О новом цикле российсколатиноамериканского сотрудничества в области образования
- Авторы: Ермольева Э.Г1
-
Учреждения:
- Центр иберийских исследований ИЛА РАН
- Выпуск: № 9 (2024)
- Страницы: 83-99
- Раздел: Международные отношения
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0044-748X/article/view/668043
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X24090064
- ID: 668043
Цитировать
Аннотация
История отношений России со странами Латинской Америки показывает, что взаимодействие по линии высшей школы было важной составляющей межрегионального сотрудничества, хотя его динамика носила цикличный характер: периоды подъемов сменялись затяжными спадами. В настоящее время в рамках внешнеполитической стратегии, направленной на расширение связей России с латиноамериканским регионом, стоит задача по углублению сотрудничества в области высшего образования. Целью данной статьи является обзор прежнего опыта и новых вариантов партнерских связей между российскими и латиноамериканскими вузами. Особое внимание уделено виртуальной студенческой мобильности, а также подключению российских университетов к гуманитарной составляющей BRICS в условиях расширения объединения. Исследование основано на детальном изучении данных, содержащихся в статистических обзорах российских ведомств и в аналитических работах российских ученых-латиноамериканистов. Источниками информации также стали публикации исследователей из Латинской Америки, занимающихся проблемами интернационализации высшей школы региона. Метод контент-анализа позволил профильтровать вторичные данные, появляющиеся в российских и зарубежных СМИ. Обобщение, синтез обширной информации и сравнительный анализ помогли определить характер латиноамериканской студенческой мобильности на глобальном рынке образования по разным географическим направлениям и место России в этом процессе. В заключение анализируются возможности и трудности, связанные с осуществлением межвузовского сотрудничества в формате Россия ― Латинская Америка на современном этапе.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Г Ермольева
Центр иберийских исследований ИЛА РАН
Email: ermolieva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7509-189X
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник РФ, Москва
Список литературы
- Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 7. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2017, 496 с.
- Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 10. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020, 557 с.
- Форум ректоров российских и иберо-американских университетов, 2011
- IV Форум ректоров ибероамериканских и российских университетов, 2019.
- Борзова А.Ю., Медина Гонсалес В.К. РУДН и Латино-Карибская Америка: новые направления взаимодействия в образовательной сфере. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. М., 2018, т. 18, №1, сс. 208-220.
- Ermólieva E.G., Kuzminá V.M., Parkhomchuk M.A. Rusia – Latinoamérica: las tendencias de cooperación en educación superior. Iberoamérica, ILA RAN, Moscow, 2019, N 3, pp. 80–103.
- Ермольева Э.Г. Трудные времена для международного межвузовского взаимодействия. Педагогика. М., 2022, № 6, cс.76-85.
- Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития. Высшее образование в России. М., 2023, № 5, сс. 125–137
- Igor Kovalev & Alina Shcherbakova (2019): BRICS Cooperation in Science and Education. Strategic Analysis. Available at: https://www.researchgate.net/publication/336794429_BRICS_Cooperation_in_Science_and_Education 336794429_ (accessed 07.05.2024).
- Черников С.Ю. Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. M., 2021, т. 29, № 1, сс.76–87.
- РСМД. Рябков С. БРИКС идет вперед, создавая важный прецедент.
- Материалы экспертного семинара РСМД «Научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки: вызовы и перспективы развития», 19 апреля 2024
- Медина Гонзалес В.К., Иванова Н.Е. Особенности академической мобильности студентов из стран Латино-Каpибской Америки в современных условиях. Латинская Америка. M., 2023, № 4, сc. 53-65
- QS World University Rankings 2024: Top global universities. Available at: https://www.topuniversities.com/world-university-rankings (accessed 23.05.2024).
- Student Insights 2021-2022 Dashboard. Latin America. Educations. International student recruitment. Available at: https://institutions.educations.com/insights/top-trends-2021-2022/ (accessed 13.05.2023).
- Rodríguez J. Rediseñar los rankings universitarios. Espacio de educación superior. 17.10.2023. Available at: https://www.espaciosdeeducacionsuperior.es/17/10/2023 (accessed 13.01.2024).
- Emerging Economies University Rankings 2022: results announced. Available at: https://www.timeshighereducation.com/news/emerging-economies-university-rankings-2022-results-announced (accessed 13.11.2023).
- Van Vught F., Don F. Westerheijden. Multidimensional Ranking: New Transparency Tool for Higher Education and Research. International Organizations Research Journal. Moscow, 2012, vol.7, N 1, pp. 9-33.
- Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО Университета. M., 2012, т. 25, № 4, сс. 85-93.
- Поликанов В. Роль «мягкой силы» в международных отношениях: современный российский опыт и перспективы. РСМД.
- Грант на талант: систему привлечения иностранных студентов предложили изменить Известия. 05.05.2024.
- Депутаты призвали активизировать гуманитарное сотрудничество между Россией и странами Латинской Америки.
- К. Косачев принял участие во II онлайн-конференции Послов российского высшего образования и науки. [K. Kosachev prinyal uchastie vo II onlajn-konferencii Poslov rossijskogo vysshego obrazovaniya i nauki. Novosti Soveta Federacij
- ALAR: Somos un grupo de personas comprometidas por la educación y el intercambio cultural. Available at: https://universidades-rusia.com/alar/ (accessed 23.05.2024).
- Иванова Н.Е. Инструменты набора иностранных студентов из стран Европы и Латинской Америки на примере Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Международные отношения. М., № 1, сс. 61-68
- ALAR. Universidades rusas recomendadas para extranjeros en el 2024 y 2025. Available at: https://www.blog.universidades-rusia.com/2024/04/23/ (accessed 23.05.2024).
- The APRU Virtual Student Exchange (VSE) Program. Available at: https://vse.apru.org/ (accessed 23.05.2024).
- Студенты одного из ведущих университетов Эквадора организовали Клуб русского языка.
- РСМД. Инструменты «мягкой силы» Испании и социально-гуманитарная политика в Латинской Америки.
- Strengthening ties: A new agenda for the EU's relations with Latin America and the Caribbean. EU-LAC Summit Declaration, July, 2023. Available at: www.europarl.europa.eu (accessed 23.05.2024).
- Ermolieva E. Los cambios y dilemas de la educación superior en Latinoamérica. Anuario del Centro Científico-Educativo de Investigaciones latinoamericanas de RUDN. Moscow, 2010, pp. 155-169.
- IIE. International Students by Place of Origin, 2022/2023. Available at: https://opendoorsdata.org/data/international-students/all-places-of-origin/ (accessed 13.12.2023).
- Ермольева Э.Г. Высшая школа Латинской Америки в орбите международной студенческой мобильности. Высшее образование в России. М., 2023, № 12, cc. 120-137.
- Boston University. International Applicant Checklist. Available at: https://www.bu.edu/admissions/apply/international/ (accessed 21.05.2024).
- Organization of American States. Hemispheric Declaration in Education. Available at: https://www.oas.org (accessed 21.05.2024).
Дополнительные файлы
