История обучения пациентов с хроническими терапевтическими заболеваниями (на примере сахарного диабета): от идеи до полноправного направления современной медицины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается история становления терапевтического обучения – одной из важнейших составляющих лечения хронических заболеваний, в частности сахарного диабета. Подробно рассмотрены разновидности и методики программ для пациентов, существующих в Российской Федерации.

Полный текст

Список сокращений

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГС – гериатрический синдром

КН – когнитивные нарушения

СД – сахарный диабет

СД 1 – сахарный диабет 1-го типа

СД 2 – сахарный диабет 2-го типа

ЭНЦ – Эндокринологический научный центр

HbA1c – гликированный гемоглобин

В настоящее время практика обучения пациентов с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет (СД), ожирение, бронхиальная астма, артериальная гипертония и другие, с целью вовлечения больного в процесс лечения, стала широко распространенной и само собой разумеющейся. За последние четыре десятилетия опубликованы результаты множества исследований, доказавших эффективность терапевтического обучения, созданы разнообразные обучающие программы, функционируют школы для пациентов. В мире действует Глобальная инициатива по борьбе с бронхиальной астмой, включающая раздел по обучению пациентов управлению заболеванием [1]. Национальные программы для пациентов с бронхиальной астмой действуют в России [2], Китае [3], США [4]. Большое внимание в мире уделяется также обучению пациентов с артериальной гипертонией и вовлечению их в лечебный процесс [2, 5, 6]. Особенно много научных исследований и практических инструментов обучения относится к СД, который можно рассматривать как наиболее репрезентативную модель сложного хронического заболевания, при котором деятельность пациента, относящаяся к контрольно-лечебному процессу, во многом определяет прогноз.

Отчетливое понимание необходимости обучения пациентов с СД возникло в 1970-е годы, хотя отдельные примеры такого опыта имели место значительно ранее. Так, Эллиот Проктор Джослин (Elliott Proctor Joslin, 1869–1962); рис. 1; американский врач, пионер в области исследований и лечения СД, сразу после открытия и начала применения инсулина в 1922 г. в своей публикации «Рутинное лечение диабета инсулином» [7] уже установил основные принципы как инсулинотерапии, так и обучения пациентов, включая инъекции препарата перед едой, регулярное тестирование уровня глюкозы в моче до и после еды, и выражал твердую уверенность в том, что пациентов можно научить проводить лечение инсулином самостоятельно. Принимая во внимание короткую продолжительность действия единственного имевшегося тогда в распоряжении врачей препарата инсулина, Джослин обосновывал необходимость нескольких инъекций в день, а также коррекцию дозы на основе тщательного контроля за потреблением углеводов и физической нагрузкой. В своей книге, опубликованной в 1928 г., Э. Джослин первым упомянул о различиях, наблюдаемых в реакции на инсулин в зависимости от места инъекции, и о важности варьирования этих мест [8].

 

Рис. 1. Эллиот Проктор Джослин, американский клиницист (1869–1962).

Fig. 1. Elliott Proctor Joslin, USA medical doctor (1869–1962).

 

Многие врачи изначально скептически относились к тому, что инсулин может и должен вводиться пациентами. Считалось, что предлагаемые самостоятельные действия слишком сложны, чтобы ожидать, что пациенты справятся без врачебного присмотра. Однако Джослин своей многолетней практической деятельностью доказал, что при адекватной подготовке, т.е. обучении, это возможно. Джослину принадлежит множество ярких высказываний из области лечения диабета, например: «Инсулин – это лекарство в первую очередь для мудрых, а не для глупых, будь то пациенты или врачи» [9]. На основе собственного опыта также осознали важность обучения Эрнесто Рома в Португалии, Карл Штольте в Германии и др. [10, 11].

В 1977 г. редактор «New England Journal of Medicine» Франц Йозеф Ингельфингер (Franz Joseph Ingelfinger) [12] констатировал очевидное отсутствие прогресса в клинической диабетологии, а именно неспособность существующей системы медицинской помощи остановить рост осложнений и увеличение расходов здравоохранения, несмотря на существенные достижения в области научных исследований. В это время уже появились препараты инсулина высокой степени очистки (монокомпонентные, МС), тест-полоски для определения глюкозы в моче и крови, а также первые доказательства эффективности обучения. Так, в 1972 г. в публикации Л. Миллер продемонстрировано существенное снижение числа дней госпитализации в крупной выборке пациентов с СД после обучения [13].

