народа России в контексте исторических процессов и явлений, отразившихся в прошлом этого города.
Методы. Для достижения цели исследования использованы методы библиографического анализа источников и литературы по данной теме, историко-генетического анализа культурного и религиозного наследия в Севастополе.
Результаты. Одной из древнейших христианских святынь на территории Севастополя и известным местом паломничества является Некрополь Святых в Карантинной балке. Здесь были погребены семь епископов-священномучеников, которые были проповедниками христианства в Херсонесе в IV в. Они прибыли сюда из Иерусалима и погибли от рук язычников [10]. Здесь находится храм Богоматери Влахернской, где в VII в. упокоился святой папа Мартин Исповедник, мощи которого были позднее вывезены в Рим. В некрополе найдено более 4000 сооружений, свидетельствующих о древних захоронениях [8]. В 1861 г. был построен каменный храм Святых священномучеников, в Херсонесе епископствовавших.
Около 861 г. в Херсонесе первоучитель славян Кирилл при участии херсонесского епископа Георгия и священников из константинопольского собора Святой Софии обрел мощи жившего в I в. святого папы Климента, ученика и преемника апостола Петра. Их также увезли в Рим, а на Монастырской скале в Инкермане (пригороде Севастополя) был основан между VII и XV вв. Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий поныне [5].
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе был построен в 1891 г. в византийском стиле предположительно на месте, где стоял храм, в котором принял крещение киевский князь Владимир Святославич в 988 г. Собор был закрыт в 1926 г., но в 2004 г. восстановлен. Собор посещал президент В.В. Путин, который предложил создать рядом историко-культурный центр христианства [7].
Петропавловская церковь имеет дорическую колоннаду в подражание античным храмам и была построена в конце XVIII в. В советское время здание использовалось как архив и театр, но с 2006 г. здесь возобновились церковные службы [6].
Храм в честь святого Архистратига Божия Михаила был освящен в 1850 г. Он выполнял в 1854–1855 гг. функции соборного храма для защитников Севастополя, которым сопереживали все жители России [4], включая губернии Поволжья [1] и наш Самарский край [3, с. 31]. Современный храм является местом богослужений для военнослужащих и их семей, его реставрация идет на средства военного ведомства [9].
Среди важных исторических достопримечательностей Севастополя городской собор святого Владимира занимает особое место. С 1851 г. он стал усыпальницей адмирала М.П. Лазарева, а затем еще трех адмиралов — В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, погибших при обороне города. В 1967 г. началась реставрация храма, который сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. При этом останки адмиралов были обнаружены и торжественно перезахоронены [2, с. 107].
Выводы. Севастополь является значимым центром православной культуры и религиозной истории, в котором сосредоточены многие христианские святыни и памятники. Их сбережение для будущих поколений служит сохранению духовного наследия и исторической памяти России.
Keywords
Full Text
Обоснование. Заявленная тема является актуальной и важной для изучения истории православия в России. Севастополь имеет богатое культурное и религиозное наследие. В нем присутствует связь с историей античного города Херсонеса, вхождения Причерноморья в состав Российской империи, Крымской и Великой Отечественной войн. Анализ святынь Севастополя помогает понять значимость роли церкви в исторических событиях на территории Крыма [2, с. 106].
Цель — понять духовное и культурное значение Севастополя для православной церкви и народа России в контексте исторических процессов и явлений, отразившихся в прошлом этого города.
Методы. Для достижения цели исследования использованы методы библиографического анализа источников и литературы по данной теме, историко-генетического анализа культурного и религиозного наследия в Севастополе.
Результаты. Одной из древнейших христианских святынь на территории Севастополя и известным местом паломничества является Некрополь Святых в Карантинной балке. Здесь были погребены семь епископов-священномучеников, которые были проповедниками христианства в Херсонесе в IV в. Они прибыли сюда из Иерусалима и погибли от рук язычников [10]. Здесь находится храм Богоматери Влахернской, где в VII в. упокоился святой папа Мартин Исповедник, мощи которого были позднее вывезены в Рим. В некрополе найдено более 4000 сооружений, свидетельствующих о древних захоронениях [8]. В 1861 г. был построен каменный храм Святых священномучеников, в Херсонесе епископствовавших.
