Фазы развития техники на примере эволюции силовых установок самолетов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На основе собранных данных о динамике смены типов силовых установок, использовавшихся при производстве самолетов в XX в. и при разработке новых моделей самолетов, в статье проверены несколько гипотез о закономерностях развития техники. Исходными данными стали собранные автором сведения об особенностях конструкции 20 250 моделей самолетов XX в., в том числе о типах их силовой установки, и 39 000 записей о производстве этих моделей с разбивкой по годам. Для анализа выбраны пять классов самолетов: два гражданских (пассажирские самолеты и самолеты общего назначения) и три военных (истребители, бомбардировщики и ударные самолеты).

Согласно первой гипотезе, развитие гражданских технологий проходит две различные фазы. Во время первой фазы происходит смена технических решений (в нашем случае – типов силовой установки) – имеет место вытесняющая конкуренция. Но в определенный момент такая конкуренция сменяется сосуществованием, при котором каждое «дожившее» до данного момента решение сохраняет свою долю в производстве в течение длительного времени. В военной же области технологическая гонка вооружений не останавливается и период сосуществования не наступает – в этом состоит вторая гипотеза.

Третья гипотеза гласит: разработка конструкций по устаревшей методологии продолжается и после того, как новое поколение практически вытесняет предыдущее из производства. Такое поведение типично для инженерного сообщества и повторяется раз за разом как в гражданской, так и в военной сфере. Наконец, четвертая гипотеза утверждает, что по мере развития техники изделие обычно проходит два периода: усложнение, сопровождающееся быстрым ростом количественных характеристик, а затем упрощение использования и эксплуатации. Это выражается в том числе в уменьшении числа основных агрегатов в изделии. В нашем случае – это уменьшение числа двигателей тяжелых самолетов.

Показано, что собранные данные подтверждают ранее высказанные гипотезы.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Юрий Викторович Кузьмин

Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzmin@ihst.ru
Россия, 125315, Москва, ул. Балтийская, д. 14

