Ф.М. Достоевский: о разрыве между жизнью и сознанием
- Авторы: Ростова Н.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 35, № 1 (2024)
- Страницы: 26-43
- Раздел: Философия человека
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0236-2007/article/view/670840
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724010029
- ID: 670840
Цитировать
Аннотация
В статье проводится философский анализ поздней повести Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». В отличие от распространенного в научной литературе подхода, в рамках которого исследователи пытаются интерпретировать творчество писателя, вписывая его размышления в различные традиции, автор статьи ставит цель проанализировать поставленную Достоевским философскую проблему соотношения жизни и сознания. Олицетворением решения этой проблемы у Достоевского являются антагонисты «подпольный человек» и «смешной человек». Если для «подпольного человека» сознание выше жизни и противостоит ей, то для «смешного человека» жизнь выше сознания, а счастье выше знания законов счастья. Автор раскрывает смысловую структуру повести, согласно которой герой от идеи о том, что его сознание есть, а мира нет, приходит к обратному заключению — мир есть, а сознания нет. В статье последовательно исследуются такие вопросы, как: что значит быть смешным? В чем заключен исток чувства и совести? Как соотносятся сон и реальность? Почему Достоевский говорит о богоборчестве героя, не говоря при этом о Боге? Как соотносятся планетарный рай и сознание, а также сознание и страдание? Отвечая на эти вопросы, автор показывает противоречия, содержащиеся в повести, и приходит к выводу, что причиной их является соединение Достоевским двух картин мира. Согласно первой, человек — существо планетарное и самодостаточное в своем естестве, согласно второй — человек обременен внутренним миром, уладить который может лишь внутренний закон, который Достоевский формулирует как заповедь любви.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Наталья Николаевна Ростова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: nnrostova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3675-2082
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философской антропологии философского факультета
Россия, 119991 Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.
- Bakhtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. Moscow: Sovetskij pisatel' Publ., 1963.
- Бельчиков Н.Ф. «Золотой век» в представлении Ф.М. Достоевского // Проблемы теории и истории литературы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. С. 357–366.
- Belchikov N.F. «Zolotoi vek» v predstavlenii F.M. Dostoevskogo [The “Golden Age” in the representation of F.M. Dostoevsky]. Problemy teorii i istorii literatury [Problems of Theory and History of Literature]. Moscow: Moscow St. Univ. Publ., 1971. P. 357–366.
- Борисова В.В. Синтетизм религиозно-мифологического подтекста в творчестве Ф.М. Достоевского: (Библия и Коран) // Творчество Ф.М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1991. С. 63–89.
- Borisova V.V. Sintetizm religiozno-mifologicheskogo podteksta v tvorchestve F.M. Dostoevskogo: (Bibliya i Koran) [Synthetism of Religious and Mythological Subtext in the Works of F.M. Dostoevsky: (The Bible and the Koran)]. Tvorchestvo F.M. Dostoevskogo: iskusstvo sinteza [Creativity of F.M. Dostoevsky: the Art of Synthesis]. Yekaterinburg: Ural University Publ., 1991. P. 63–89.
- Воге П. Люцифер Достоевского: О рассказе «Сон смешного человека» / пер. с норвежского И.А. Воге // Достоевский и мировая культура. 1999. № 13. С. 185–201.
- Vogue P. Lyucifer Dostoevskogo: O rasskaze «Son smeshnogo cheloveka» [Dostoevsky’s Lucifer: About the story “The Dream of a Ridiculous Man”], transl. from the Norwegian by I.A. Vogue. Dostoevskij i mirovaya kul’tura. 1999. N 13. P. 185–201.
- Горностаев А.К. [Горский А.К.]. Рай на земле: к идеологии творчества Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Харбин: Евраз. изд-во, 1929.
- Gornostaev A.K. [Gorsky A.K.] Raj na zemle: k ideologii tvorchestva F.M. Dostoevskogo. F.M. Dostoevskij i N.F. Fedorov [Paradise on Earth: towards the Ideology of F.M. Dostoevsky’s Creativity. F.M. Dostoevsky and N.F. Fedorov]. Harbin: Evraz. izd-vo Publ., 1929.