Таким образом, формировался принципиально новый подход к лечению СД, который позволил бы более эффективно управлять этим сложным заболеванием путем вовлечения самого пациента в активное участие в терапевтическом процессе.

Ключевой фигурой среди создателей современной концепции терапевтического обучения стал профессор Женевского Университета Жан-Филипп Ассаль, в течение многих лет возглавлявший Исследовательскую группу по проблемам обучения больных диабетом (Diabetes Education Study Group – DESG), созданную в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета (European Association for the Study of Diabetes) в 1977 г. Сам факт создания группы по обучению больных в рамках научной организации стал уникальным событием в медицинском мире и сделал СД моделью, объединяющей клинический, психологический и социальный подходы к заболеванию. Именно этим подходам уделяется особое внимание в трудах Ж.-Ф. Ассаля [14, 15].

DESG создавалась для решения следующих конкретных задач:

  1. Развитие различных обучающих методов и их анализ.
  2. Распространение обучающих программ среди медицинских специалистов.
  3. Разработка методов длительного наблюдения больных [11].

В дальнейшем, за 1980–1990-е годы, в разных странах разработано множество программ обучения для различных категорий пациентов с СД и проведена оценка их эффективности.

В нашей стране обучение пациентов с СД начало активно развиваться достаточно рано – в конце 1980-х годов. Началом обучения как полноправного направления научной диабетологии можно считать старт в 1989 г. в Эндокринологическом научном центре – ЭНЦ РАМН, которым руководил академик И.И. Дедов (в настоящее время – ГНЦ РФ ГБУ «НМИЦ эндокринологии», директор – член-корреспондент РАН Н.Г. Мокрышева), первого отечественного исследования эффективности применения структурированной программы лечения и обучения пациентов с СД 1-го типа (СД 1). Программа создавалась отечественными эндокринологами в результате обмена опытом и ознакомления с рекомендованными к применению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программами в Университетской клинике в г. Дюссельдорфе (Германия), руководителем которой являлся профессор М. Бергер, энтузиаст терапевтического обучения и пионер применения в этой области принципов доказательной медицины. По результатам 2-летнего наблюдения доказана эффективность обучения в отношении клинико-метаболических (уровень гликированного гемоглобина – HbA1c, частота эпизодов тяжелых гипогликемий и диабетического кетоацидоза) и медико-социальных (число дней временной нетрудоспособности, длительность связанного с СД стационарного лечения) параметров, а также показателей, отражающих связанное с заболеванием поведение пациента (частота проведения самоконтроля, наличие заполняемого «дневника диабета», частота и адекватность изменения дозы инсулина, наличие у пациента при себе легко усваиваемых углеводов для купирования гипогликемии и т.д.). Сотрудниками ЭНЦ РАМН в течение 2 лет доказана также высокая экономическая эффективность данной программы. Более того, наблюдение пациентов, включенных в данное исследование, продолжалось в течение 13 лет и показало высокую эффективность обучающей программы в отношении острых и хронических осложнений СД, а также в снижении числа госпитализаций и показателей временной нетрудоспособности на протяжении всего периода наблюдения [16–19]. Еще одним проспективным исследованием, проведенным в ЭНЦ РАМН, явилась оценка эффективности структурированной программы лечения и обучения пациентов с СД 2-го типа (СД 2), не получающих инсулина [20]. Через 6 и 12 мес после завершения цикла обучения отмечена достоверная положительная динамика индекса массы тела, уровня HbA1c и общего холестерина. В рамках этого исследования тестировались две модели обучения – стационарная и амбулаторная, они показали равную эффективность, что в дальнейшем позволило обоснованно перевести обучение больных СД 2 преимущественно на амбулаторную, более экономичную модель.

С 1990 г. в рамках Международной программы «Диабет» (руководитель – профессор А.С. Аметов) стали проводиться циклы по терапевтическому обучению для преподавателей кафедр эндокринологии.

В 1997 г. в ЭНЦ РАМН заработала первая «Школа для пациентов с избыточной массой тела».