Список литературы

  1. Afanas’ev, V. N. (2020) Analiz vremennykh riadov i prognozirovanie [Analysis of Time Series and Forecasting]. Saratov: IPR Media.
  2. Alekseev, G. N. (1983) O nekotorykh metodologicheskikh voprosakh istoriko-tehnicheskikh issledovanii [On Some Methodological Issues of Historico-Technical Research], Iz istorii aviatsii i kosmonavtiki, iss. 47, pp. 65–102.
  3. Aviatsionnye pravila. Chast’ 25. Normy letnoi godnosti samoletov transportnoi kategorii [Aviation Regulations. Part 25. Airworthiness Standards for Transport Category Airplanes] (1994). Moskva: Mezhdunarodnyi aviatsionnyi komitet.
  4. Belʼkind, L. D., Veselovskii, O. N., Konfederatov, I. Ia., and Shneiberg, Ia. A. (1960) Istoriia energeticheskoi tekhniki. 2-e izd. [History of Power Technology. 2nd ed.]. Moskva and Leningrad: Gosenergoizdat.
  5. Biushgens, G. S. (ed.) (1998) Aerodinamika, ustoichivost’ i upravliaemost’ sverkhzvukovykh samoletov [Aerodynamics, Stability and Controllability of Hypersonic Airplanes]. Moskva: Fizsmatlit.
  6. Clarke, A. (1973) Profiles of the Future. 2nd ed. London: MacMillan.
  7. Gorovoi, B. I., Lagosiuk, G. S., and Chernenko, Zh. S. (1977) Samolet An-26. Konstruktsiia i ekspluatatsiia [An-26 Aeroplane. Design and Maintenance]. Moskva: Transport.
  8. Kachorovskii, I. B. (2008) Professiia – letchik. Vzgliad iz kabiny [Occupation: Pilot. A View from the Cockpit]. Sankt-Peterburg: Morkniga.
  9. Khainlain, R. E. (Heinlein, R. A.) (1994) Astronavt Dzhons. Miry Roberta Khainlaina [Starman Jones. Robert Heinleinʼs Worlds]. Riga: Poliaris, vol. 7.
  10. Klimov, V. T. (ed.) (2000) Pravda o sverkhzvukovykh samoliotakh [The Truth about Supersonic Airplanes]. Moskva: Moskovskii rabochii.
  11. Kuzʼmin, Iu. V. (2019) Ot istorii tekhniki k zakonam razvitiia tekhniki [From the History of Technology to the Laws of Technological Development], in: Shcherbinin, D. Iu., and Fando, R. A. (eds.) Institut istorii estestvoznaniia i tekhniki im. S. I. Vavilova. Godichnaia nauchnaia konferentsiia, 2019 [S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology. Annual Scientific Conference, 2019]. Saratov: Amirit, pp. 276–280.
  12. Kuzʼmin, Iu. V. (2020) Istoriia sel’skokhoziaistvennogo samoletostroeniia [History of Agricultural Airplane Production], in: Kuzʼmin, Iu. V. (ed.) Legendy i mify aviatsii [Legends and Myths of Aviation]. Moskva: Russkie vitiazi, vol. 10, pp. 179–226.
  13. Kuzʼmin, Iu. V. (2020) Konstruktorskie shkoly kak aktory istorii tekhniki. Na primere statisticheskogo analiza mirovogo samoletostroeniia [Design Schools as Actors in the History of Technology. As Exemplified by Statistical Analysis of Global Aircraft Engineering], in: Garskova, I. M. (ed.) Istoricheskie issledovaniia v kontekste nauki o dannykh: informatsionnye resursy, analiticheskie metody i tsifrovye tekhnologii: materialy mezhdunarodnoi konferentsii, Moskva, 4–6 dekabria 2020 g. [Historical Research in the Context of Data Science: Information Resources, Analytical Methods and Digital Technologies: Proceedings of International Conference, Moscow, December 4–6, 2020]. Moskva: MAKS Press, pp. 64–70.
  14. Kuzʼmin, Iu. V. (2020) Sootnoshenie ob”emov proizvodstva i rezul’tativnosti konstruktorskikh rabot v mirovom aviastroenii XX v. Statisticheskii analiz bazy dannykh [The Ratio of Production and Effectiveness of Design Works in the Global Aircraft Industry in the 20ʰᵗ Century. Statistical Database Analysis], Istoricheskaia informatika, no. 2, pp. 61–82.
  15. Kuzʼmin, Iu. V. (2021) Bibliograficheskii spravochnik po samoletam XX veka [Bibliographic Reference Book of 20ʰᵗ Century Airplanes]. Moskva: IIET RAN.
  16. Kuzʼmin, Iu. V. (2022) Razvitie konstruktsii chetyrekhmestnykh samoletov v XX veke [Development of Design of Four-Seater Airplanes in the 20ʰᵗ Century], Istoricheskaia informatika, no. 3, pp. 56–80.
  17. Kuzʼmin, Iu. V. (2022) Rol’ aviapromyshlennosti SShA v razvitii aviatsii obchshego naznacheniia [Role of US Aircraft Industry in the General Aviation Development], Vestnik Tambovskogo universiteta, seriia: Gumanitarnye nauki, vol. 27, no. 4, pp. 1108–1120.
  18. Kuzʼmin, Iu. V. (2022) Umeiut li inzhenery upravliat’? Na primere istorii samoletostroeniia [Are Engineers Capable of Managing? As Exemplified by the History of Aircraft Construction], Aviatsiia i kosmonavtika, no. 9, pp. 23–29.
  19. Kuzʼmin, Iu. V. (2023) Passazhirskoe samoletostroenie XX veka. Kolichestvennyi analiz [Passenger Aircraft Construction in the 20ʰᵗ Century. Quantitative Analysis], Nauchnyy vestnik MTGU GA, vol. 26, no. 3, pp. 8–24.
  20. Popper, K. (Popper, K.) (1993) Nishcheta istoritsizma [The Poverty of Historicism]. Moskva: Progress.
  21. Sobolev, D. A. (2018) Istoriia razvitiia passazhirskikh samoletov (1910–1970-е gody) [History of Development of Passenger Airplanes (1910s – 1970s)]. Moskva: Russkie vitiazi.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Изменение соотношения типов двигателей на самолетах общего назначения по пятилетним периодам (по постройке)

Скачать (521KB)
3. Рис. 2. Изменение соотношения типов двигателей на пассажирских самолетах по пятилетним периодам (по постройке)

Скачать (797KB)
4. Рис. 3. Изменение соотношения типов двигателей на самолетах-истребителях по пятилетним периодам (по постройке)

5. Рис. 4. Изменение соотношения типов двигателей на самолетах-бомбардировщиках по пятилетним периодам (по постройке)

6. Рис. 5. Изменение соотношения типов двигателей на ударных самолетах по пятилетним периодам (по постройке)

7. Рис. 6. Динамика параметра D для самолетов различного назначения

Скачать (216KB)
8. Рис. 7. Распределение построенных самолетов-истребителей по типу двигателя

9. Рис. 8. Распределение новых моделей истребителей по типу двигателя

10. Рис. 9. Доля пассажирских самолетов с различным количеством двигателей в производстве

Скачать (576KB)
11. Рис. 10. 12-двигательный Dornier Do X. – самый многомоторный пассажирский самолет. Построенный в 1929 г. самолет имел салон, рассчитанный на перевозку 160 пассажиров

12. Рис. 11. Последний тип пассажирского самолета, созданный в XX в., китайский Сиань MA-60, как и большинство других новых моделей, имеет два двигателя. Первый полет опытный MA-60 совершил 12 марта 2000 г.

13. Рис. 12. Среднее число двигателей на построенных пассажирских самолетах (кривая «в производстве») и в разрабатываемых в данный период новых моделях таких самолетов

Скачать (132KB)

© Российская академия наук, 2024