Этнографическое обозрение
«Этнографическое обозрение» — один из старейших российских академических журналов, посвященных исследованиям в области наук о народах. Основан в 1889 г. (С 1926 по 1930 г. выходил под названием «Этнография»; с 1931 по 1991 г. — под названием «Советская этнография»). Учредитель журнала — Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Журнал издается и публикуется под руководством Отделения историко-филологических наук РАН.
Журнал выходит 6 раз в год. ISSN 0869-5415. Индекс 70845. Распространяется по подписке, в свободную продажу не поступает.
Журнал специализируется в первую очередь на публикации статей по вопросам этнографии, этнологии и социальной/культурной антропологии, а также обзоров и рецензий научной литературы в данных областях. Журнал также рассматривает и периодически принимает к публикации междисциплинарные материалы (историко-этнографические, культурологическо-антропологические, этносоциологические и др.), и исследования в смежных/пограничных научных областях (физическая/биологическая антропология, медицинская антропология и др.) но отдает предпочтение тем из них, которые представляют больший интерес непосредственно для этнологической/социально-антропологической области знания и вносят вклад, в первую очередь, в эту область. Более подробная информация об интересах журнала и о правилах оформления материалов находится в разделе «Авторам».
Журнал является рецензируемым научным изданием, отвечающим критериям ВАК и принципам международных рецензируемых (peer-reviewed) изданий. Все материалы, поступающие в журнал и принимаемые к рассмотрению, передаются на анонимное рецензирование специалистам, обсуждаются и утверждаются к публикации редколлегией журнала. В журнале действует «двойная анонимная» система рецензирования (double blind peer review), т.е. авторам статей и рецензентам не известны фамилии друг друга. Публикуемые материалы не обязательно отражают точку зрения редколлегии.
Краткая история журнала
Журнал «Этнографическое обозрение» был основан в 1889 г. как издание Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Он стал первым российским этнографическим журналом. Инициатором его создания выступил выдающийся фольклорист В.Ф. Миллер. Журнал задумывался как центральное издание, которое будет сочетать задачи развития русской этнографии с популяризацией ее достижений. Он также предоставлял возможность публикации местным этнографам-любителям и ссыльным. С 1889 по 1916 г. вышло в свет около 100 номеров. В них публиковались такие ученые, как Д.Н. Анучин, А.Н. Веселовский, М.М. Ковалевский, А.Н. Максимов, В.Ф. Миллер, В.Н. и Н.Н. Харузины и др. Журнал печатал материалы по фольклору и этнографии народов России и давал возможность высказаться ученым разных теоретических убеждений. В числе постоянных авторов были сторонники как эволюционизма, так и исторической школы.
В связи с революционными событиями журнал перестал выходить после 1916 г. Инициативу его возобновления взяли на себя давние сотрудники ЭО и ОЛЕАЭ этнограф В.В. Богданов и фольклорист С.М. Соколов. В 1926 г. журнал возобновился уже как печатный орган Главнауки под названием «Этнография». Главным редактором стал востоковед, непременный секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург. В редколлегию издания вошли также Д.А. Золотарев, Б.М. Соколов и Л.Я. Штернберг. С 1926 по 1931 г. журнал «Этнография» публиковал как ученых «старой школы» (В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин, В.Н. Харузина, Л.Я. Штернберг), так и молодых этнографов (А.Г. Данилин, Е.А. Крейнович, С.А. Токарев, С.П. Толстов). В 1931 г. в связи с радикальной реформой Академии наук в ходе «Культурной революции» журнал был переименован в «Советскую этнографию». Его редактором стал директор вновь созданного Института по изучению народов СССР (ИПИН) М.Н. Маторин. В это время журнал публиковал много материалов о социалистическом строительстве среди народов СССР, их классовом составе, а также дискуссии о внедрении марксизма в этнографию.
В 1938-1947 гг. (т.е. в период Великой отечественной войны, а также в предвоенное и послевоенное время) журнал «Советская этнография» выходил в виде ежегодных сборников, публиковавшихся под тем же названием. В 1946 г. его главным редактором был назначен этнограф и археолог С.П. Толстов, и на этом посту выдающийся ученый оставался до 1966 г. В период его руководства изданием в число постоянных авторов и членов редколлегии входили ведущие представители советской школы в этнографии: М.Г. Левин, М.О. Косвен, П.И. Кушнер, Л.П. Потапов, С.А. Токарев и др. В данный период публикации журнала отражали исследовательские приоритеты науки той эпохи: изучение этногенеза народов СССР, их традиционной и социалистической культуры.
Определенные изменения в научных приоритетах наступили в 1966 г. с назначением главным редактором крупного этнографа-американиста Ю.П. Аверкиевой-Петровой, а ее заместителями — Д.Д. Тумаркина и Л.Ф. Моногаровой. На первый план в публикациях журнала постепенно вышли обсуждения более современных теоретических тем, таких как теория этноса, теоретические проблемы первобытности, существенно расширился и географический охват публикуемых материалов. В 1990-е годы в журнале проводились острые дискуссии о понимании этничности и «национальных» конфликтов на постсоветском пространстве. В 1992 г. изданию было возвращено его первоначальное название «Этнографическое обозрение». На протяжении своей более чем вековой истории журнал, являющийся ровесником основных международных журналов в сфере наук о народах, следил и продолжает следить за современными тенденциями развития антропологии, этнологии и этнографии, публикует теоретические статьи и эмпирические исследования по традиционным и новейшим темам, входящим в области политической, гендерной, исторической, биологической антропологии и многие другие.
Свидетельство о регистрации СМИ: 0110151 от 04.02.1993
Текущий выпуск



