Анализ механизмов регулирования устойчивого городского развития на современном этапе

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 1 (2024)
  • Pages: 152-153
  • Section: ЧАСТЬ I. Муниципальная экономика и управление местным развитием
  • URL: https://ter-arkhiv.ru/osnk-sr2024/article/view/631465
  • ID: 631465

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Город — это наименьшая административно-территориальная единица, совокупность которых образует регионы и, как следствие, страну. В современном мире для любого государства особенно актуально создавать конкуренцию на международной арене — достичь этой цели можно, лишь если развивать социальную, экономическую и технологическую сферы общественной жизнедеятельности. Но нельзя добиться развития страны без ее фундаментальных единиц — городов. Помимо федерального значения, важно определить преимущества, которые получает сам город от данных регулирующих механизмов. Основным аспектом является повышение статусности муниципального образования, его привлекательность относительно других, что способствует привлечению инвестиций и дотаций. Этот критерий формируется из доступности городской инфраструктуры, ее экономических мощностей, плотности населения и качества окружающей среды.

Цель — проанализировать структуру механизмов, формирующих устойчивое развитие административно-территориальной единицы, определить их взаимосвязь.

Методы. Можно выделить три основных объекта управления: человеческие ресурсы, земля и местная экономическая система. К первой категории относятся характеристики, которые позволяют выявить нынешний уровень развития: трудоспособность подавляющего числа жителей и уровень их занятости в трудовой жизни города, квалификация специалистов различных направленностей деятельности, общая гражданская и правовая активность. Механизм регулирования данного объекта исходит из положений нормативно-правового контроля Российской Федерации, согласно Трудовому [1] и Гражданскому [2] кодексам. Вторая категория отражает аспекты, необходимые городу для оценки целей развития: территориальный масштаб муниципального образования, плотность его населения, степень развитости инфраструктуры, удобство перемещения по городской среде и ее экологичность, которая является важным элементом, характеризующим общий уровень здоровья населения. Нормативно-правовое регулирование в данном случае выражено в федеральных законах: № 131-ФЗ «О местном самоуправлении» [3], № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] и № 127-ФЗ «О науке» [5]. Третья категория — экономическая система — состоит из элементов, определяющих возможности города в развитии: географическое положение, развитость внутриэкономических связей, превалирование рыночных отношений, экономический потенциал муниципального образования и его производственные мощности. Регулируется федеральными законами о плановых бюджетах страны и регионов, а также № 161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» [6].

Результаты. В совокупности каждый из представленных объектов и механизмов их регулирования составляет параметр качества городского развития, которое является постоянным и непрерывным процессом, обеспечивающим стабильность устойчивого развития муниципального образования. Анализ индикаторных показателей Самарской области по каждому элементу устойчивого развития выявил следующую закономерность: в 2022 году резко начался отток населения из региона, что послужило причиной сокращения транспортной логистики, но повысило производительность экономической системы, поскольку освободились рабочие места и вырос спрос на специалистов. Механизм устойчивого развития представляет собой совокупность таких элементов, как люди, экономические отношения между ними, условия их жизни, земля, представляющая собой территориальный аспект, и экономико-правовые взаимоотношения.

Выводы. Таким образом, важно понимать, что современное развитие городской среды представляет собой совокупность и соподчиненность аспектов социальной, правовой, экономической и производственных систем административно-территориальной единицы. Направленное воздействие органов местного самоуправления на обеспечение развития одного из них неминуемо приведет к необходимости вовлечения каждого элемента. Для влияния на процессы экономики требуется учитывать нынешнее состояние человеческих ресурсов и имеющихся возможностей территории. Для обновления инфраструктуры требуется учитывать фактор востребованности, что формируется плотностью населения, и финансовые возможности муниципального образования. Для насыщения рынка труда требуется трудоспособное население, которое привлекается в городскую среду развитыми социально-экономическими отношениями и качеством жизни.

