Этнографическое обозрение

«Этнографическое обозрение» — один из старейших российских академических журналов, посвященных исследованиям в области наук о народах. Основан в 1889 г. (С 1926 по 1930 г. выходил под названием «Этнография»; с 1931 по 1991 г. — под названием «Советская этнография»). Учредитель журнала — Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Журнал издается и публикуется под руководством Отделения историко-филологических наук РАН.

Журнал выходит 6 раз в год. ISSN 0869-5415. Индекс 70845. Распространяется по подписке, в свободную продажу не поступает.

Журнал специализируется в первую очередь на публикации статей по вопросам этнографии, этнологии и социальной/культурной антропологии, а также обзоров и рецензий научной литературы в данных областях. Журнал также рассматривает и периодически принимает к публикации междисциплинарные материалы (историко-этнографические, культурологическо-антропологические, этносоциологические и др.), и исследования в смежных/пограничных научных областях (физическая/биологическая антропология, медицинская антропология и др.) но отдает предпочтение тем из них, которые представляют больший интерес непосредственно для этнологической/социально-антропологической области знания и вносят вклад, в первую очередь, в эту область. Более подробная информация об интересах журнала и о правилах оформления материалов находится в разделе «Авторам».

Журнал является рецензируемым научным изданием, отвечающим критериям ВАК и принципам международных рецензируемых (peer-reviewed) изданий. Все материалы, поступающие в журнал и принимаемые к рассмотрению, передаются на анонимное рецензирование специалистам, обсуждаются и утверждаются к публикации редколлегией журнала. В журнале действует «двойная анонимная» система рецензирования (double blind peer review), т.е. авторам статей и рецензентам не известны фамилии друг друга. Публикуемые материалы не обязательно отражают точку зрения редколлегии.

Краткая история журнала

Журнал «Этнографическое обозрение» был основан в 1889 г. как издание Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Он стал первым российским этнографическим журналом. Инициатором его создания выступил выдающийся фольклорист В.Ф. Миллер. Журнал задумывался как центральное издание, которое будет сочетать задачи развития русской этнографии с популяризацией ее достижений. Он также предоставлял возможность публикации местным этнографам-любителям и ссыльным. С 1889 по 1916 г. вышло в свет около 100 номеров. В них публиковались такие ученые, как Д.Н. Анучин, А.Н. Веселовский, М.М. Ковалевский, А.Н. Максимов, В.Ф. Миллер, В.Н. и Н.Н. Харузины и др. Журнал печатал материалы по фольклору и этнографии народов России и давал возможность высказаться ученым разных теоретических убеждений. В числе постоянных авторов были сторонники как эволюционизма, так и исторической школы.

В связи с революционными событиями журнал перестал выходить после 1916 г. Инициативу его возобновления взяли на себя давние сотрудники ЭО и ОЛЕАЭ этнограф В.В. Богданов и фольклорист С.М. Соколов. В 1926 г. журнал возобновился уже как печатный орган Главнауки под названием «Этнография». Главным редактором стал востоковед, непременный секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург. В редколлегию издания вошли также Д.А. Золотарев, Б.М. Соколов и Л.Я. Штернберг. С 1926 по 1931 г. журнал «Этнография» публиковал как ученых «старой школы» (В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин, В.Н. Харузина, Л.Я. Штернберг), так и молодых этнографов (А.Г. Данилин, Е.А. Крейнович, С.А. Токарев, С.П. Толстов). В 1931 г. в связи с радикальной реформой Академии наук в ходе «Культурной революции» журнал был переименован в «Советскую этнографию». Его редактором стал директор вновь созданного Института по изучению народов СССР (ИПИН) М.Н. Маторин. В это время журнал публиковал много материалов о социалистическом строительстве среди народов СССР, их классовом составе, а также дискуссии о внедрении марксизма в этнографию.

В 1938-1947 гг. (т.е. в период Великой отечественной войны, а также в предвоенное и послевоенное время) журнал «Советская этнография» выходил в виде ежегодных сборников, публиковавшихся под тем же названием. В 1946 г. его главным редактором был назначен этнограф и археолог С.П. Толстов, и на этом посту выдающийся ученый оставался до 1966 г. В период его руководства изданием в число постоянных авторов и членов редколлегии входили ведущие представители советской школы в этнографии: М.Г. Левин, М.О. Косвен, П.И. Кушнер, Л.П. Потапов, С.А. Токарев и др. В данный период публикации журнала отражали исследовательские приоритеты науки той эпохи: изучение этногенеза народов СССР, их традиционной и социалистической культуры.

