Problemy mašinostroeniâ i nadežnosti mašin
Media registration certificate: ПИ № ФС 77 – 83156 от 19.05.2022
Current Issue



No 2 (2025)
МЕХАНИКА МАШИН
К вопросу структурного синтеза кинематических цепей сферических механизмов параллельной структуры с линейными приводами
Abstract
В статье рассматривается вопрос структурного синтеза кинематических цепей сферических механизмов параллельной структуры с линейными приводами. Для анализа подвижности цепей используется винтовое исчисление. Последовательно исследуются возможные структуры цепей, включающие три и четыре пассивных вращательных кинематических пары. Показано, что при наличии в цепи трех вращательных пар синтез сферического механизма с линейными приводами невозможен, а использование для этой цели цепей с четырьмя вращательными парами возможно при наличии в цепи плоской диады, включающей приводную призматическую пару и две вращательные пары.



НАДЕЖНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Определяющие уравнения пластически деформируемого тела с реализацией на основе МКЭ в расчете оболочки при учете деформации сдвига
Abstract
В расчете тонкой оболочки при учете деформации поперечного сдвига на основе гипотезы Тимошенко сравниваются результаты упругопластического напряженного состояния при использовании определяющих соотношений в двух вариантах с реализацией шагового метода нагружения. В первом варианте определяющие уравнения получены дифференцированием соотношений деформационной теории пластичности при неизменной метрике процесса деформирования. Подчеркнута громоздкость выражений даже при неизменной метрике процесса деформирования. Во втором варианте определяющие уравнения на шаге нагружения получены при использовании гипотезы о пропорциональной зависимости между компонентами девиаторов приращений напряжений и деформаций без разделения приращений деформаций на упругую и пластическую части. В качестве конечного элемента принят четырехугольный фрагмент срединной поверхности оболочки с кинематическими узловыми неизвестными в виде перемещений и их первых производных. На примере расчета оболочки показана эффективность разработанных определяющих уравнений для учета физической нелинейности.



Повышение надежности и снижение стоимости корпусных деталей из сплавов на основе алюминия
Abstract
В машиностроении процессы производства литых заготовок конкурируют с процессами обработки металлов давлением. Эта конкуренция обостряется при сравнении свойств таких конструкционных материалов как сталь и сплавы на основе алюминия. На основании результатов исследований и сравнительного анализа различных решений разработана технологическая схема процесса литья с горизонтальным расположением камеры прессования, свободным заполнением жидким металлом полости формы и наложением высокого давления на кристаллизующийся металл. Рассматривается вариант литья и наложения давления, нацеленный на подавление усадки в отливке в виде кольца. Определены преимущества и недостатки. Названы возможности расширения области применения. Определены требования к конструкции оборудования, к средствам контроля, регулирования и управления процессом.



Статистические подходы к анализу шероховатости вертикальных поверхностей образцов, изготовленных по технологии СЛС из порошка AlSi10Mg
Abstract
Технология селективного лазерного сплавления получила широкое распространение в различных отраслях промышленности, однако заметной проблемой селективного лазерного сплавления, которая сохраняется до настоящего времени, является высокая шероховатость поверхностей, создаваемых деталей, что препятствует их последующему применению. Проведен анализ работ, посвященных исследованию и минимизации шероховатости, как на горизонтальных, вертикальных, так и на поверхностях, выращенных под различными углами к платформе построения. В настоящем исследовании сделан упор на статистическую обработку с использованием матрицы корреляции результатов влияния мощности, скорости и линейного энерговклада (linear energy density — LED) на шероховатость вертикально растущих поверхностей. Для определения влияния величины LED на шероховатость вертикальных поверхностей использовались четыре параметра: Ra, Rz, Sa, Sz. Полученные результаты показали, что при использовании определенной величины линейного энерговклада вертикальную шероховатость Ra поверхности образцов можно уменьшить с 15 до 2.5 мкм.



Расчет параметров шероховатости поверхности деталей при проектировании норм точности ответственных соединений
Abstract
Предложены зависимости для расчета поправок на смятие шероховатостей поверхностей деталей. Представленные зависимости позволяют не только определить величины смятия шероховатости поверхности в момент формирования соединения, но и ограничить величины шероховатостей для формирования требуемой площади контакта. Учитывая, что для ответственных поверхностей деталей нормируется Ra, а для расчета величины смятия необходимо использовать Rz, уточнены зависимости для перевода Ra в Rz. Составлена сравнительная таблица, подтверждающая правильность проведенных расчетов в диапазоне Ra = 0.1–2.5 мкм. На примере расчета и выбора посадки с натягом показано, что получаются разные посадки: Ø30H8/y8 ‒ при допустимых значениях шероховатостей поверхности отверстия и вала, а при использовании установленных на чертеже ‒ Ø30H9/z9.



