Квазилинеаризация нелинейной модели беспилотного летательного аппарата
- Авторы: Шабашов А.А.1, Плотников А.А.1
-
Учреждения:
- АО «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА»»
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 27-36
- Раздел: Информатика, управление и системный анализ
- Статья опубликована: 15.07.2024
- URL: https://ter-arkhiv.ru/1816-210X/article/view/655835
- EDN: https://elibrary.ru/KMTCUU
- ID: 655835
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается задача представления нелинейной динамической системы в пространстве состояний с помощью метода квазилинеаризации. Разрабатываемый метод построения квазилинейной модели основан на принципах структурно-параметрического синтеза. Первый этап заключается в аналитическом выводе структуры квазилинейной модели из нелинейных дифференциальных уравнений с выявлением варьируемых параметров, от которых зависят динамические характеристики объекта управления. На этапе параметрического синтеза проводится идентификация неизвестных элементов полученной структуры в виде функциональных зависимостей от соответствующих переменных. Для этого решается задача аппроксимации в виде линейной обобщенной модели с использованием алгоритмов разреженной регрессии и эвристического разложения этой модели на необходимые функциональные зависимости. В качестве примера метод квазилинеаризации применен к нелинейной модели изолированного движения беспилотного летательного аппарата в продольном канале относительно центра масс. Предложенный метод может быть применен и к другим моделям с подобными свойствами для решения задач управления нелинейными динамическими системами современными методами теории управления.
Полный текст
Введение
Общепринятым подходом к решению задач управления является линеаризация нелинейной динамической системы относительно некоторых опорных точек, характеризующихся рабочими режимами применения объекта. Полученная таким образом линеаризованная модель является лишь приближением исходной системы и не учитывает все аспекты нелинейной динамики. Применительно к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) такими особенностями могут быть: аэродинамические «ложки», срыв потока на больших углах атаки и т.д. Достижение высокого качества управления во всем диапазоне изменения динамических характеристик предполагает обеспечение наиболее точного представления нелинейной модели объекта в необходимой для синтеза регуляторов форме. Решение рассмотренных задач целесообразно производить с помощью методов современной теории управления, что подразумевает представление системы в пространстве состояний.
Перспективным направлением в представлении нелинейных динамических систем в пространстве состояний является преобразование исходной системы в квазилинейную форму с изменяющимися параметрами (quasi-Linear Parameter Varying – qLPV) специальным образом [1]. В зависимости от априорной информации о динамике исследуемого объекта управления могут быть применимы различные методы идентификации систем, например, аналитический вывод, численные методы [2], квазилинеаризация [3], аппроксимация с использованием мягких вычислений (искусственных нейронных сетей, нечеткой логики и т.д.). Перечисленные методы, за исключением последнего, относятся к классу идентификации в узком смысле, что подразумевает наличие достаточно подробной информации о нелинейной динамике. Аппроксимация с помощью мягких вычислений, напротив, относится к классу идентификации в широком смысле и требует только достаточного объема данных в виде «вход-выход». Точность такой аппроксимации существенно зависит от настроек выбранного инструмента: типа и структуры нейронной сети, базы правил нечеткой модели и т.д. В некоторых случаях система нелинейных дифференциальных уравнений рассматриваемого объекта управления полностью известна, но не соответствует нормальной форме Коши. В результате структурного преобразования к указанной форме появляются неизвестные переменные, которые необходимо идентифицировать по имеющимся исходным данным.
Целью настоящей работы является разработка эффективного метода квазилинеаризации нелинейной модели БПЛА с высокой точностью представления динамической системы по исходным данным о характеристиках объекта управления.
1. Структурный синтез квазилинейной модели
Для решения задач стабилизации относительно центра масс удобно использовать нелинейную модель пространственного движения БПЛА как твердого тела в проекциях на оси скоростной системы координат. В некоторых случаях при необходимости можно не учитывать взаимное влияние продольного и бокового каналов и пренебречь перекрестными связями между ними. Так, например, нелинейная модель изолированного движения БПЛА в продольном канале может иметь следующий вид:
(1)
где α(t) – угол атаки [рад], ωz(t) – угловая скорость тангажа [рад/с], ϑ(t) – угол тангажа [рад], ny(t) – нормальная перегрузка [g], Ya(t) – подъемная аэродинамическая сила [Н], Mz(t) – аэродинамический момент тангажа [Н∙м], Jz – момент инерции тангажа [кг∙м2], g(H) – ускорение свободного падения [м/с2], H – высота [м], V – модуль воздушной скорости [м/с], m – масса БПЛА [кг].