Определенные изменения в научных приоритетах наступили в 1966 г. с назначением главным редактором крупного этнографа-американиста Ю.П. Аверкиевой-Петровой, а ее заместителями — Д.Д. Тумаркина и Л.Ф. Моногаровой. На первый план в публикациях журнала постепенно вышли обсуждения более современных теоретических тем, таких как теория этноса, теоретические проблемы первобытности, существенно расширился и географический охват публикуемых материалов. В 1990-е годы в журнале проводились острые дискуссии о понимании этничности и «национальных» конфликтов на постсоветском пространстве. В 1992 г. изданию было возвращено его первоначальное название «Этнографическое обозрение». На протяжении своей более чем вековой истории журнал, являющийся ровесником основных международных журналов в сфере наук о народах, следил и продолжает следить за современными тенденциями развития антропологии, этнологии и этнографии, публикует теоретические статьи и эмпирические исследования по традиционным и новейшим темам, входящим в области политической, гендерной, исторической, биологической антропологии и многие другие.

Свидетельство о регистрации СМИ: 0110151 от 04.02.1993

Текущий выпуск

Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 6 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Специальная тема номера: Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов

Экономика, ойкономия, домострой: заметки об антропологии домохозяйства
Ссорин-Чайков Н.В.
Аннотация

Настоящая статья представляет собой введение к специальной теме номера: “Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов”, в которую вошли статьи Л.Я. Рахмановой, А.К. Касаткиной, Д.В. Терешиной, П.Р. Яровой. Экономическая антропология возникла как проекция рыночной модели экономики и рыночной рациональности на любую жизнедеятельность. Данная статья вносит вклад в переосмысление этой дисциплины в регистре “эмных” культурно-специфических понятий исследуемых сообществ. При том что в современной России за пределами административного языка реестра домовладения категория “домохозяйство” является “этной”, она представляет исторически важную часть “эмного” значения экономики. Статья привлекает внимание читателя к генеалогии понятия “экономика” в аристотелевском “искусстве управления домом” (ойкос), в новозаветной “икономии” – божественном управлении миром как Своим домом и во вполне “эмном” российском “домострое”, который восходит к наставлениям Московской Руси XVI в., соединяющим язык “ойкономии” и “икономии”. Статья следует за Аристотелем в рассмотрении и того и другого как этики, точнее, к суждению на основании состояния исключения. Эта формулировка обрела популярность в антропологии суверенной власти благодаря К. Шмитту и Дж. Агамбену. Но состояние исключения касается также (если не в первую очередь) работы наших собственных аналитических понятий. Мы как этнографы часто имеем дело с исключительным, единичным, нетипичным, следующим духу, а не букве репрезентативности. В статье предлагается “ойкономическая” антропология в единстве предмета и метода исследования.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):5-22
pages 5-22 views
Субстанции отношений и нарративное разделение труда в дачном домохозяйстве
Касаткина А.К.
Аннотация

В статье на материале бесед с владельцами садовых участков в Ленинградской области рассматривается дискурсивное измерение современного городского домохозяйства. Автор исходит из посылки, что домохозяйство воспроизводится в каждодневной коммуникации между его членами, и именно в коммуникации видит место встречи текучих и нестабильных индивидуальных нарративных вселенных и более ригидной материальной и практической реальности домохозяйства. Такой подход дает возможность ставить к дискурсивному материалу вопросы, выходящие за рамки дискурса: что такое современное городское домохозяйство? из каких процессов и отношений оно складывается? какое место в нем отведено экономике и жизнеобеспечению? как можно определить его границы? как оно существует во времени? как связаны между собой хозяйственные и родственные отношения? Автор приходит к выводу, что, по крайней мере пока, дачи в рассматриваемых домохозяйствах выполняют функцию скорее отдыха, чем жизнеобеспечения, дачные хозяйственные дела не столько обеспечивают существование, сколько создают и поддерживают, оформляют и организуют отношения в семье и особенно между супругами. Разговаривая о даче, родственники каждый раз заново наполняют смыслом дачную материальность прошлого и настоящего и предлагают и обсуждают ориентиры для будущего.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):23-40
pages 23-40 views
Дивид на заимке, заимка как дивид: этнография сибирской избушки сквозь призму женского отсутствия
Рахманова Л.Я.
Аннотация