№ 6 (2024)
Специальная тема номера: Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов
Экономика, ойкономия, домострой: заметки об антропологии домохозяйства
Аннотация
Настоящая статья представляет собой введение к специальной теме номера: “Экономическая антропология домохозяйства современной России за пределами мегаполисов”, в которую вошли статьи Л.Я. Рахмановой, А.К. Касаткиной, Д.В. Терешиной, П.Р. Яровой. Экономическая антропология возникла как проекция рыночной модели экономики и рыночной рациональности на любую жизнедеятельность. Данная статья вносит вклад в переосмысление этой дисциплины в регистре “эмных” культурно-специфических понятий исследуемых сообществ. При том что в современной России за пределами административного языка реестра домовладения категория “домохозяйство” является “этной”, она представляет исторически важную часть “эмного” значения экономики. Статья привлекает внимание читателя к генеалогии понятия “экономика” в аристотелевском “искусстве управления домом” (ойкос), в новозаветной “икономии” – божественном управлении миром как Своим домом и во вполне “эмном” российском “домострое”, который восходит к наставлениям Московской Руси XVI в., соединяющим язык “ойкономии” и “икономии”. Статья следует за Аристотелем в рассмотрении и того и другого как этики, точнее, к суждению на основании состояния исключения. Эта формулировка обрела популярность в антропологии суверенной власти благодаря К. Шмитту и Дж. Агамбену. Но состояние исключения касается также (если не в первую очередь) работы наших собственных аналитических понятий. Мы как этнографы часто имеем дело с исключительным, единичным, нетипичным, следующим духу, а не букве репрезентативности. В статье предлагается “ойкономическая” антропология в единстве предмета и метода исследования.



Субстанции отношений и нарративное разделение труда в дачном домохозяйстве
Аннотация
В статье на материале бесед с владельцами садовых участков в Ленинградской области рассматривается дискурсивное измерение современного городского домохозяйства. Автор исходит из посылки, что домохозяйство воспроизводится в каждодневной коммуникации между его членами, и именно в коммуникации видит место встречи текучих и нестабильных индивидуальных нарративных вселенных и более ригидной материальной и практической реальности домохозяйства. Такой подход дает возможность ставить к дискурсивному материалу вопросы, выходящие за рамки дискурса: что такое современное городское домохозяйство? из каких процессов и отношений оно складывается? какое место в нем отведено экономике и жизнеобеспечению? как можно определить его границы? как оно существует во времени? как связаны между собой хозяйственные и родственные отношения? Автор приходит к выводу, что, по крайней мере пока, дачи в рассматриваемых домохозяйствах выполняют функцию скорее отдыха, чем жизнеобеспечения, дачные хозяйственные дела не столько обеспечивают существование, сколько создают и поддерживают, оформляют и организуют отношения в семье и особенно между супругами. Разговаривая о даче, родственники каждый раз заново наполняют смыслом дачную материальность прошлого и настоящего и предлагают и обсуждают ориентиры для будущего.