- Долинин A.C. Достоевский и другие: статьи и исследования о русской художественной литературе. Л.: Худож. лит., 1989.
- Dolinin A.S. Dostoevskij i drugie: stat’i i issledovaniya o russkoj hudozhestvennoj literature [Dostoevsky and Others: Articles and Research on Russian Fiction.]. Leningrad: Hudozh. lit. Publ., 1989.
- Достоевский Ф.М. Post Scriptum. Сборник. М.: Эксмо, 2007.
- Dostoevsky F.M. Post Scriptum. Sbornik [Dostoevsky F.M. Post Scriptum. Collection]. Moscow: Eksmo Publ., 2007.
- Евлампиев И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. СПб.: Изд-во РХГА, 2021.
- Evlampiev I. Obraz Iisusa Hrista v filosofskom mirovozzrenii F.M. Dostoevskogo [The Image of Jesus Christ in the Philosophical Worldview of F.M. Dostoevsky]. St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Academy Publ., 2021.
- Ермилова Г.Г. Идея «приобщенной личности» в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 16. СПб.: Наука, 2001. С. 137–149.
- Ermilova G.G. Ideya «priobshchennoj lichnosti» v romane Dostoevskogo «Idiot» [The Idea of an “Attached Personality” in Dostoevsky’s Novel “The Idiot”]. Dostoevskij: Materialy i issledovaniya [Dostoevsky: Materials and Research]. Vol. 16. St. Petersburg: Nauka Publ., 2001. P. 137–149.
- Касаткина Т.А. «Сон смешного человека»: личность как рычаг преображения мира // Достоевский и мировая культура. 2019. № 2. С. 16–44.
- Kasatkina T.A. «Son smeshnogo cheloveka»: lichnost’ kak rychag preobrazheniya mira [“The Dream of a Ridiculous Man”: Personality as a Lever for the Transformation of the World]. Dostoevskij i mirovaya kul'tura. 2019. N 2. P. 16–44.
- Касаткина Т.А. Краткая полная история человечества («Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского) // Достоевский и мировая культура. 1993. № 1. Ч. 1. С. 48–68.
- Kasatkina T.A. Kratkaya polnaya istoriya chelovechestva («Son smeshnogo cheloveka» F.M. Dostoevskogo) [A Brief Complete History of Mankind (“The Dream of a Ridiculous Man” by F.M. Dostoevsky)]. Dostoevskij i mirovaya kul’tura. 1993. N 1, P. 1. P. 48–68.
- Клюкина Л.А. Религиозно-философские идеи в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // Studia Humanitatis Borealis. 2021. № 1. С. 36–42.
- Klyukina L.A. Religiozno-filosofskie idei v rasskaze F.M. Dostoevskogo «Son smeshnogo cheloveka» [Religious and Philosophical Ideas in F.M. Dostoevsky’s Short Story “The Dream of a Ridiculous Man”]. Studia Humanitatis Borealis. 2021. N 1. P. 36–42.
- Комарович В.Л. «Мировая гармония» Достоевского // Атеней: Историко-литературный временник. 1924. № 1–2. С. 112–142.
- Komarovich V.L. «Mirovaya garmoniya» Dostoevskogo [“World Harmony” by Dostoevsky]. Atenej: Istoriko-literaturnyj vremennik [Athenaeum: Historical and Literary Times]. 1924. N 1–2. P. 112–142.
- Миллер Р.Ф. «Сон смешного человека» Достоевского: попытка определения жанра // Достоевский и мировая культура. 2004. № 20. 148–169.
- Miller R.F. «Son smeshnogo cheloveka» Dostoevskogo: popytka opredeleniya zhanra [Dostoevsky’s “The Dream of a Ridiculous Man”: an Attempt to Define the Genre]. Dostoevskij i mirovaya kul'tura. 2004. N 20. P. 148–169.
- Михновец Н.Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен: Место и роль прецедентных явлений в творчестве Ф.М. Достоевского. СПб.: Наука; САГА, 2006.
