Психофизика сегодня в развитии трудов К.В. Бардина
- Авторы: Скотникова И.Г.1, Забродина Т.А.2, Сорокин А.С.2, Алексеева А.С.3, Ломтатидзе О.В.3
-
Учреждения:
- ФГБУН Институт психологии РАН
- Тульский государственный университет
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: Том 46, № 3 (2025)
- Страницы: 87-98
- Раздел: Когнитивная психология
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0205-9592/article/view/688378
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225030083
- ID: 688378
Цитировать
Полный текст



Аннотация
Отражены современные исследования, развивающие идеи К.В. Бардина. Конкретизирован субъектный подход в психофизике как субъектно-деятельностный. Показано, что активность наблюдателя выступает его сенсорной деятельностью, а ее стратегии — психологическим механизмом вклада индивидуальности в исполнение. Исследования принятия решения в сенсорных задачах выявили неосознанное предвосхищение будущих решений, сомнения как внутренний механизм задержки ошибок. Сформулирован субъектно-поведенческий подход к изучению поведения животного. В зрительных задачах выявлены индивидуально-типологические группы рептилий по параметру импульсивности. При эмоциональном стрессе обнаружена сниженная успешность зрительного различения: чувствительности и строгости критерия принятия решения при повышении времени решения. Прием антистрессового гомеопатического препарата привел к улучшению этих характеристик до уровня нормы, по ним выделены группы наблюдателей, различающиеся по стрессоустойчивости, что указывает на диагностическое значение использованного психофизического метода для ее оценки. Зрительная чувствительность лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями (онкология, ДЦП, аллергодерматозы) зависела от вида патологии и была ниже либо выше, чем у здоровых. Строгость критерия снижалась у всех групп больных, но психологическое содержание этой стратегии как механизма компенсации их дискомфортных состояний для решения сенсорной задачи было различным при разных патологиях. У дошкольников оценены зрительные, слуховые и тактильные пороги. Для выяснения их взаимосвязей с проявлениями нейрокогнитивного развития детей проведены нейропсихологические пробы и оценена функциональная асимметрия полушарий мозга. В исследованных ведущих сенсорных системах установлены различные структурно-функциональные взаимосвязи пороговых величин с графомоторными нейропсихологическими характеристиками и индексами асимметрии.
Полный текст

Об авторах
И. Г. Скотникова
ФГБУН Институт психологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: iris236@yandex.ru
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Т. А. Забродина
Тульский государственный университет
Email: tatzab53@mail.ru
Кандидат психологических наук, доцент
Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92А. С. Сорокин
Тульский государственный университет
Email: tatzab53@mail.ru
Кандидат медицинских наук, доцент
Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92А. С. Алексеева
Уральский федеральный университет
Email: a.s.alexeeva@urfu.ru
Старший преподаватель
Россия, 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19О. В. Ломтатидзе
Уральский федеральный университет
Email: olga.lomtatidze@urfu.ru
Кандидат психологических наук, доцент
Россия, 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19Список литературы
- Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. Иркутск: ИГМУ, 2014.
- Алексеева А.С., Ломтатидзе О.В., Скотникова И.Г. Половозрастные и деятельностные факторы формирования порогов зрительного восприятия у младших подростков // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, 16–18 ноября 2022 г. / Отв. ред. Д.В. Ушаков и др. М.: Изд-во“ Институт психологии РАН”, 2022. С. 194–195.
- Аткинсон Р.К., Бауэр Г.Х., Кротерс Э.Дж. Введение в теорию математического обучения. Нью-Йорк: Wiley, 1965.
- Бардин К.В. Исследование сенсорной памяти и различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1960. № 2. С. 107–117.
- Бардин К.В. О цветоразличении у умственно-отсталых детей // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 4. С. 119–122.
- Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976.
- Бардин К.В., Забродин Ю.М., Иваницкий А.М., Матвеева Л.В. Особенности регуляции сенсорно-перцептивного процесса при некоторых психических расстройствах // Психофизика сенсорных систем. М.: Наука. 1979. С. 153–189.
- Бардин К.В., Забродина Т.А. Изменения сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 149–154.
- Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1993.
- Бардин К.В., Михалевская М.Б., Скотникова И.Г. Сравнительный анализ методов средней ошибки и вынужденного выбора // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 99–110.
- Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5–7 лет // Новые исследования. 2008. № 1. С. 13–26.
- Гусев А.Н. От психофизики чистых ощущений к психофизике сенсорных задач: системно-деятельностный подход в психофизике // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 143–155.
- Забродина Т.А., Сорокин А.С. Различение зрительных сигналов в условиях стресса // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 222–226.
- Забродина Т.А., Сорокин А.С. Сенсорная чувствительность у людей с хроническими заболеваниями // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 1545–1548.
- Затолока П.А. Методы исследования слуха. Минск: БГМУ, 2009.
- Иванова М.К., Панкова Е.А., Скрынская О.А. Влияние стресса на эффективность обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2024. Т. 1. С. 357–360.
- Корж Н.Н., Вайткявичус Г.Г. О механизме сенсорных процессов при обнаружении сигналов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1972. Т. 72. № 11. С. 1689–1694.
- Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.
- Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. Особенности зрительного восприятия младших школьников с трудностями в обучении // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2018. Т. 16. № 1. С. 91.
- Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет: коллективная монография / Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева и др.; под ред. Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2016.
- Скотникова И.Г. Вклад К.В. Бардина в развитие психофизики // Психологический журнал. 2000. Т. 23. № 6. С. 77–82.
- Скотникова И.Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
- Скотникова И.Г. Принятие решения — ключевое звено психической деятельности // Разработка понятий в современной психологии. Т. 3 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой, Г.А. Виленской. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021. С. 162–200.
- Скотникова И.Г., Желанкин Р.В. Активность и индивидуальность рептилий в процессе принятия решения: субъектно-поведенческий подход // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности: сборник научных трудов / Под ред. В.В. Знакова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. С. 1169–1180.
- Толмачева Е.А., Максименко М.Ю. Зрительная иллюзия Мюллера-Лайера у детей младшего школьного возраста в норме и при задержке психического развития // Актуальные проблемы современного образования. 2019. Т. 26. С. 166–177.
- Bechtereva N.P., Shemyakina N.V. Error detection mecha-nisms of the brain: Background and prospects // International Journal of Psychophysiology. 2005. Т. 58. № 2–3. P. 227–234.
- The SAGE Handbook of Cognitive and Systems Neuroscience. V. 1. Part YI. Ch. 39 / Ed. G.J. Boyl et al. SAGE Publications Ltd (UK), 2023.
- Terekhova S.F., Grechenko T.N. Regulation of the neuronal functional state by ultralow doses of different biologically active substances. Nonspecific effect // Radiats Biology Radioecology. 2003. May–June. V. 43. № 3. P. 315–319.
Дополнительные файлы
