Технологии социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях как активного времяпрепровождения

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 297-298
  • Section: ЧАСТЬ II. Теория и практика социальной и социокультурной деятельности
  • URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/631580
  • ID: 631580

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В настоящее время дети во время учебной деятельности все больше подвергаются стрессу, ведут малоподвижный образ жизни, что влечет за собой негативные последствия. Поэтому во время летних каникул многие выбирают поездку в детский оздоровительный лагерь как отличный вариант разрядки напряженности, накопившейся за учебный год, восстановления израсходованных сил, здоровья и развития творческого потенциала. Лагерь — это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь представляется, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Исходя из этого, можно сказать, что организация досуга, а следовательно, и технологии социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях специфичны. Данные технологии нуждаются в пристальном внимании общества, чтобы избежать нерационального использования методов, форм и способов технологий социально-культурной деятельности при организации досуга в детских лагерях.

Цель — теоретически обосновать проблему организации досуга в детских оздоровительных лагерях при помощи социально-культурных технологий и разработать проект анимационной программы.

Методы. Теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: анализ практического опыта, проектирование. Теоретическое обоснование проекта осуществлено путем анализа специальных источников. Теория и методика организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере отражены в исследованиях А.Ю. Белогурова, Е.А. Левановой, С.И. Лобачевой, В.С. Макеевой, Т.Н. Сахаровой, М.А. Соломченко [1–4].

Результаты. Проведен аналитический обзор практического опыта организации досуга в детских оздоровительных лагерях Самарской области. Разработан проект анимационной программы «Вернуться в прошлое». Основная идея программы заключается в том, чтобы позволить детям испытать ощущение путешествия во времени и погрузиться в атмосферу прошлых эпох.

Цели проекта — образовательная: способствовать формированию знаний о прошлом, его обычаях и культуре. Воспитывающая: содействовать воспитанию у детей и подростков таких духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, любовь к культуре и истории своей страны. Развивающая: способствовать развитию интеллектуальных способностей участников, интереса к прошлому своей страны. В рамках программы создается специально организованное пространство, оформленное в стиле 1980-х годов, где дети могут играть, участвовать в различных заданиях и активностях, чтобы воплотиться в жизнь персонажей тех времен. Апробация проекта запланирована на вторую смену летней оздоровительной кампании 2024 года в детском оздоровительном лагере «Волжский Артек».

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских оздоровительных лагерей.

Выводы. Применение технологий социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях способствует развитию творческих способностей детей, сплоченности в коллективе и развитию их физической активности. Анализ практического опыта организации досуга в детских оздоровительных лагерях Самарской области показал, что основная цель их деятельности — это обеспечение интересного, познавательного и полезного времяпрепровождения детей. Используются разнообразные формы и методы социально-культурной деятельности, что обеспечивает эффективность организации досуга и положительное влияние на физическое, творческое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Разработанная анимационная программа «Вернуться в прошлое» может быть востребована в детских оздоровительных лагерях как средство образования, развлечения и социализации детей.

Full Text

Обоснование. В настоящее время дети во время учебной деятельности все больше подвергаются стрессу, ведут малоподвижный образ жизни, что влечет за собой негативные последствия. Поэтому во время летних каникул многие выбирают поездку в детский оздоровительный лагерь как отличный вариант разрядки напряженности, накопившейся за учебный год, восстановления израсходованных сил, здоровья и развития творческого потенциала. Лагерь — это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь представляется, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Исходя из этого, можно сказать, что организация досуга, а следовательно, и технологии социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях специфичны. Данные технологии нуждаются в пристальном внимании общества, чтобы избежать нерационального использования методов, форм и способов технологий социально-культурной деятельности при организации досуга в детских лагерях.

Цель — теоретически обосновать проблему организации досуга в детских оздоровительных лагерях при помощи социально-культурных технологий и разработать проект анимационной программы.

Методы. Теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: анализ практического опыта, проектирование. Теоретическое обоснование проекта осуществлено путем анализа специальных источников. Теория и методика организации досуга детей и подростков в детском оздоровительном лагере отражены в исследованиях А.Ю. Белогурова, Е.А. Левановой, С.И. Лобачевой, В.С. Макеевой, Т.Н. Сахаровой, М.А. Соломченко [1–4].

Результаты. Проведен аналитический обзор практического опыта организации досуга в детских оздоровительных лагерях Самарской области. Разработан проект анимационной программы «Вернуться в прошлое». Основная идея программы заключается в том, чтобы позволить детям испытать ощущение путешествия во времени и погрузиться в атмосферу прошлых эпох.

Цели проекта — образовательная: способствовать формированию знаний о прошлом, его обычаях и культуре. Воспитывающая: содействовать воспитанию у детей и подростков таких духовно-нравственных ценностей, как патриотизм, любовь к культуре и истории своей страны. Развивающая: способствовать развитию интеллектуальных способностей участников, интереса к прошлому своей страны. В рамках программы создается специально организованное пространство, оформленное в стиле 1980-х годов, где дети могут играть, участвовать в различных заданиях и активностях, чтобы воплотиться в жизнь персонажей тех времен. Апробация проекта запланирована на вторую смену летней оздоровительной кампании 2024 года в детском оздоровительном лагере «Волжский Артек».

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских оздоровительных лагерей.

Выводы. Применение технологий социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях способствует развитию творческих способностей детей, сплоченности в коллективе и развитию их физической активности. Анализ практического опыта организации досуга в детских оздоровительных лагерях Самарской области показал, что основная цель их деятельности — это обеспечение интересного, познавательного и полезного времяпрепровождения детей. Используются разнообразные формы и методы социально-культурной деятельности, что обеспечивает эффективность организации досуга и положительное влияние на физическое, творческое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Разработанная анимационная программа «Вернуться в прошлое» может быть востребована в детских оздоровительных лагерях как средство образования, развлечения и социализации детей.

×

About the authors

Самарский государственный институт культуры

Author for correspondence.
Email: dasas0051@gmail.com

студентка, группа СКД222, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Russian Federation, Самара

References

  1. Белогуров А.Ю. Летний лагерь как среда социализации // Народное образование. 2009. № 3(1386). С. 15–16. EDN: LDLBQH
  2. Леванова Е.А., Сахарова Т.Н. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации. Москва: Издательство МПГУ, 2017. 208 с. EDN: XSKVRJ
  3. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1–11 классы. Москва: ВАКО, 2007. 208 с.
  4. Макеева В.С., Соломченко М.А. Теория и методика физической рекреации. Физическая культура, спорт и туризм в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов. Орел: Издательство ОрелГТУ, 2009. 245 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Садчикова Д.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.