Важнейшим этапом в развитии диабетологии стало исследование контроля диабета и его осложнений (Diabetes Control and Complications Trial), результаты которого, представленные в 1993 г., наконец убедительно доказали связь развития хронических осложнений заболевания со степенью компенсации углеводного обмена у пациентов с СД 1 [21]. Эти данные вместе с результатами Британского проспективного исследования СД 2 (UKPDS, United Kingdom Prospective Diabetes Study, 1998), проведенного на большой выборке пациентов с СД 2 и показавшего важность контроля артериального давления наряду с достижением компенсации углеводного обмена [22, 23], позволили более обоснованно оценивать результаты применения обучающих программ.

К концу 1990-х годов стало возможно проанализировать результаты исследований в области обучения пациентов, проведенных в разных странах и с разными заболеваниями (бронхиальной астмой, артериальной гипертонией, ожирением и др.), и сформулировать основные положения терапевтического обучения.

В 1998 г. опубликован Отчет рабочей группы ВОЗ (в состав рабочей группы от России входили российские эндокринологи Александр Сергеевич Аметов и Михаил Борисович Анциферов), посвященный новому самостоятельному направлению в медицине – терапевтическому обучению. В документе, в частности, приводится перечень заболеваний и состояний, при которых обучение пациентов может быть полезным. Кроме уже упоминавшихся СД, артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, ожирения, это аллергические, онкологические заболевания, ларинго- и гастростомы, гемофилия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, цереброваскулярные заболевания, циррозы, язвенная болезнь, хроническая надпочечниковая недостаточность, нарушения функции щитовидной железы, СПИД, туберкулез, деменция, депрессия, артриты, ампутации конечностей, остеопороз, эпилепсия, тугоухость, снижение зрения и слепота, почечная недостаточность, диализ, состояния после пересадки органов и многое другое.

Основные положения терапевтического обучения сформулированы в Отчете экспертов ВОЗ следующим образом. Терапевтическое обучение должно предоставлять пациенту возможность овладеть умениями, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием; представляет собой непрерывный процесс, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи; центрировано на пациенте; включает информацию, обучение «самопомощи» и психологическую поддержку, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению; его целями являются также помощь пациентам и их семьям в лучшей кооперации с медицинскими работниками и улучшение качества жизни.

Как видим, обучение больных в таком определении сильно отличается от традиционной «санитарно-просветительной работы», каковой оно может представляться неспециалистам. В обсуждаемом документе подчеркивается, что принципиальной целью обучения является терапевтический эффект наряду с другими лечебными мероприятиями (фармакологическими, диетическими и т.п.) [24].

В настоящее время исследовательский интерес к терапевтическому обучению не ослабевает. Тенденции в публикационной активности по данной тематике демонстрируют экспоненциальный рост при оценке периода с 1990 по 2020 г. Пятью основными направлениями, демонстрирующими наибольшую исследовательскую активность за этот период, стали астма, СД, гипертония, ревматоидный артрит, а также отказ от курения [25].

Широкое внедрение в повседневную жизнь цифровых и интернет-технологий стало благодатной почвой для создания различных дистационных форм обучения, мобильных приложений, веб-порталов [26, 27]. К настоящему времени в интернет-пространстве и на электронных маркетплейсах собран значительный обучающий ресурс, доступный самым разным категориям пациентов, что потенциально могло бы решить проблему массового обучения независимо от уровня доходов, образования, места проживания. Несмотря на то, что эффективность цифровых вариантов обучения многократно продемонстрирована, все же на протяжении последних 10 лет не произошло значимого увеличения доли компенсированных лиц с СД не только 2-го, но и 1-го типа с дебютом в более молодом возрасте, особенно хорошо ориентированых в мире технологий [28]. Это свидетельствует о том, что сама по себе цифровизация терапевтического обучения как тренд современности не изменила ситуацию с контролем диабета. Указанные факты возвращают нас к идее, что базовым принципом обучения должно быть формирование мотивации и изменение поведения у пациента, тогда как цифровые технологии могут стать лишь вспомогательным инструментом в данном процессе. В этой связи перспективным направлением в создании обучающих программ будущего является мотивационно-поведенческая концепция, где активно применяются инструменты поведенческой терапии, мотивационного консультирования. Безусловно, следует отметить, что недостатком этого подхода является высокая стоимость за счет вовлечения специалистов разного профиля (психологов, коучей, диетологов, эндокринологов). В то же время стратегии поведенческой коррекции заложены в простых методиках современного обучения. К ним можно отнести геймификацию (применение игровых элементов и техник в решении неигровых задач); сторителлинг (способ донесения информации через рассказ коротких историй, пересекающихся с жизненным опытом реальных или выдуманных персонажей) и многие другие [29]. Примером программы нового формата для взрослых пациентов с СД 1 стала обучающая игра «Жизнь с помпой» (рис. 2), в которой частично применены описанные инструменты [30].