Статья этнографически ставит вопрос о том, каким образом таежные и речные избушки и заимки Среднего Приобья, существующие в своих ритмах параллельно с сельскими и городскими формами жизни, трансформируют гендерные роли и качества, не укладываясь в представления о должном поведении и практиках мужчин и женщин – ни в понимании местных жителей, ни с точки зрения исследовательницы. С одной стороны, заимка, включающая различные строения, – это ландшафтный феномен, интересный своим нетривиальным положением в пространстве – между дикой тайгой, селом и городом. С другой стороны, заимка, на которой царит мужское мироустройство, проблематизирует гендерное разделение и показывает, что именно женское “конституирующее” отсутствие является критически важным и влиятельным. Через опыт совместных поездок “на избушки”, через беседы, слухи и подшучивания я показываю, как снимается гендерная дуальность на заимке посредством распределения маскулинных и феминных элементов в пространстве избушечной жизни при помощи понятия “дивида” как “распределенной личности” и “распределенной самости”, как одного из языков описания различных форм субъективностей.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):41-65
pages 41-65 views
Семейное управление бизнесом: предприятие как домохозяйство
Терешина Д.В.
Аннотация

Статья посвящена изучению моделей семейного управления в малом бизнесе на примере этнографии предпринимателей и бизнес-семей в российской провинции. Анализ неформальных механизмов семейного управления позволяет понять, каким образом субъекты управления и контроля легитимируют существующие практики разделения труда на предприятии и какие социальные и культурные смыслы стоят за таким разделением. Исследование демонстрирует, что предприятия, в управление, распоряжение и владение которыми вовлечены супружеские пары, построены по принципам управления домохозяйством: разделение труда между супругами зачастую воссоздает желанный гендерный порядок, где идеология успешной маскулинности и “чувство хозяина” сосуществуют с идеологией успешного материнства и семейственности.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):66-80
pages 66-80 views
Труд и работа в этике современного православия: восстановление крестьянского дома, монастыря и Святой Руси
Яровая П.Р.
Аннотация

Отталкиваясь от случая ремонта крестьянского дома жителями полуразрушенного православного монастыря на Русском Севере, статья ставит вопрос о соотношении теологии и экономики хозяйственной этики. Ремонт дома вписывается священником в общее восстановление Церкви в условиях современности и ее вызовов. В центре этнографического анализа категории “труд” и “работа”. В предлагаемом кейсе теологическое понимание “труда” и “трудника” противопоставляется экономическому (мирскому) пониманию “работы” и “работника”. Восстановление Церкви представляется настоятелю и его подопечным не столько “работой” по ремонту памятников культуры, сколько “трудом” по возрождению дореволюционного уклада жизни, который является прототипом утопического рая – Святой Руси. “Работа” и “труд” отличны по своей темпоральности: первая совершается для результата в будущем, второй как духовная практика лежит в основе возвращения в прошлое. В статье рассматривается, как методология идеальных типов протестантской этики и капитализма может быть применена к православной хозяйственной этике через “понимающую” методологию М. Вебера. Автор обращает внимание на несостоятельность бинарных оппозиций, используемых для интерпретации практик труда и работы в православном монастыре, и на необходимость анализировать эти практики в контексте исторической непрерывности их самих и их смыслов.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):81-96
pages 81-96 views

Дискуссия: об историческом изучении праздничной культуры

Церковный праздник в Олонецком уезде в раннее Новое время: опыт реконструкции по письменным источникам
Суслова Е.Д.
Аннотация