Модель рулевого привода для гипотетического БПЛА может быть описана апериодическим звеном и иметь вид:
, (2)
где δв – угол отклонения руля высоты [рад], – управляющий сигнал в продольном канале [рад], T – постоянная времени привода [с].
Нелинейная динамическая система может быть представлена в пространстве состояний с помощью qLPV модели:
(3)
где – вектор состояния, – вектор измерений, – вектор управления, – вектор варьируемых параметров (в данном случае зависящий в т. ч. от состояния), N – количество варьируемых параметров, – замкнутый гиперкуб, – диапазоны изменения варьируемых параметров.
Чтобы представить систему (1) в виде (3) сначала определим варьируемые параметры, от которых зависят характеристики нелинейной модели. Далее будем считать все параметры модели зависимыми от времени t за исключением Jz, g, H, V, m, которые в рамках короткопериодического движения предполагаются постоянными величинами.
Согласно [4], аэродинамические силу и момент можно представить в виде:
, (4)
где cy, mz – аэродинамические коэффициенты силы и момента, q – скоростной напор [Н/м2], S, ba – характерные площадь [м2] и размер [м].
Аэродинамические коэффициенты сил и моментов гипотетического БПЛА в общем случае являются функциями многих переменных:
, (5)
где M – число Маха, δн, δэ – углы отклонения рулей направления и элерона [рад].
Пренебрежем перекрестными связями между каналами и проведем разложение рассмотренных коэффициентов в следующей форме:
(6)
Подставляя выражения (4) в систему (1) с учетом (6), q = ρHV2 / 2 и V = aHM, нелинейную модель изолированного движения в продольном канале представим в виде:
(7)
где ρH – плотность воздуха как функция от высоты H [кг/м3], aH – скорость звука на высоте H [м/с].
Как видно из анализа системы уравнений (7), характеристики нелинейной модели зависят от множества переменных, которое можно представить в виде вектора варьируемых параметров для продольного канала:
.
Далее, предположив, что переходной процесс БПЛА совершается из установившегося движения (т.е. движение с нулевыми значениями начальных сил и моментов), статические составляющие cy0(M), mz0(M) будем считать равными нулю. Теперь можно записать нелинейную модель изолированного движения в продольном канале (7) вместе с уравнением динамики рулевого привода (2) в qLPV форме (3):
(8)
где
2. Параметрический синтез квазилинейной модели
Пусть исходные данные об аэродинамических коэффициентах гипотетического БПЛА представлены в общей форме (5). Тогда, на основании синтезированной структуры qLPV модели (8), необходимо провести идентификацию неизвестных параметров
в виде функциональных зависимостей от соответствующих переменных.
Одним из вариантов получения разложения коэффициентов в необходимой форме (6) является аппроксимация исходных зависимостей (5) специальным образом. Для реализации подобного преобразования заметим, что в первом приближении коэффициенты аэродинамических сил и моментов могут быть представлены гладкими всюду непрерывными функциями, которые зависят лишь от малого числа входных параметров. Следовательно, нет необходимости рассматривать все возможные нелинейные комбинации, а достаточно вести поиск в малом наборе зависимостей требуемого вида [5, 6].
В результате задача параметрического синтеза может быть сведена к задаче аппроксимации с помощью линейной обобщенной модели:
, (9)
где – наборы значений аппроксимируемой зависимости для соответствующих наборов входных параметров , – входные параметры i-ого набора для fi(xi), – библиотека функций кандидатов, – наборы значений i-ой функции кандидата, – вектор коэффициентов перекрестных связей.
Модель (9) вычисляется путем нахождения вектора коэффициентов Ξ на основе задачи выпуклой разреженной регрессии c регуляризацией по L1 норме:
, (10)
где ε – настраиваемый параметр, характеризующий разреженность.
Для решения задачи (10) может быть использован последовательный метод наименьших квадратов с порогом [7]. Далее представлено его описание.
Алгоритм 1. Последовательный метод наименьших квадратов с порогом
Вход: f(x) – наборы значений аппроксимируемой зависимости, x – наборы входных параметров, Θ(x) – библиотека функций кандидатов, ε – параметр разреженности модели, kmax – максимальное число итераций.
