Особенности измерения цифровой грамотности в России
- Авторы: Попов Е.В.1
-
Учреждения:
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 11 (2023)
- Страницы: 51-61
- Раздел: Статьи
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0132-1625/article/view/661948
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250028532-8
- ID: 661948
Цитировать
Аннотация
Обсуждается новая методология Евростата для оценки уровня цифровых компетенций граждан. Выделены разные подходы к пониманию цифровой грамотности (технический, когнитивный, социальный). На их основании выстраивается расширенное понимание цифровой грамотности как обусловленной предыдущим опытом совокупности регулярно практикуемых прикладных компетенций обращения с программным обеспечением компьютера или смартфона, которые позволяют человеку, группе или сообществу решать возникающие задачи на основе критического поиска, анализа, а также последующего синтеза размещенных в сети данных. Рефлексируется апробация новой методологии Евростата на российской выборке. Делается вывод, что обновленный подход не описывает уровень цифровой грамотности россиян исчерпывающе в связи со специфическими реалиями России, которые важно учитывать при анализе данных.
Ключевые слова
Список литературы
- Мельничук М.В. Международные тенденции развития цифровой экономики: опыт стран северной Европы // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. №3. С. 265-269
- Bawden D. (2008) Origins and concepts of digital literacy. Digital literacies: Concepts, policies and practices. Vol. 30: 17-32.
- Gilster P. (1997) Digital Literacy. New York: Wiley.
- Hatlevik O., Christophersen K-A. (2013) Digital Competence at the Beginning of Upper Secondary School: Identifying Factors Explaining. Digital Inclusion. Computers & Education. Vol. 63: 240–247.
- Jones R., Hafner C. (2012) Understanding Digital Literacies: A Practical Introduction. London and New York: Routledge.
- Martin A., Grudziecki J. (2007) DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. Vol. 5. No. 4: 1-19.
- Pangrazio L., Godhe A., Ledesma A. (2020) What is digital literacy? A comparative review of publications across three language contexts. E-Learning and Digital Media: 1-18.
- Rantala L., Suoranta J. (2008) Digital literacy policies in the EU: Inclusive partnership as the final stage of governmentality. Digital literacies. Concepts, policies and practices: 91-117.
- Waruwu, B., Tandoc, E., Duffy, A., Kim N., Ling R. (2020) Telling lies together? Sharing news as a form of social authentication. New Media & Society. No. 23: 1-18.
- Yildiz E. (2020) Opinions of academicians on digital literacy: A phenomenology study. Cypriot Journal of Educational Sciences. Vol. 15. No. 3: 469-478.
- Zittrain J. The future of the internet - and how to stop it. Yale University Press, 2008.
Дополнительные файлы