В статье впервые предпринята попытка осмыслить, что представлял собой церковный праздник в Олонецком уезде Российского государства в конце 1640-х – начале 1680-х годов. С опорой на сопоставительный анализ актов из фонда “Олонецкой воеводской избы” и переписных книг середины XVII – начала XVIII в. выявлены типы праздников, охарактеризованы ареалы праздничных связей и состав участников, проанализированы отдельные элементы традиционной праздничной культуры и функции церковного праздника. Акты содержат сведения об участии крестьян в церковных праздниках, к которым нередко были приурочены семейные торжества и даты хозяйственного календаря. Специфика церковного праздника в регионе с преобладанием черносошного крестьянства и укоренившимися традициями общинного самоуправления связана с архаикой прихода, выступавшего одновременно религиозным союзом и поземельной общиной. Праздник являлся не только временем торжества, но также временем совершения хозяйственных сделок и решения важных общинных дел. Утвердившееся в этнологии мнение о присутствии в древности на престольных праздниках у карелов и вепсов только родственников требует пересмотра – его участниками были представители как патронимий, так и поземельных общин разных уровней. Церковный праздник содействовал дальнейшей консолидации коренных этносов в ареалах их расселения, а также межэтническому взаимодействию и формированию этнолокальных групп.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):97-126
pages 97-126 views
Проблемы исторического изучения традиционной праздничной культуры
Винокурова И.Ю., Конкка А.П., Суслова Е.Д.
Аннотация

В публикации представлено обсуждение вопросов, поднятых в статье Е.Д. Сусловой “Церковный праздник в Олонецком уезде в раннее Новое время: опыт реконструкции по письменным источникам”. В указанной статье была предпринята попытка осмысления того, что представлял собой церковный праздник в Олонецком уезде Российского государства в конце 1640-х – начале 1680-х годов. Опираясь на сопоставительный анализ актов из фонда “Олонецкой воеводской избы” и переписных книг середины XVII – начала XVIII в., автор попытался выявить типы праздников, охарактеризовать ареалы праздничных связей, состав участников и проанализировать отдельные элементы традиционной праздничной культуры и функции церковного праздника. Согласно выводам автора, специфика церковного праздника в регионе была связана с архаикой прихода, выступавшего одновременно религиозным союзом и поземельной общиной; соответственно, праздник являлся не только временем торжества, но также временем совершения хозяйственных сделок и решения важных общинных дел. Аргументация автора, а также более широкий круг вопросов, связанных с реконструкцией различных сфер традиционной праздничной культуры России доиндустриального времени, дискутируется в комментариях И.Ю. Винокуровой (“Проблемы изучения праздников в свете интеграции исторических и этнографических источников”) и А.П. Конкка (“О функциях традиционного народного праздника и асоциальном поведении”).

Этнографическое обозрение. 2024;(6):127-151
pages 127-151 views

Дискуссия: теории ассамбляжа для эмпирического анализа

Элементы сборки северной неформальной рыбалки: солидарность, нормы, горбуша, семга
Коткин К.Я., Сергеев А.М., Воронов В.М., Симонова В.В.
Аннотация

Неформальное рыболовство (неформальная рыбалка) в Мурманской области анализируется посредством обращения к концепции М. Деланды, связанной с построением горизонтальной онтологии как альтернативы традиционным вертикальным построениям, отстаивающим иерархическое понимание мира и исключительность человека. Горизонтальная онтология М. Деланды дает возможность авторам рассматривать разноуровневые компоненты рыбалки в двух взаимозависимых осях: 1) “материальное–экспрессивное”; 2) “синтетическое–вариативное”. Эти оси позволяют проанализировать проблему отсутствия позитивного отношения к обилию горбуши, являющейся одной из наиболее существенных материальных составляющих ассамбляжа неформальной рыбалки Мурманской области. Теоретическая экспликация данной проблемы связана с возможностью осуществления синтеза материальных элементов, которые сами по себе соотносятся с разными сферами жизнедеятельности. Исторические и пространственные сюжеты показывают различные аспекты связи материального и экспрессивного в ассамбляже рыбной ловли, а также раскрывают специфику Мурманской области и возможность масштабирования неформальных практик Северо́в. Ситуация с горбушей как интродуцентом продемонстрировала экстериорность ассамбляжа северной рыбалки. Фигура семги, занимающая позицию между материальным и экспрессивным, стабилизирует идентичность ассамбляжа северной неформальной рыбалки и воплощает идентификацию сообщества с местом и историей. Солидарность задает образцы поведения, которые определяют не только “своих” и “чужих”, но и отношения с другими элементами ассамбляжа. Неформальные нормы отражают представления о “золотой середине” в рыбалке на Севере. Связь с историей и местом, проявляющаяся через идентификацию, открывает возможность для изменения агентности горбуши с точки зрения экспрессивности.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):152-174
pages 152-174 views
Северная рыбалка и плоская онтология Мануэля Деланды
Соколовский С.В., Гончаров Н.С., Кузнецов А.Г., Коткин К.Я., Сергеев А.М., Воронов В.М., Симонова В.В.
Аннотация

