РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО РЫНКА ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье проведен анализ изменения регулирования цифровой сферы ЕС через призму недавно принятых законов о цифровых рынках и цифровых услугах. Цели этих документов – обуздание крупных цифровых платформ и поисковых систем, которые, заняв доминирующее положение на рынке, стали злоупотреблять своим положением, и повышение уровня подотчетности онлайн-платформ и посредников. Приведены примеры вызывающих озабоченность действий таких компаний. Положения первого документа применяются к так называемым гейткиперам, к которым отнесены поставщики услуг, ставшие шлюзами между бизнесом и конечными пользователями и по этой причине оказывающие существенное влияние на внутренний рынок ЕС. Второй документ относится к поставщикам посреднических услуг по передаче информации, кэшированию и хостингу. В отдельную группу выделены особо крупные онлайн-платформы и поисковые системы. Установлены количественные пороговые значения для компаний, подпадающих под действие законов. Документы содержат перечни действий, которые такие компании либо обязаны, либо не должны совершать. Одни эксперты поддерживают законы и полагают, что они позволят решить проблемы, с которыми сталкиваются представители бизнеса и рядовые пользователи. Другие считают, что в них нет необходимости, и что взамен нужно совершенствовать существующую правовую базу. Критике подвергаются также отдельные положения законов, например, что законы соответствуют текущей рыночной реальности, но их применение меняет условия конкуренции.

Об авторах

Л. С РЕВЕНКО

МГИМО МИД России

Email: l.revenko@inno.mgimo.ru
Доктор экономических наук, профессор Москва, Россия

Н. С РЕВЕНКО

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: reni100@yandex.ru
Кандидат политических наук Москва, Россия