- Mikhnovets N.G. Precedentnye proizvedeniya i precedentnye temy v dialogah kul’tur i vremen: Mesto i rol’ precedentnyh yavlenij v tvorchestve F.M. Dostoevskogo [Precedent Works and Precedent Themes in the Dialogues of Cultures and Times: The Place and Role of Precedent Phenomena in the Work of F.M. Dostoevsky.]. St. Petersburg: Nauka Publ.; SAGA Publ., 2006.
- Набоков В. Лекции по русской литературе. СПб.: Азбука-Классика, 2010.
- Nabokov V. Lekcii po russkoj literature [Lectures on Russian Literature]. St. Petersburg: Azbuka-Klassika Publ., 2010.
- Назиров Р.Г. О противоречиях в отношении Ф.М. Достоевского к социализму // Народ и революция в литературе и устном творчестве. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1967. С. 136–149.
- Nazirov R.G. O protivorechiyah v otnoshenii F.M. Dostoevskogo k socializmu [On the Contradictions in F.M. Dostoevsky’s Attitude to Socialism]. Narod i revolyuciya v literature i ustnom tvorchestve [The People and the Revolution in Literature and Oral Creativity]. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1967. P. 136–149.
- Поддубная Р.Н. «Какие сны приснятся в смертном сне..?» (Отражения поэзии Лермонтова в художественной прозе «Дневника писателя») // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 10. Л.: Наука, 1991. С. 101–112.
- Poddubnaya R.N. «Kakie sny prisnyatsya v smertnom sne..? » (Otrazheniya poezii Lermontova v hudozhestvennoj proze «Dnevnika pisatelya») [“What Dreams Will you Dream in a Mortal Dream…?” (Reflections of Lermontov’s Poetry in the Fiction of the “Writer’s Diary”)]. Dostoevskij: Materialy i issledovaniya [Dostoevsky: Materials and Research]. Vol. 10. Leningrad: Nauka Publ., 1991. P. 101–112.
- Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013.
- Pomerants G.S. Otkrytost’ bezdne: Vstrechi s Dostoevskim [Openness to the Abyss: Meetings with Dostoevsky]. Moscow, St. Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ Publ., 2013.
- Пруцков Н.И. Достоевский и христианский социализм // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 1. Л.: Наука,1974. С. 58–82.
- Prutskov N.I. Dostoevskij i hristianskij socializm [Dostoevsky and Christian Socialism]. Dostoevskij: Materialy i issledovaniya [Dostoevsky: Materials and Research]. Vol. 1. Leningrad: Nauka Publ., 1974. P. 58–82.
- Тихомиров Б.Н. Отражение Евангельского Слова в текстах Достоевского. Материалы к комментарию // Евангелие Достоевского. В 2-х т. Т. 2.: Исследования. Материалы к комментарию. М.: Русскiй Мiръ, 2010. С. 63–469.
- Tihomirov B.N. Otrazhenie Evangel'skogo Slova v tekstah Dostoevskogo. Materialy k kommentariyu [Reflection of the Gospel Word in Dostoevsky’s texts. Materials for the Commentary]. Evangelie Dostoevskogo [Dostoevsky’s Gospel]. Vol. 2. Moscow: Russkij Mir Publ., 2010. P. 63–469.
- Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л.: Наука, 1964.
- Friedlander G.M. Realizm Dostoevskogo [Dostoevsky’s Realism]. Moscow- Leningrad: Nauka Publ., 1964.
- Хмелевская H.А. Об идейных источниках рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. литературы, истории, языка. 1963. Вып. 2. № 8. С. 137–140.
- Khmelevskaya N.A. Ob idejnyh istochnikah rasskaza F.M. Dostoevskogo «Son smeshnogo cheloveka» [About the Ideological Sources of F.M. Dostoevsky’s Story “The Dream of a Ridiculous Man”]. Vestnik Leningr. un-ta, Ser. literatury, istorii, yazyka. 1963. Issue 2, N 8. P. 137–140.
- Holquist J.M. Dostoevsky and the Novel. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1977.
- Morson G.S. The Boundaries of Genre: Dostoevsky’s “Diary of a Writer” and the Traditions of Literary Utopia. Austin: University of Texas Press, 1981.
Дополнительные файлы