Full Text

Обоснование. Город — это наименьшая административно-территориальная единица, совокупность которых образует регионы и, как следствие, страну. В современном мире для любого государства особенно актуально создавать конкуренцию на международной арене — достичь этой цели можно, лишь если развивать социальную, экономическую и технологическую сферы общественной жизнедеятельности. Но нельзя добиться развития страны без ее фундаментальных единиц — городов. Помимо федерального значения, важно определить преимущества, которые получает сам город от данных регулирующих механизмов. Основным аспектом является повышение статусности муниципального образования, его привлекательность относительно других, что способствует привлечению инвестиций и дотаций. Этот критерий формируется из доступности городской инфраструктуры, ее экономических мощностей, плотности населения и качества окружающей среды.

Цель — проанализировать структуру механизмов, формирующих устойчивое развитие административно-территориальной единицы, определить их взаимосвязь.

Методы. Можно выделить три основных объекта управления: человеческие ресурсы, земля и местная экономическая система. К первой категории относятся характеристики, которые позволяют выявить нынешний уровень развития: трудоспособность подавляющего числа жителей и уровень их занятости в трудовой жизни города, квалификация специалистов различных направленностей деятельности, общая гражданская и правовая активность. Механизм регулирования данного объекта исходит из положений нормативно-правового контроля Российской Федерации, согласно Трудовому [1] и Гражданскому [2] кодексам. Вторая категория отражает аспекты, необходимые городу для оценки целей развития: территориальный масштаб муниципального образования, плотность его населения, степень развитости инфраструктуры, удобство перемещения по городской среде и ее экологичность, которая является важным элементом, характеризующим общий уровень здоровья населения. Нормативно-правовое регулирование в данном случае выражено в федеральных законах: № 131-ФЗ «О местном самоуправлении» [3], № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] и № 127-ФЗ «О науке» [5]. Третья категория — экономическая система — состоит из элементов, определяющих возможности города в развитии: географическое положение, развитость внутриэкономических связей, превалирование рыночных отношений, экономический потенциал муниципального образования и его производственные мощности. Регулируется федеральными законами о плановых бюджетах страны и регионов, а также № 161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» [6].

Результаты. В совокупности каждый из представленных объектов и механизмов их регулирования составляет параметр качества городского развития, которое является постоянным и непрерывным процессом, обеспечивающим стабильность устойчивого развития муниципального образования. Анализ индикаторных показателей Самарской области по каждому элементу устойчивого развития выявил следующую закономерность: в 2022 году резко начался отток населения из региона, что послужило причиной сокращения транспортной логистики, но повысило производительность экономической системы, поскольку освободились рабочие места и вырос спрос на специалистов. Механизм устойчивого развития представляет собой совокупность таких элементов, как люди, экономические отношения между ними, условия их жизни, земля, представляющая собой территориальный аспект, и экономико-правовые взаимоотношения.

Выводы. Таким образом, важно понимать, что современное развитие городской среды представляет собой совокупность и соподчиненность аспектов социальной, правовой, экономической и производственных систем административно-территориальной единицы. Направленное воздействие органов местного самоуправления на обеспечение развития одного из них неминуемо приведет к необходимости вовлечения каждого элемента. Для влияния на процессы экономики требуется учитывать нынешнее состояние человеческих ресурсов и имеющихся возможностей территории. Для обновления инфраструктуры требуется учитывать фактор востребованности, что формируется плотностью населения, и финансовые возможности муниципального образования. Для насыщения рынка труда требуется трудоспособное население, которое привлекается в городскую среду развитыми социально-экономическими отношениями и качеством жизни.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: rumyancev.ai@mail.ru

студент, группа 7440-380304D, Институт экономики и управления

Russian Federation, Самара

References

  1. consultant.ru [Электронный ресурс]. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  2. consultant.ru [Электронный ресурс]. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  3. consultant.ru [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  4. consultant.ru [Электронный ресурс]. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
  5. consultant.ru [Электронный ресурс]. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
  6. consultant.ru [Электронный ресурс]. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Румянцев А.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.