Повышение качества поверхности блоков шестерен комбинированной отделочной обработкой
Abstract
При изготовлении зубчатых колес и блоков шестерен образуется большое количество брака из-за термических прижогов и трещин. В статье представлен процесс комбинированной отделочной обработки для снижения дефектов — прижогов и термических трещин на эвольвентой поверхности блоков шестерен. Проведены теоретические исследования влияния режимов комбинированной отделочной обработки на температуру в зоне резания, величину и знак остаточных напряжений после комбинированной отделочной обработки. Проведено сравнение полученных значений с экспериментальными исследованиями.



Расчетно-теоретическая модель напряженно-деформированного состояния высоконагруженных узлов трения
Abstract
Представлены результаты теоретических исследований, целью которых является обоснование напряженно-деформированного состояния высоконагруженных узлов трения мельницы самоизмельчения сырья на первой стадии измельчения ММС-70×23 «Гидрофол», объемом 80 м3, подшипники скольжения которой восстановлены газотермическим напылением. Показана работа системы «подшипник скольжения с покрытием–вращающаяся цапфа». Сформулированы основные направления теоретических исследований и обоснованы направления дальнейших экспериментальных исследований.



НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Анализ характеристик процессов линейной и инерционной сварки трением никелевых сплавов
Abstract
В настоящей статье рассмотрены процессы инерционной и линейной сварки трением жаропрочных никелевых сплавов ВЖ-175, ЭП-742 и ЭП-741. В статье дано описание разработанных программ для анализа характеристик для линейной и инерционной сварки трением. Также описаны разработанные конечно-разностные модели температурного поля, главными особенностями которых является движение границы трения, имитирующее процесс осадки. Проведен анализ кинематических, силовых, энергетических и температурных характеристик циклов линейной и ротационной сварки трением. Сравнение циклов линейной и ротационной сварки по 14 характеристикам показало, что наиболее информативными с точки зрения трансфера данных являются скорость и величина осадки, температура в стыке, удельная тепловая мощность, работа по осадке единицы объема, а также коэффициент трения.



Разработка конструкции пневмогидравлического привода гидравлического аварийно-спасательного инструмента
Abstract
В статье рассмотрены существующие типы приводов гидравлического аварийно-спасательного инструмента, применяемого для проведения специальных работ на пожаре и при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Выявлены основные недостатки существующих приводов. Предложена и описана новая конструкция привода, где в качестве источника энергии используется сжатый воздух из баллонов дыхательных аппаратов газодымозащитников. Представлена трехмерная модель сконструированного привода. Приведены основные технические параметры разработанной конструкции и результаты проведенных испытаний опытного образца.



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕХАНИКА. ДИАГНОСТИКА ИСПЫТАНИЯ
Исследование отделочно-упрочняющей обработки циклоидально-винтовых поверхностей за один установ с формообразованием
Abstract
В статье рассмотрен процесс планирования эксперимента по реализации отделочно-упрочняющей обработки циклоидально-винтовой поверхности ротора винтового насоса методом поверхностного пластического деформирования с программным управлением инструментом за один установ с формообразованием, описан эксперимент, подтверждающий работоспособность предлагаемой стратегии обработки. Результаты можно применить на стадии технологической подготовки производства винтовых насосов.



Раскрой полуфабрикатов и изделий из сплавов титана методом лазерной резки
Abstract
В статье рассмотрен раскрой полуфабрикатов и изделий из сплавов титана методом лазерной резки. Изучен мировой рынок потребителей и производителей систем лазерной обработки. Проведены опытные работы на натурных образцах горячедеформированных плит и штамповок. Выполнена оценка производительности и показателей качества поверхности плоскости реза. Представлены результаты исследований показателей качества поверхности плоскости реза и приповерхностных зон термического влияния.



Информационное обеспечение, моделирование и управление жизненным циклом изделий
Abstract
В статье рассматривается актуальность и значимость концепции цифровых двойников в области машиностроения, а также их влияние на производственные процессы. Определены цели и задачи исследования, включающие анализ понятийного аппарата, использование цифровых двойников на различных этапах жизненного цикла изделий и оценку их преимуществ и недостатков. Рассмотрены феноменологические модели управления повреждениями материалов, их классификация и примеры успешного применения в реальных ситуациях. Изложены требования к созданию формата цифрового двойника, включая его структуру и основные компоненты. Особое внимание уделено вопросам управления повреждениями и возможным подходам к их решению, а также оценке эффективности предлагаемых решений. В заключении подчеркивается важность интеграции цифровых технологий и даются рекомендации по внедрению цифровых двойников, направленные на повышение эффективности производства, снижение затрат и улучшение качества продукции. Перспективы дальнейших исследований в этой области связаны с разработкой алгоритмов анализа, внедрением искусственного интеллекта и созданием стандартов цифровых моделей.



Исследование температурных режимов подшипниковых узлов среднего моста автомобиля КАМАЗ для обеспечения их контролепригодности
Abstract
На основе изучения номинальных режимов работы подшипниковых узлов среднего моста грузового автомобиля с колесной формулой 6 × 4 получена характеристика их температурного состояния. Доказана применимость технологии цифровой термодиагностики на основе установленных диагностических критериев.