Около 861 г. в Херсонесе первоучитель славян Кирилл при участии херсонесского епископа Георгия и священников из константинопольского собора Святой Софии обрел мощи жившего в I в. святого папы Климента, ученика и преемника апостола Петра. Их также увезли в Рим, а на Монастырской скале в Инкермане (пригороде Севастополя) был основан между VII и XV вв. Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий поныне [5].
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе был построен в 1891 г. в византийском стиле предположительно на месте, где стоял храм, в котором принял крещение киевский князь Владимир Святославич в 988 г. Собор был закрыт в 1926 г., но в 2004 г. восстановлен. Собор посещал президент В.В. Путин, который предложил создать рядом историко-культурный центр христианства [7].
Петропавловская церковь имеет дорическую колоннаду в подражание античным храмам и была построена в конце XVIII в. В советское время здание использовалось как архив и театр, но с 2006 г. здесь возобновились церковные службы [6].
Храм в честь святого Архистратига Божия Михаила был освящен в 1850 г. Он выполнял в 1854–1855 гг. функции соборного храма для защитников Севастополя, которым сопереживали все жители России [4], включая губернии Поволжья [1] и наш Самарский край [3, с. 31]. Современный храм является местом богослужений для военнослужащих и их семей, его реставрация идет на средства военного ведомства [9].
Среди важных исторических достопримечательностей Севастополя городской собор святого Владимира занимает особое место. С 1851 г. он стал усыпальницей адмирала М.П. Лазарева, а затем еще трех адмиралов — В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, погибших при обороне города. В 1967 г. началась реставрация храма, который сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. При этом останки адмиралов были обнаружены и торжественно перезахоронены [2, с. 107].
Выводы. Севастополь является значимым центром православной культуры и религиозной истории, в котором сосредоточены многие христианские святыни и памятники. Их сбережение для будущих поколений служит сохранению духовного наследия и исторической памяти России.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: vidyyaskina@mail.ru
студентка, группа 5201-410305D, исторический факультет
Russian Federation, СамараReferences
- Артамонова Л.М. Отклики на Крымскую войну 1853–1856 годов в учебных заведениях Поволжья и Урала: оказание помощи морякам и их семьям // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3 (43). С. 5–16. EDN: YSLBMJ doi: 10.21685/2072-3024-2017-3-1
- Ищенко Э.С. Православные культовые сооружения Севастополя (конец XVIII — начало XX века) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». 2012. Т. 25(64), № 2. С. 106–115. EDN: VBORGF
- Кабытов П.С., Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н., и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Самара: Слово, 2020. EDN: EFGPIJ
- Климкина Э.В. Отношение представителей русского образованного общества к Крымской войне // История и культура страны-победительницы: к 65–летию Победы в Великой Отечественной войне. Самара: СГИК, 2010. С. 492–507.
- Филатов Н. «Мы забыли, что крещение Руси шло под покровом Святого Климента». Беседа с ктитором Инкерманского монастыря о том, кем был для Руси священномученик Климент. В: Православие.ru [Internet]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/88507.html. Дата обращения: 13.05.2024.
- Славко М. Православие в античном облике: о Петропавловском Храме в Севастополе. В: Православие.ru [Internet]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/140438.html. Дата обращения: 13.05.2024.
- Свято-Владимирский Кафедральный Собор. В: Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» [Internet]. Режим доступа: https://www.chersonesos-sev.ru/museum/museum-for/for-believers/svyato-vladimirskiy-kafedralnyy-sobor/?ysclid=lv59agsxoa309304838#tab-1. Дата обращения: 13.05.2024.
- Ступая по прославленным местам христианского Херсонеса. В: Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» [Internet]. Режим доступа: https://www.chersonesos-sev.ru/media/news/stupaya-po-proslavlennym-mestam-khristianskogo-khersonesa-/. Дата обращения: 13.05.2024.
- Храм в честь святого Архистратига Божия Михаила в г. Севастополь. В: Приход Храма в честь Архистратига Михаила с. Михайловка г. Нефтекамска [Internet]. Режим доступа: https://arkh-mihail.cerkov.ru/glavnaya/istoriya-xrama/. Дата обращения: 13.05.2024.
- Храм во имя Святых семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. В: Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» [Internet]. Режим доступа: https://www.chersonesos-sev.ru/museum/museum-for/for-believers/tserkov-svyatogo-episkopa-eferiya/. Дата обращения: 13.05.2024.
Supplementary files