Выход: Ξ – вектор коэффициентов перекрестных связей.
- Вычислить начальное приближение Ξ0 = Θ−1(x)f(x);
- Цикл k < kmax
- k = k +1;
- Найти коэффициенты меньше установленного порога Iε = |Ξk| < ε;
- Исключить из отбора малые коэффициенты Ξk(Iε) = 0;
- Найти оставшиеся коэффициенты Is = ~ Iε;
- Сформировать новую k оценку Ξk(Is) = Θ−1(Is, :)f(x);
- Конец цикла
Выбор нужного набора функций кандидатов зависит от вида необходимого представления f(x). Тогда для получения формы (6) удобно использовать следующую полиноминальную модель:
, (11)
где Pmax – максимальная степень полинома. Причем каждая уникальная комбинация степеней из (11) соответствует определенной функции кандидату θa из (9).
Для получения необходимого разложения по форме (6) ряд (11) необходимо представить в виде:
, (12)
где M – число разложений, Li(x) – полиноминальные модели, входящие в состав (11), определяемые в результате разложения, – параметры, для которых нужно найти разложение.
Модель по форме (11) допускает разнесение параметров по форме (12). Однако в общем случае их количество может быть достаточно большим, что усложняет эвристический способ разложения. Предположим, что наибольший вклад в изменение аэродинамических коэффициентов вносят элементы малых порядков без перекрестных связей между входными параметрами, тогда процесс разложения может быть автоматизирован для исключения ошибок, связанных с «ручным» разбиением.
Если коэффициент ξa при функции кандидате θa учитывает несколько входных параметров и является достаточно большим, его следует дополнительно разложить на несколько составляющих, которые могут быть равномерно разнесены между всеми , если входит в θa.
Далее представлен эвристический алгоритм разложение ряда, облегчающий переход модели из формы (11) в (12). Для удобства работы полиноминальная модель L(x), множество участвующих в разложении аргументов P, библиотека функций кандидатов θa реализованы в алгоритме в виде строковых массивов. В результате, задача параметрического синтеза сводится к решению задачи (10) на основе алгоритмов 1 и 2.
Алгоритм 2. Алгоритм эвристического разложения функциональной зависимости
Вход: L(x) – полиноминальная модель в форме (11), P – множество аргументов p, участвующих в разложении, M – количество параметров, участвующих в разложении.
Выход: Li(x) – полиноминальные модели из (12).
- Инициализация Li(x) = [], i = 1, ..., M;
- Цикл по всем элементам θa из L(x);
- Цикл по всем элементам из P;
- ;
- Если
- Перейти на новую итерацию цикла по ;
- Конец если
- Понизить степень элемента в ;
- Сформировать множество R, не включающее в себя : ;
- Если или степень больше степеней ∀pi ∈ R входящих в
- ;
- Конец если
- Если степень равна степеням ∀pi ∈ R входящих в
- ;
- Цикл по всем элементам plk из P
- ;
- Понизить степень элемента plk в ;
- ;
- Конец цикла
- Конец если
- Перейти на новую итерацию цикла по θa;
- Конец цикла
- a = a +1;
- Конец цикла
3. Численное моделирование
Проведем численное моделирование для проверки адекватности разработанного метода. В качестве параметров модели, соответствующих (8), использованы характеристики объекта из работы [8]. Тогда аэродинамические коэффициенты подъемной силы и момента тангажа могут быть представлены следующими функциональными зависимостями:
(13)
Выбранные диапазоны определения параметров модели (13) представлены в табл. 1.
Таблица 1. Диапазоны выходных параметров
Table 1. Output parameter ranges
Параметр | Наименование | Диапазон | Единицы измерения |
1 | 2 | 3 | 4 |
M | Число Маха | [3 6] | − |
α | Угол атаки | [-12 12] | [град] |
δв | Угол отклонения руля высоты | [-15 15] | [град] |
Проведем разложение исходных функций (13) в соответствии с формой (6). Максимальная степень полиноминального члена, участвующего в разложении, составляет Pmax = 4. Применив алгоритмы 1 и 2, получим следующие функциональные зависимости:
(14)
где
Точность полученной аппроксимации (14) относительно исходных данных оценивается по критериям (15) и для равномерно распределенной случайной выборки ns =106 представлена в табл. 2.
(15)
где ns – размер случайной выборки, k0, kА – исходный и полученный в результате аппроксимации аэродинамические коэффициенты.
