Семейная модель органного донорства в социокультурной перспективе
- Авторы: Попова О.В.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 36, № 2 (2025)
- Страницы: 11-31
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0236-2007/article/view/683219
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200725020017
- ID: 683219
Цитировать
Аннотация
Рассматриваются мировоззренческие основания семейной (реляционной) модели органного донорства. На примере использования данной модели в современном Китае показано влияние культурных традиций на развитие инновационных медицинских практик. В Китае семейная модель органного донорства опирается на конфуцианские представления о человеческой личности, где значимым становится акцент на отношениях между людьми, а не на автономном волеизъявлении отдельного субъекта и его желаниях относительно посмертного использования своего тела. В этом контексте предполагается, что члены семьи лучше всего понимают и отражают последние желания умершего по вопросу о распоряжении его телом, то есть рассматриваются как «трансляторы» ценностных установок умершего, которые он выражал при жизни. Семейная модель органного донорства, рассмотренная на примере Китая, отражает специфику китайской биоэтики, стремящейся объединить сциентистские установки и традиционную этику, сохраняя при этом влияние традиционной китайской культуры. Последняя может взаимодействовать с развитием науки и технологий и в отдельных аспектах даже их стимулировать. Кроме того, в статье рассматривается проблема синхронизации времени, воспринимаемого разными вовлеченными лицами при принятии решения об органном донорстве. В процессе принятия подобного решения может быть актуализирована как темпоральность прошлого, как это демонстрирует опыт стран, опирающихся в данном вопросе на традиционные ценности (Китай и ряд азиатских стран), так и темпоральность будущего, связанная с разработкой новых ценностных оснований принятия решения и анализом последствий выбора. Показано, что выбор в пользу органного донорства сопряжен с процессом совершаемой в режиме цейтнота ценностной рефлексии. Вместе с тем недостаток информации и психологическое напряжение, сопровождающие поиск решения, определяют дальнейшее восприятие практики органного донорства. В этой связи огромное значение приобретает развитие стратегии коммуникации относительно органного донорства при взаимодействии с близкими умершего.
Полный текст

Об авторах
Ольга Владимировна Попова
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: J-9101980@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3825-7544
Список литературы
- Белда И. Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи: пер. с исп. М.: Де Агостини, 2014.
- Малявин В.В. Идеал целостности в военной стратегии // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. M.: Вост. лит., 2009. С. 638–639.
- Трансплантолог Сергей Готье: Донорство органов — это проявление сострадания друг к другу // Правмир. 2013. 13 мая. URL: https://www.pravmir.ru/transplantolog-sergej-gote-donorstvo-organov-eto-proyavlenie-sostradaniya-drug-k-drugu/?ysclid=lzbjgmgvqc786994671 (дата обращения: 18.07.2024).
- Шевченко С.Ю. Мысленные эксперименты, простые вопросы и семейное решение об органном донорстве // Социогуманитарные проблемы органного донорства: междисциплинарные исследования: Сб. науч. ст. / под ред. О.Н. Резника, О.В. Поповой. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2017.
- De Groot J., van Hoek M., Hoedemaekers C. et al. Decision Making on Organ Donation: The Dilemmas of Relatives of Potential Brain Dead Donors. BMC Medical Ethics. 2015. Vol. 16. URL: https://bmcmedethics.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/s12910-015-0057-1?site=bmcmedethics.biomedcentral.com (date of access: 25.06.2024).
- Fan R., Wang M. Family-Based Consent and Motivation for Cadaveric Organ Donation in China: An Ethical Exploration. The Journal of Medicine and Philosophy. 2019. Vol. 44. P. 534–553. doi: 10.1093/jmp/jhz022
- Huang J. The History and Outlook of Organ Donation in China. Medical Journal of Wuhan University. 2016. Vol. 37, N 4. P. 517–522. (In Chinese).
- Huang J., Millis J.M., Mao Y. et al. A Pilot Programme of Organ Donation After Cardiac Death in China. Lancet. 2012. Vol. 379, N 9818. P. 862–865. doi: 10.1016/S0140-6736(11)61086-6
- KAO. Kritische Aufklärung über Organtransplantation. 2006. URL: https://initiative-kao.de/ (date of access: 25.06.2024).
- Knhis N.S., Martins S.R., Magalhães A.L.P. et al. Family Interview for Organ and Tissue Donation: Good Practice Assumptions. Revista Brasileira de Enfermagem. 2021. Vol. 74, N 2.
- Li F., Wang C. Individuals Are Inadequate: Recognizing the Family-Centeredness of Chinese Bioethics and Chinese Health System. The Journal of Medicine and Philosophy. 2012. Vol. 37, Iss. 6. P. 568–582. doi: 10.1093/jmp/jhs046
- Liu S., Liu C., Cao X. et al. The Difference in the Attitude of Chinese and Japanese College Students Regarding Deceased Organ Donation. Transplantation Proceedings. 2013. Vol. 45, N 6. P. 2098–2101. doi: 10.1016/j.transproceed.201
- Truog R.D. Consent for Organ Donation — Balancing Conflicting Ethical Obligations. The New England Journal of Medicine. 2008. Vol. 358, N 12. P. 1209−1211.
- Valmisa M. Adapting: A Chinese Philosophy of Action. N.Y.: Oxford University Press, 2021.
- Wang M., Zhang W., Wang X. The Principle of Family Determination in Organ Donation: The Application of Confucian Ethics. HEC Forum. 2008. Vol. 20, N 2. P. 183–196.
Дополнительные файлы