В публикации представлено обсуждение статьи “Элементы сборки северной неформальной рыбалки: солидарность, нормы, горбуша, семга”, в которой авторы (К.Я. Коткин, А.М. Сергеев, В.М. Воронов, В.В. Симонова) анализируют неформальное рыболовство в Мурманской области посредством обращения к концепции М. Деланды, связанной с понятием горизонтальной онтологии как альтернативы традиционным вертикальным построениям, отстаивающим иерархическое понимание мира и исключительность человека. По мнению авторов обсуждаемой статьи, горизонтальная онтология М. Деланды дает возможность рассматривать разноуровневые компоненты рыбалки в двух взаимозависимых осях (“материальное–экспрессивное” и “синтетическое–вариативное”), которые позволяют проанализировать проблему отсутствия позитивного отношения к обилию горбуши, являющейся одной из наиболее существенных материальных составляющих ассамбляжа неформальной рыбалки Мурманской области. В обсуждении представлены критические комментарии: “Научная мода как концептуальный бриколаж” (С.В. Соколовский), “О рыбе и ассамбляжах в Мурманской области” (Н.С. Гончаров), «Деланда “съедает” горбушу: похищение антропологии якобы “новой” социальной онтологией» (А.Г. Кузнецов), а также реплика-ответ авторов дискутируемой статьи (“Фигуры и фон, или о логике роста рецензий”).

Этнографическое обозрение. 2024;(6):175-199
pages 175-199 views

Статьи и материалы

Реконструкция праафразийской культурной лексики XI–X тыс. до н.э.: термины для плавучих средств и металлов (опыт системной оценки предложенных этимологий и реконструкций)
Милитарев А.Ю.
Аннотация

Содержанием статьи, как и моей предыдущей публикации в “Этнографическом обозрении”, является реконструкция праафразийской культурной лексики, представляющей собой уникальный источник сведений по древнейшей истории переднеазиатско-северноафриканско-средиземноморского ареала периода позднего мезолита – раннего неолита, пока не оцененный в должной мере археологами и историками первобытности. В данном случае речь идет о двух группах терминов, обозначающих плавучие средства и металлы (включая их обработку и изделия из них), и о праязыковом периоде ранних афразийцев и их ближайших потомков – североафразийцев (говоривших на языке – общем предке семитских, египетского, ливио-берберских и чадских), которых автор отождествляет с создателями натуфийской и постнатуфийской археологических культур Леванта. Эти праязыки начали последовательно распадаться на диалекты, выросшие в известные нам (а возможно, и в какие-то вымершие и нам не известные) языковые таксоны в последней трети XI (праафразийский, включающий в себя, кроме перечисленных выше языков, южноафразийскую – кушито-омотскую ветвь) – первой трети X тыс. до н.э. (прасевероафразийский). В статье приводятся этимологии реконструированных праафразийских терминов: десяти, относящихся к навигации и плавательным средствам, и десяти – к металлам. У статьи есть и вторая, дополнительная, цель: оценка полученных результатов.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):200-228
pages 200-228 views
Взросление мальчика за рулем двухколесного велосипеда (реконструкция второй половины ХХ в. по современным воспоминаниям)
Куприянов Б.В., Смирнов П.А.
Аннотация

Велосипед во второй половине ХХ в. являлся атрибутом повседневности большинства советских мальчиков. В этой связи возникает возможность использовать ретроспекцию событий, связанных с велосипедом, в реконструкции процесса взросления этой категории населения. Интерес вызывают пространственно-временные параметры веломобильности, культурные практики использования данного транспортного средства, приключения юных велосипедистов. Эмпирическую часть исследования составили материалы, полученные в ходе экспедиций 2018–2020 гг. в 11 городов России (метод полуструктурированных нарративно-ориентированных интервью); респондентами выступили 52 мужчины 1949–1978 г.р. Использовалась также мемуарная и художественная литература. На основе анализа источников удалось охарактеризовать этапы взросления советских мальчиков, маркированные эксплуатацией разных моделей велосипеда и постепенным расширением освоенной территории, а также детско-родительскими конвенциями, регламентирующими веломобильность.

Этнографическое обозрение. 2024;(6):229-248
pages 229-248 views