Дивид на заимке, заимка как дивид: этнография сибирской избушки сквозь призму женского отсутствия
Аннотация
Статья этнографически ставит вопрос о том, каким образом таежные и речные избушки и заимки Среднего Приобья, существующие в своих ритмах параллельно с сельскими и городскими формами жизни, трансформируют гендерные роли и качества, не укладываясь в представления о должном поведении и практиках мужчин и женщин – ни в понимании местных жителей, ни с точки зрения исследовательницы. С одной стороны, заимка, включающая различные строения, – это ландшафтный феномен, интересный своим нетривиальным положением в пространстве – между дикой тайгой, селом и городом. С другой стороны, заимка, на которой царит мужское мироустройство, проблематизирует гендерное разделение и показывает, что именно женское “конституирующее” отсутствие является критически важным и влиятельным. Через опыт совместных поездок “на избушки”, через беседы, слухи и подшучивания я показываю, как снимается гендерная дуальность на заимке посредством распределения маскулинных и феминных элементов в пространстве избушечной жизни при помощи понятия “дивида” как “распределенной личности” и “распределенной самости”, как одного из языков описания различных форм субъективностей.



Семейное управление бизнесом: предприятие как домохозяйство
Аннотация
Статья посвящена изучению моделей семейного управления в малом бизнесе на примере этнографии предпринимателей и бизнес-семей в российской провинции. Анализ неформальных механизмов семейного управления позволяет понять, каким образом субъекты управления и контроля легитимируют существующие практики разделения труда на предприятии и какие социальные и культурные смыслы стоят за таким разделением. Исследование демонстрирует, что предприятия, в управление, распоряжение и владение которыми вовлечены супружеские пары, построены по принципам управления домохозяйством: разделение труда между супругами зачастую воссоздает желанный гендерный порядок, где идеология успешной маскулинности и “чувство хозяина” сосуществуют с идеологией успешного материнства и семейственности.



Труд и работа в этике современного православия: восстановление крестьянского дома, монастыря и Святой Руси
Аннотация
Отталкиваясь от случая ремонта крестьянского дома жителями полуразрушенного православного монастыря на Русском Севере, статья ставит вопрос о соотношении теологии и экономики хозяйственной этики. Ремонт дома вписывается священником в общее восстановление Церкви в условиях современности и ее вызовов. В центре этнографического анализа категории “труд” и “работа”. В предлагаемом кейсе теологическое понимание “труда” и “трудника” противопоставляется экономическому (мирскому) пониманию “работы” и “работника”. Восстановление Церкви представляется настоятелю и его подопечным не столько “работой” по ремонту памятников культуры, сколько “трудом” по возрождению дореволюционного уклада жизни, который является прототипом утопического рая – Святой Руси. “Работа” и “труд” отличны по своей темпоральности: первая совершается для результата в будущем, второй как духовная практика лежит в основе возвращения в прошлое. В статье рассматривается, как методология идеальных типов протестантской этики и капитализма может быть применена к православной хозяйственной этике через “понимающую” методологию М. Вебера. Автор обращает внимание на несостоятельность бинарных оппозиций, используемых для интерпретации практик труда и работы в православном монастыре, и на необходимость анализировать эти практики в контексте исторической непрерывности их самих и их смыслов.