Таблица 2. Точность аппроксимации аэродинамических коэффициентов
Table 2. Approximation accuracy of aerodynamic coefficients
Ошибка | cy, [%] | mz, [%] |
1 | 2 | 3 |
Максимальная (Emax) |
|
|
Средняя (Emean) |
|
|
Согласно результатам, полученное разложение (14) по форме (6) обеспечивает высокую точность аппроксимации исходных функций (13). Проведем сравнительный анализ путем численного моделирования исходной нелинейной модели (1) и ее qLPV формы (8). В качестве условий моделирования выбран фиксированный режим с высотой полета H = 23 км и числом Маха M = 5. Соотношения параметров объекта для такого режима представлены в табл. 3.
Таблица 3. Соотношение параметров объекта управления на выбранном режиме полета
Table 3. The ratio of the parameters of the control object in the selected flight mode
Параметр | Значение |
3643,4 | |
0,6053 | |
151,1792 | |
T | 0,015 |
Управляющий сигнала на рассматриваемом режиме определен следующим законом:
.
Результат моделирования нелинейной модели (1) с учетом динамики привода (2) и ее qLPV формы (8) представлен на рис. 1. Параметры с индексом «н» соответствуют состоянию и выходу нелинейной модели, а с индексом «q» – qLPV модели. В качестве начальных условий использовалось следующее положение на фазовой плоскости:
α0 = −0,5 град, ωz0 = −5,5 град/с, δв0 = 0 град.
Рис. 1. Моделирование динамик нелинейной модели и ее qLPV формы
Fig. 1. Modeling of the dynamic of the nonlinear model and its qLPV form
Согласно полученным результатам, динамики исходной нелинейной и qLPV моделей полностью совпадают, что свидетельствует о высокой точности представления нелинейной динамической системы в пространстве состояний с помощью разработанного метода квазилинеаризации.
Заключение
Разработан метод квазилинеаризации нелинейной модели БПЛА с использованием подхода структурно-параметрического синтеза. Предложенный подход основан на аналитическом выводе структуры qLPV модели с последующей идентификацией неизвестных переменных в виде аппроксимации линейной обобщенной моделью посредством решения задачи разреженной регрессии и эвристического разложения. В ходе разработки метода проведена квазилинеаризация нелинейной модели изолированного движения БПЛА в продольном канале относительно центра масс. Результаты численного моделирования показали минимальные ошибки по соответствующим фазовым координатам исходной модели и ее qLPV формы. Полученные результаты позволяют заключить, что разработанный метод обеспечивает высокую точность представления нелинейной динамической системы в виде qLPV модели.
Об авторах
Александр Алексеевич Шабашов
АО «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА»»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aa.shabashov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-8320-5201
инженер 1 категории
Россия, АрзамасАртем Алексеевич Плотников
АО «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА»»
Email: artyom152rus@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-6688-5517
инженер
Россия, АрзамасСписок литературы
- P. Baranyi, Y. Yam, P. Varlaki. Tensor Product Model Transformation in Polytopic Model-Based Control. – CRC Press, Florida, 2013.
- Гайдук, А.Р. Численный метод синтеза квазилинейных моделей нелинейных объектов // Мехатроника, автоматизация, управление. 2021. Т. 22. № 6. С. 283-290.
- Гроп, Д. Методы идентификации систем / Д. Грон. – М.: Мир, 1979. – 302 с.
- Ефремов, А.В. Динамика полета: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Ефремов, В.Ф. Захарченко, В.Н. Овчаренко. – М.: Машиностроение, 2011. – 775 с.
- K. Kaheman, J.N. Kutz, S.L. Brunton SINDy-PI: a robust algorithm for parallel implicit sparse identification of nonlinear dynamics. Proceedings of the Royal Society A. 2020. Т. 476. №. 2242. С. 20200279.
- Lee J.D. et al. Communication-efficient sparse regression //Journal of Machine Learning Research. 2017. Т. 18. № 5. С. 1-30.
- S.L. Brunton, J.N. Kutz. Data-driven science and engineering: machine learning, dynamical systems, and control. – Cambridge University Press, 2020.
- Xu H. et al. Four-loop feedback control system with integrator design for hypersonic cruise missile. 21st AIAA international space planes and hypersonics technologies conference. 2017. С. 2112.
Дополнительные файлы
