Психологическое наследие А. Е. Петровой (к 145-летию со дня рождения)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлена биография и научный путь А.Е. Петровой (1880–1972?), одной из первых женщин — экспериментальных психологов, обучавшихся в Московском университете до революции. Интересы А.Е. Петровой лежали во многих областях: она изучала педологию, криминальную и клиническую психологию. Основное внимание в статье уделено ее новаторским исследованиям “примитивной” и “непримитивной” психики, высоко оцененным Л.С. Выготским, работе с личностью преступников, а также исследованиям познавательных процессов у пациентов с эпилепсией и шизофренией. В статье описан ее методологический подход, который базировался на использовании методик для диагностики познавательной сферы (включая тест Роршаха) и стал основой для авторской классификации типов личности. Работа проведена на основе анализа архивных данных и заполняет пробел в изучении наследия А.Е. Петровой, а также формирует основу для дальнейших исследований ее вклада в психологию.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. Ю. Никонова

ФГБОУ ВО “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”

Автор, ответственный за переписку.
Email: eniconova@mail.ru

факультет психологии, Младший научный сотрудник лаборатории психологии профессий и конфликта

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Г. Е. Рупчев

ФГБОУ ВО “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”; ФГБНУ “Научный центр психического здоровья”

Email: rupchevgeorg@mail.ru

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии, старший научный сотрудник отдела терапии психических расстройств; ФГБОУ ВО “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”, факультет психологии

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. Блейхер В.М. Клиника приобретенного слабоумия. К.: Изд-во “Здоровья”, 1976. C. 152.
  2. Выготский Л.С. Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства // Педология. 1929. № 3. С. 333–342.
  3. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон+ РООИ “Реабилитация”, 2022.
  4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости (опыт построения рабочей гипотезы) // Умственноотсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского, И.И. Данюшевского. М.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1935. С. 7–34.
  5. Гернет М.Н. Первая русская лаборатория по изучению преступности // Право и жизнь. 1924. № 2. С. 26–33.
  6. Гернет М.Н. Предисловие // Преступный мир Москвы: сборник статей: А.М. Ароновича, Н.Н. Гедеонова, М.Н. Гернета и др. с фотографиями, рисунками и диаграммами / Под ред. и с предисл. М.Н. Гернета. М.: Право и жизнь, 1924. С. 2–41.
  7. Горелова Л.Е., Шелкова В.Н. Вклад врачей-психиатров в преодоление детской беспризорности в Москве в 20-е гг. ХХ в. // Вопросы современной педиатрии. 2021. № 20 (3). С. 188–194.
  8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А624. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–15.
  9. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Проблемы психологии доверия и недоверия в трудах А.Б. Купрейченко // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 2. С. 104–114.
  10. Журавлев А.Л., Трофимов Е.А., Костригин А.А. Основные направления инженерно-психологических исследований А.И. Галактионова (к 100-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 108–117.
  11. Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
  12. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза. Часть 2 // Медицинская психология в России. 2020. T. 12. № 3. C. 1–19.
  13. Ковальски Ш. Правонарушительницы. Женская преступность и криминология в России (1880–1930). СПб.: Academic Studies Press, 2021.
  14. Никонова Е.Ю., Рупчев Г.Е. Из истории использования теста Роршаха в 20-30-е годы в СССР // Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 1. С. 119–127.
  15. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1908 год. М.: Тип. Императорского Московского университета, 1909.
  16. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского Университета за 1910 год. М.: Тип. Императорского Московского университета, 1911.
  17. Петрова А.Е. Дети-примитивы // Вопросы педологии и детской психоневрологии: сборник статей Государственного Медико-педологического института НКЗ. Вып. 2. Вопросы педологии и детской психонервологии / Под ред. М. Гуревича. М.: Комис. по улучшению жизни детей при ВЦИК и кооп. изд-ва “Жизнь и Знание”, 1925. С. 60–92.
  18. Петрова А.Е. К вопросу о трудоспособности больных с артериосклерозом головного мозга // Труды психиатрической клиники 1-го ММИ. Вып. 4. Памяти П.Б. Ганнушкина. М.: Медгиз, 1934. С. 405–410.
  19. Петрова А.Е. О некоторых психологических особенностях примитивной психики при ее расщеплении // I МГУ. Труды психиатрической клиники (Девичье Поле). Директор П.Б. Ганнушкин. Вып. 2. М., 1927. С. 232–244.
  20. Петрова А.Е. Основные психологические особенности у эпилептиков // Эпилепсия: Основные вопросы патогенеза / Под общ. ред. проф. Е.К. Сепп. М.: 1 Моск. мед. ин-т, 1937. С. 353–398.
  21. Петрова А.Е. Преступники-примитивы // Преступник и преступность: Сборник II / Под ред. Е.К. Краснушкина. М.: Мосздравотдел, 1927. С. 72–134.
  22. Петрова А.Е. Психологическая классификация личностей: Элементарная методика психологического исследования: для психологов, психиатров, криминологов и педагогов. М.: М. и С. Сабашниковы, 1927.
  23. Петрова А.Е. Случай изувечения мужа // Преступный мир Москвы / Под ред. М.Н. Гернет. М.: Право и жизнь, 1924. С. 82–101.
  24. Петрова А.Е. Социальные аномалии и их влияние на установку детей в период полового созревания // Проблемы сексуальной педагогики: труды конференции по вопросам сексуальной педагогики. Москва. 1930 г. / Ред. А.В. Мольков. М.: Работник просвещения, 1930. С. 93–102.
  25. Петрова А.Е., Аникина А.М. К вопросу о характере трудоспособности при шизофрении // Проблемы пограничной психиатрии. М., 1935. С. 99–119.
  26. Погорелов М.А. Полевые исследования в раннесоветской криминологии (1920-е годы) // Социология власти. 2021. Т. 33. № 3. С. 254–281.
  27. Стоюхина Н.Ю. Николай Ефимович Румянцев: “Апостол труда и творчества” // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 69–77.
  28. Сухарева Г.Е., Осипова З.В. Материалы к изучению корреляций между типами одаренности и конституции на детском материале // Вопросы педологии и детской психоневрологии: сборник статей Государственного Медико-педологического института НКЗ. Вып. 2. Вопросы педологии и детской психонервологии / Под ред. М. Гуревича. М.: Комис. по улучшению жизни детей при ВЦИК и кооп. изд-ва “Жизнь и Знание”, 1925. С. 5–59.
  29. Титова Т.С., Сафуанов Ф.С. Изучение личности преступника и преступности (исторический экскурс) // Российский психиатрический журнал. 2017. № 1. С. 53–60.
  30. Челпанов Г.И. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Московском университете: история, описание устройства, организация занятий. М.: Печ. А.И. Снегиревой, 1914.
  31. Якунина О.Н. История развития психологической диагностики при эпилепсии // Историческая преемственность в отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонов, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019, С. 447–453.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025