Дискуссия: об историческом изучении праздничной культуры
Церковный праздник в Олонецком уезде в раннее Новое время: опыт реконструкции по письменным источникам
Аннотация
В статье впервые предпринята попытка осмыслить, что представлял собой церковный праздник в Олонецком уезде Российского государства в конце 1640-х – начале 1680-х годов. С опорой на сопоставительный анализ актов из фонда “Олонецкой воеводской избы” и переписных книг середины XVII – начала XVIII в. выявлены типы праздников, охарактеризованы ареалы праздничных связей и состав участников, проанализированы отдельные элементы традиционной праздничной культуры и функции церковного праздника. Акты содержат сведения об участии крестьян в церковных праздниках, к которым нередко были приурочены семейные торжества и даты хозяйственного календаря. Специфика церковного праздника в регионе с преобладанием черносошного крестьянства и укоренившимися традициями общинного самоуправления связана с архаикой прихода, выступавшего одновременно религиозным союзом и поземельной общиной. Праздник являлся не только временем торжества, но также временем совершения хозяйственных сделок и решения важных общинных дел. Утвердившееся в этнологии мнение о присутствии в древности на престольных праздниках у карелов и вепсов только родственников требует пересмотра – его участниками были представители как патронимий, так и поземельных общин разных уровней. Церковный праздник содействовал дальнейшей консолидации коренных этносов в ареалах их расселения, а также межэтническому взаимодействию и формированию этнолокальных групп.



Проблемы исторического изучения традиционной праздничной культуры
Аннотация
В публикации представлено обсуждение вопросов, поднятых в статье Е.Д. Сусловой “Церковный праздник в Олонецком уезде в раннее Новое время: опыт реконструкции по письменным источникам”. В указанной статье была предпринята попытка осмысления того, что представлял собой церковный праздник в Олонецком уезде Российского государства в конце 1640-х – начале 1680-х годов. Опираясь на сопоставительный анализ актов из фонда “Олонецкой воеводской избы” и переписных книг середины XVII – начала XVIII в., автор попытался выявить типы праздников, охарактеризовать ареалы праздничных связей, состав участников и проанализировать отдельные элементы традиционной праздничной культуры и функции церковного праздника. Согласно выводам автора, специфика церковного праздника в регионе была связана с архаикой прихода, выступавшего одновременно религиозным союзом и поземельной общиной; соответственно, праздник являлся не только временем торжества, но также временем совершения хозяйственных сделок и решения важных общинных дел. Аргументация автора, а также более широкий круг вопросов, связанных с реконструкцией различных сфер традиционной праздничной культуры России доиндустриального времени, дискутируется в комментариях И.Ю. Винокуровой (“Проблемы изучения праздников в свете интеграции исторических и этнографических источников”) и А.П. Конкка (“О функциях традиционного народного праздника и асоциальном поведении”).



Дискуссия: теории ассамбляжа для эмпирического анализа
Элементы сборки северной неформальной рыбалки: солидарность, нормы, горбуша, семга
Аннотация
Неформальное рыболовство (неформальная рыбалка) в Мурманской области анализируется посредством обращения к концепции М. Деланды, связанной с построением горизонтальной онтологии как альтернативы традиционным вертикальным построениям, отстаивающим иерархическое понимание мира и исключительность человека. Горизонтальная онтология М. Деланды дает возможность авторам рассматривать разноуровневые компоненты рыбалки в двух взаимозависимых осях: 1) “материальное–экспрессивное”; 2) “синтетическое–вариативное”. Эти оси позволяют проанализировать проблему отсутствия позитивного отношения к обилию горбуши, являющейся одной из наиболее существенных материальных составляющих ассамбляжа неформальной рыбалки Мурманской области. Теоретическая экспликация данной проблемы связана с возможностью осуществления синтеза материальных элементов, которые сами по себе соотносятся с разными сферами жизнедеятельности. Исторические и пространственные сюжеты показывают различные аспекты связи материального и экспрессивного в ассамбляже рыбной ловли, а также раскрывают специфику Мурманской области и возможность масштабирования неформальных практик Северо́в. Ситуация с горбушей как интродуцентом продемонстрировала экстериорность ассамбляжа северной рыбалки. Фигура семги, занимающая позицию между материальным и экспрессивным, стабилизирует идентичность ассамбляжа северной неформальной рыбалки и воплощает идентификацию сообщества с местом и историей. Солидарность задает образцы поведения, которые определяют не только “своих” и “чужих”, но и отношения с другими элементами ассамбляжа. Неформальные нормы отражают представления о “золотой середине” в рыбалке на Севере. Связь с историей и местом, проявляющаяся через идентификацию, открывает возможность для изменения агентности горбуши с точки зрения экспрессивности.