Список литературы

  1. Арутюнян А.А., Бербенева А.Д. (2022) Эволюция антимонопольного регулирования цифровых платформ. Digital Law Journal. Т. 3. № 3. С. 79–96. DOI: 0.38044/2686-9136-2022-3-3-79-96
  2. Белов В.Б. (2023) Цифровая трансформация Европейского союза: через тернии к успехам? Научные труды ВЭО России. Т. 241. № 3. С. 213–226. doi: 10.38197/2072-2060-2023-241-3-213-226
  3. Кондратьева Н.Б. (2021) Декалог аграрной цифровизации ЕС. Общественные науки и современность. № 1. С. 73–84. doi: 10.31857/S086904990013995-6
  4. Толкачев С.А., Удалов И.Д., Темукуев С.А. (2022) Цифровизация обрабатывающей промышленности стран ЕС: приоритет развития киберфизических систем. Современная Европа. № 1(108). С. 169–183. doi: 10.31857/S0201708322010132
  5. Фролов А.В., Лысунец М.В. (2022) Актуальные аспекты цифровой трансформации экономики европейского региона. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: экономика и управление. № 1(40). С. 61–71. doi: 10.21777/2587-554X-2022-1-61-71
  6. Циренщиков В.С. (2019) Цифровизация экономики Европы. Современная Европа. № 3. С. 104–113. doi: 10.15211/soveurope32019104113
  7. Andrés M.B. (2022) El nuevo Reglamento europeo de Mercados Digitales. Diario La Ley. No. 10150.
  8. Auer D., Manne G.A., Bowman S. (2022) Should ASEAN Antitrust Laws Emulate European Competition Policy? Singapore Economic Review. Vol. 67. Issue 5. P. 1637–1697. doi: 10.1142/S0217590821430025
  9. Chiarella M.L. (2023) Digital Markets Act (DMA) and Digital Services Act (DSA): New Rules for the EU Digital Environment. Athens Journal of Law. Vol. 9. Issue 1. P. 33–58. doi: 10.30958/ajl.9-1-2
  10. Claici A., Basalisco B., De Michiel F., Okholm H., Maier N. (2020) The economic rationale for vertical integration in the tech sector. Copenhagen Economics, Copenhagen, Denmark. 86 p.
  11. Díez Estella F. (2023) The DMA: a new Regulation for – or against – Digital Markets in the EU? SSRN. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4321589
  12. Dorsey E. (2020) Anything You Can Do, I Can Do Better – Except in Big Tech?: Antitrust’s New Inhospitality Tradition. Kansas Law Review. Vol. 68. P. 975–1015.
  13. Guggenberger N. (2021a) Essential Platforms. Stanford Technology Law Revew. Vol. 24. Issue 2. P. 237–343. doi: 10.2139/ssrn.3703361
  14. Guggenberger N. (2021b) The Essential Facilities Doctrine in the Digital Economy: Dispelling Persistent Myths. Yale Journal of Law & Technology. Vol. 23. P. 301–359. doi: 10.2139/ssrn.3802559
  15. Kim Y.P. (2021) Does the Anti-Google Law Actually Help Google and Hurt Startups? The Georgetown Law Journal Online. Vol. 110. P. 120–134.
  16. Kim Y.P. (2023) A Revolution Without a Cause: The Digital Markets Act and Neo-Brandeisian Antitrust. Wisconsin Law Review. Vol. 2023. No. 4. P. 1247–1307. doi: 10.59015/wlr.XKPQ5575
  17. Kucina I. (2022) Effective Measures Against Harmful Disinformation in the EU in Digital Communication. The 8th International Scientific Conference of the Faculty of Law of the University of Latvia: Conference Paper. University of Latvia, Riga, Latvia. P. 143–155. doi: 10.22364/iscflul.8.2.11
  18. Lambert T.A. (2022) Addressing Big Tech’s Market Power: A Comparative Institutional Analysis. SMU Law Review. Vol. 75. Issue 1. Article 8. P. 73–115.
  19. Picht P.G., Richter H. (2022) EU Digital Regulation 2022: Data Desiderata. GRUR International. Vol. 71. Issue 5. P. 395–402. doi: 10.1093/grurint/ikac021
  20. Serban A., Teixeira C. (2021) Data Protection and Digital Services – European Union Perspectives. Analele știinţifice ale Universităţii “Alexandru Ioan Cuza” din Iași (serie nouă) știinţe juridice. Tomul LXVII. Supliment 2. P. 309–322. doi: 10.47743/jss-2021-67-4-22
  21. Weber M., Chovanculiak R. (2022) On the European Union’a Digital Market Act, “Fair Access” and Vertical Integration. INESS, Bratislava, Slovakia. 6 p.
  22. Yun J.M. (2020) Does Antitrust Have Digital Blind Spots? South Carolina Law Review. Vol. 72. Issue 2. P. 305–356. doi: 10.2139/ssrn.3593467
  23. Andrés M.B. (2022) El nuevo Reglamento europeo de Mercados Digitales, Diario La Ley, 10150.
  24. Arutyunyan A.A., Berbeneva A.D. (2022) Evolyutsiya antimonopol'nogo regulirovaniya tsifrovykh platform [The Evolution of Antimonopoly Regulation of Digital Platforms], Digital Law Journal, 3(3), pp. 79–96. (In Russian).
  25. Auer D., Manne G.A., Bowman S. (2022) Should ASEAN Antitrust Laws Emulate European Competition Policy? Singapore Economic Review, 67(5), pp. 1637–1697.
  26. Belov V.B. (2023) Tsifrovaya transformatsiya Evropeiskogo soyuza: cherez ternii k uspekham? [Digital Transformation of the European Union: Through Thorns to Success?], Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 241(3), pp. 213–226. (In Russian).
  27. Chiarella M.L. (2023) Digital Markets Act (DMA) and Digital Services Act (DSA): New Rules for the EU Digital Environment, Athens Journal of Law, 9(1), pp. 33–58.
  28. Claici A., Basalisco B., De Michiel F., Okholm H., Maier N. (2020) The economic rationale for vertical integration in the tech sector, Copenhagen Economics, Copenhagen, Denmark.
  29. Díez Estella F. (2023) The DMA: a new Regulation for – or against – Digital Markets in the EU? SSRN. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4321589
  30. Dorsey E. (2020) Anything You Can Do, I Can Do Better – Except in Big Tech?: Antitrust’s New Inhospitality Tradition, Kansas Law Review, 68, pp. 975–1015.
  31. Frolov A.V., Lysunets M.V. (2022) Aktual'nye aspekty tsifrovoi transformatsii ekonomiki evropeiskogo regiona [Relevant Aspects of the Digital Transformation of the Economy of the European Union], Bulletin of Moscow Witte University, Series 1: Economics and Management, 1(40), pp. 61–71. (In Russian).
  32. Guggenberger N. (2021a) Essential Platforms. Stanford Technology Law Revew, 24(2), pp. 237–343.
  33. Guggenberger N. (2021b) The Essential Facilities Doctrine in the Digital Economy: Dispelling Persistent Myths, Yale Journal of Law & Technology, 23, pp. 301–359.
  34. Kim Y.P. (2021) Does the Anti-Google Law Actually Help Google and Hurt Startups? The Georgetown Law Journal Online, 110, pp. 120–134.
  35. Kim Y.P. (2023) A Revolution Without a Cause: The Digital Markets Act and Neo-Brandeisian Antitrust, Wisconsin Law Review, 2023(4), pp. 1247–1307.
  36. Kondratieva N.B. (2021) Dekalog agrarnoi tsifrovizatsii ES [The EU Agricultural Digitalization Decalogue], Social Sciences and Contemporary World, 1, pp. 73–84. (In Russian).
  37. Kucina I. (2022) Effective Measures Against Harmful Disinformation in the EU in Digital Communication, in The 8th International Scientific Conference of the Faculty of Law of the University of Latvia: Conference Paper, University of Latvia, Riga, Latvia, pp. 143–155.
  38. Lambert T.A. (2022) Addressing Big Tech’s Market Power: A Comparative Institutional Analysis, SMU Law Review, 75(1), pp. 73–115.
  39. Picht P.G., Richter H. (2022) EU Digital Regulation 2022: Data Desiderata, GRUR International, 71(5), pp. 395–402.
  40. Serban A., Teixeira C. (2021) Data Protection and Digital Services – European Union Perspectives, Analele știinţifice ale Universităţii “Alexandru Ioan Cuza” din Iași (serie nouă) știinţe juridice, LXVII(2), pp. 309–322.
  41. Tolkachev S.A., Udalov I.D., Temukuev S.A. (2022) Tsifrovizatsiya obrabatyvayushchei promyshlennosti stran ES: prioritet razvitiya kiberfizicheskikh system [Didigalization of the Manufacturing Industry in the EU: Cyber-Physical Systems Priority Development], Sovremennaya Evropa, 1(108), pp. 169–183. (In Russian).
  42. Tsirenshchikov V.S. (2019) Tsifrovizatsiya ekonomiki Evropy [Digitalization of European Economy], Sovremennaya Evropa, 3, pp. 104–113. (In Russian).
  43. Weber M., Chovanculiak R. (2022) On the European Union’a Digital Market Act, “Fair Access” and Vertical Integration, INESS, Bratislava, Slovakia.
  44. Yun J.M. (2020) Does Antitrust Have Digital Blind Spots? South Carolina Law Review, 72(2), pp. 305–356.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024