Совершенствование механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации: использование зарубежного опыта

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 358-359
  • Seção: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
  • URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/631871
  • ID: 631871

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В настоящее время все большее значение в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности государства приобретает фактор регионализма: региональные образования начинают играть важную роль участников международных отношений [1]. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения практики организации внешних связей российских регионов, выявления ее сильных и слабых сторон и возможных способов ее дальнейшего развития.

Цель — разработать рекомендации по оптимизации механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации на основе анализа зарубежного опыта развития парадипломатии.

Методы. В рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ практического опыта организации международного сотрудничества ряда иностранных государств, который может быть адаптирован к уникальному опыту российской парадипломатии.

Результаты. Несмотря на то что в России уже сложилась достаточно успешная скоординированная модель международного сотрудничества регионов, а субъекты РФ сумели накопить значительный опыт организации своих международных связей [2], реализация и дальнейшее развитие парадипломатии регионов Российской Федерации в настоящее время сталкивается с несколькими трудностями. Первая из них заключается в значительной дифференциации российских регионов по степени их международной активности, обусловленной особенностями их географического положения и уровнем социально-экономического [3] и культурного развития [4]. Для преодоления данной проблемы можно обратиться к японскому опыту создания региональных блоков и коридоров регионального сотрудничества [5]. Вторым обстоятельством, осложняющим развитие международных связей российских регионов, является необходимость адаптации субъектов РФ к изменившейся ситуации в глобальном масштабе. Одним из возможных способов решения данной проблемы может послужить обращение к зарубежному опыту создания свободных экономических зон [6]. Третьей проблемой в развитии российской парадипломатии выступает недостаточное развитие территориального брендинга регионов РФ. Целесообразным является обращение к опыту территориального маркетинга иностранных городов: Порту (Португалия) [7], Мельбурна (Австралия) [8] и Хельсинки (Финляндия) [9]. Основой успеха представленного зарубежного опыта территориального брендинга являлось то, что: местные органы власти всех трех названных административных единиц были действительно заинтересованы в создании местного бренда для преодоления внутренних трудностей; все перечисленные проекты осуществлялись профессиональными компаниями, специализирующимися на дизайн-сфере; местная администрация не жалела для этих проектов капиталовложений, понимая, что в будущем последние многократно окупятся; все указанные проекты разрабатывались достаточно длительное время; наконец, все перечисленные проекты на разных этапах своего развития получали обратную связь от местного населения, таким образом, минимизировалась возможность негативной реакции общественности на готовый продукт.

Выводы. Использование зарубежного опыта развития субъектно-территориальной парадипломатии может значительно расширить потенциал международного сотрудничества регионов Российской Федерации. Ввиду этого необходимо тщательно изучать и адаптировать успешный опыт парадипломатии других стран, чтобы эффективно совершенствовать собственные механизмы международного сотрудничества на региональном уровне.

Texto integral

Обоснование. В настоящее время все большее значение в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности государства приобретает фактор регионализма: региональные образования начинают играть важную роль участников международных отношений [1]. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения практики организации внешних связей российских регионов, выявления ее сильных и слабых сторон и возможных способов ее дальнейшего развития.

Цель — разработать рекомендации по оптимизации механизмов международного сотрудничества регионов Российской Федерации на основе анализа зарубежного опыта развития парадипломатии.

Методы. В рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ практического опыта организации международного сотрудничества ряда иностранных государств, который может быть адаптирован к уникальному опыту российской парадипломатии.

Результаты. Несмотря на то что в России уже сложилась достаточно успешная скоординированная модель международного сотрудничества регионов, а субъекты РФ сумели накопить значительный опыт организации своих международных связей [2], реализация и дальнейшее развитие парадипломатии регионов Российской Федерации в настоящее время сталкивается с несколькими трудностями. Первая из них заключается в значительной дифференциации российских регионов по степени их международной активности, обусловленной особенностями их географического положения и уровнем социально-экономического [3] и культурного развития [4]. Для преодоления данной проблемы можно обратиться к японскому опыту создания региональных блоков и коридоров регионального сотрудничества [5]. Вторым обстоятельством, осложняющим развитие международных связей российских регионов, является необходимость адаптации субъектов РФ к изменившейся ситуации в глобальном масштабе. Одним из возможных способов решения данной проблемы может послужить обращение к зарубежному опыту создания свободных экономических зон [6]. Третьей проблемой в развитии российской парадипломатии выступает недостаточное развитие территориального брендинга регионов РФ. Целесообразным является обращение к опыту территориального маркетинга иностранных городов: Порту (Португалия) [7], Мельбурна (Австралия) [8] и Хельсинки (Финляндия) [9]. Основой успеха представленного зарубежного опыта территориального брендинга являлось то, что: местные органы власти всех трех названных административных единиц были действительно заинтересованы в создании местного бренда для преодоления внутренних трудностей; все перечисленные проекты осуществлялись профессиональными компаниями, специализирующимися на дизайн-сфере; местная администрация не жалела для этих проектов капиталовложений, понимая, что в будущем последние многократно окупятся; все указанные проекты разрабатывались достаточно длительное время; наконец, все перечисленные проекты на разных этапах своего развития получали обратную связь от местного населения, таким образом, минимизировалась возможность негативной реакции общественности на готовый продукт.

Выводы. Использование зарубежного опыта развития субъектно-территориальной парадипломатии может значительно расширить потенциал международного сотрудничества регионов Российской Федерации. Ввиду этого необходимо тщательно изучать и адаптировать успешный опыт парадипломатии других стран, чтобы эффективно совершенствовать собственные механизмы международного сотрудничества на региональном уровне.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: vas_lisa019@mail.ru
ORCID ID: 0009-0000-4183-5838

студентка

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Зотов В.С. О необходимости совершенствования международных связей субъектов Российской Федерации // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2021. № 4(845). С. 64–75. EDN: XVWADY doi: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_64
  2. Комлева В.В. Международное сотрудничество регионов России: институциональные основы и характерные модели // Россия: общество, политика, история. 2022. № 1(1). С. 10–34. EDN: JGKLGB
  3. Данные статистики внешней торговли субъектов Российской Федерации за 2021 г. [Internet]. В: Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/527 Дата обращения: 04.02.2024.
  4. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на 41-м заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России, Москва, 20 ноября 2023 года [Internet]. В: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1915892/ Дата обращения: 04.02.2024.
  5. Комлева В.В. Государственные стратегии региональной политики в условиях глобализации: опыт Японии // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 1. С. 5–13. EDN: YUNBNT
  6. Global free zones of the year 2023 awards–best zones overall [Internet]. В: fDi Intelligence. Режим доступа: https://www.fdiintelligence.com/content/rankings-and-awards/global-free-zones-of-the-year-2023-awards-best-zones-overall-83065 Дата обращения: 03.03.2024.
  7. Porto city identity [Internet]. В: Studio Eduardo Aires. Режим доступа: https://www.eduardoaires.com/studio/portfolio/porto-city-identity/. Дата обращения: 03.03.2024.
  8. City of melbourne identity system [Internet]. В: Only graphic design. Режим доступа: https://www.onlygraphicdesign.com/city-of-melbourne-branding-landor/. Дата обращения: 03.03.2024.
  9. Helsinki: branding the most functional city in the world [Internet]. В: Werklig. Режим доступа: https://werklig.com/success-stories/helsinki-branding-the-most-functional-city-in-the-world. Дата обращения: 03.03.2024.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Москвичева В.А., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.