Северная рыбалка и плоская онтология Мануэля Деланды
Аннотация
В публикации представлено обсуждение статьи “Элементы сборки северной неформальной рыбалки: солидарность, нормы, горбуша, семга”, в которой авторы (К.Я. Коткин, А.М. Сергеев, В.М. Воронов, В.В. Симонова) анализируют неформальное рыболовство в Мурманской области посредством обращения к концепции М. Деланды, связанной с понятием горизонтальной онтологии как альтернативы традиционным вертикальным построениям, отстаивающим иерархическое понимание мира и исключительность человека. По мнению авторов обсуждаемой статьи, горизонтальная онтология М. Деланды дает возможность рассматривать разноуровневые компоненты рыбалки в двух взаимозависимых осях (“материальное–экспрессивное” и “синтетическое–вариативное”), которые позволяют проанализировать проблему отсутствия позитивного отношения к обилию горбуши, являющейся одной из наиболее существенных материальных составляющих ассамбляжа неформальной рыбалки Мурманской области. В обсуждении представлены критические комментарии: “Научная мода как концептуальный бриколаж” (С.В. Соколовский), “О рыбе и ассамбляжах в Мурманской области” (Н.С. Гончаров), «Деланда “съедает” горбушу: похищение антропологии якобы “новой” социальной онтологией» (А.Г. Кузнецов), а также реплика-ответ авторов дискутируемой статьи (“Фигуры и фон, или о логике роста рецензий”).



Статьи и материалы
Реконструкция праафразийской культурной лексики XI–X тыс. до н.э.: термины для плавучих средств и металлов (опыт системной оценки предложенных этимологий и реконструкций)
Аннотация
Содержанием статьи, как и моей предыдущей публикации в “Этнографическом обозрении”, является реконструкция праафразийской культурной лексики, представляющей собой уникальный источник сведений по древнейшей истории переднеазиатско-северноафриканско-средиземноморского ареала периода позднего мезолита – раннего неолита, пока не оцененный в должной мере археологами и историками первобытности. В данном случае речь идет о двух группах терминов, обозначающих плавучие средства и металлы (включая их обработку и изделия из них), и о праязыковом периоде ранних афразийцев и их ближайших потомков – североафразийцев (говоривших на языке – общем предке семитских, египетского, ливио-берберских и чадских), которых автор отождествляет с создателями натуфийской и постнатуфийской археологических культур Леванта. Эти праязыки начали последовательно распадаться на диалекты, выросшие в известные нам (а возможно, и в какие-то вымершие и нам не известные) языковые таксоны в последней трети XI (праафразийский, включающий в себя, кроме перечисленных выше языков, южноафразийскую – кушито-омотскую ветвь) – первой трети X тыс. до н.э. (прасевероафразийский). В статье приводятся этимологии реконструированных праафразийских терминов: десяти, относящихся к навигации и плавательным средствам, и десяти – к металлам. У статьи есть и вторая, дополнительная, цель: оценка полученных результатов.



Взросление мальчика за рулем двухколесного велосипеда (реконструкция второй половины ХХ в. по современным воспоминаниям)
Аннотация
Велосипед во второй половине ХХ в. являлся атрибутом повседневности большинства советских мальчиков. В этой связи возникает возможность использовать ретроспекцию событий, связанных с велосипедом, в реконструкции процесса взросления этой категории населения. Интерес вызывают пространственно-временные параметры веломобильности, культурные практики использования данного транспортного средства, приключения юных велосипедистов. Эмпирическую часть исследования составили материалы, полученные в ходе экспедиций 2018–2020 гг. в 11 городов России (метод полуструктурированных нарративно-ориентированных интервью); респондентами выступили 52 мужчины 1949–1978 г.р. Использовалась также мемуарная и художественная литература. На основе анализа источников удалось охарактеризовать этапы взросления советских мальчиков, маркированные эксплуатацией разных моделей велосипеда и постепенным расширением освоенной территории, а также детско-родительскими конвенциями, регламентирующими веломобильность.