 

Рис. 2. Обучающая игра «Жизнь с помпой» [30].

Fig. 2. “Life With A Pump” educational game [30].

 

Таким образом, современные представления об эффективном обучении включают наряду с использованием диджитал-технологий весь арсенал поведенческих инструментов, мотивационных методик и других психологических техник, направленных на формирование определенных навыков, психологическую поддержку и долговременное изменение поведения.

Уникальность современного этапа развития диабетологии состоит также в тенденции к увеличению продолжительности жизни и росту числа людей с СД пожилого возраста, что требует внесения изменений в существующие программы терапевтического обучения. Пожилые пациенты с СД 2 представляют гетерогенную с клинической точки зрения группу, включающую как функционально независимых пациентов с отсутствием или минимальной выраженностью хронических осложнений заболевания и коморбидных состояний, сохранными когнитивными функциями и способностью к самообслуживанию и привычной работе, так и пациентов с тяжелыми сосудистыми осложнениями, сочетанными заболеваниями и многочисленными гериатрическими синдромами (ГС), что делает их функционально зависимыми и требующими помощи в повседневной жизни и контроле заболевания [31].

Исследования, оценивающие эффективность терапевтического обучения в группе пожилых пациентов, единичны и имеют ряд ограничений, не позволяющих экстраполировать результаты на всю когорту [32–34]. Стандартными критериями оценки эффективности обучения обычно выбирают снижение/достижение целевого уровня HbA1c, массы тела, артериального давления и приверженность самоконтролю. С этой точки зрения терапевтическое обучение пожилых пациентов продемонстрировало свою эффективность, в том числе в сравнении с обучением более молодых пациентов. Однако влияние обучения на приверженность динамическому наблюдению и развитие хронических осложнений оказалось более чем скромным у лиц пожилого возраста [33, 35, 36]. Одновременно с этим для пожилых пациентов с СД как минимум не менее важными целями лечения и обучения и, соответственно, критериями эффективности представляются уменьшение частоты гипогликемических состояний и падений, сохранение функциональной независимости, в том числе когнитивных функций, а также качество жизни. В связи с этим целесообразно включение в программы обучения пожилых пациентов с СД обсуждения вопросов регулярности и полноценности питания и соблюдения адекватного питьевого режима, профилактики остеопороза и падений, распознавания симптомов инфаркта и острого нарушения мозгового кровообращения, приверженности не только сахароснижающей, но и антигипертензивной и гиполипидемической терапии, учитывая их вклад в сердечно-сосудистый прогноз, а также изучение комплексов упражнений, направленных на тренировку баланса и равновесия, и когнитивные тренинги [37]. В случае функционально зависимых пациентов с когнитивными нарушениями (КН) и/или синдромом старческой астении, пациентов с неподдающимися коррекции сенсорными дефицитами, а также пациентов на завершающем этапе жизни в идеале программы терапевтического обучения, в том числе индивидуального, должны быть разработаны для родственников и лиц, осуществляющих уход. Под влиянием современных общепедагогических тенденций и эпидемиологической обстановки последних лет разрабатываются и внедряются программы дистанционного обучения, а также интерактивные и игровые формы обучения [38]. Использование дистанционных технологий может быть затруднительным для самих пожилых пациентов, но оказаться приемлемым вариантом при помощи родственников в организации такой формы обучения, а также для обучения самих родственников и лиц, осуществляющих уход.

Таким образом, вектор развития терапевтического обучения пожилых пациентов с СД в настоящее время направлен на создание программ, ориентированных не только на решение проблем контроля СД, но и возраст-ассоциированных состояний и сопутствующих заболеваний, что требует создания междиcциплинарных эндокринно-гериатрических команд [39], разработки специальных «гериатрических» школ СД [40] и внедрения системы «долгосрочной поддержки пациентов». Для увеличения доступности терапевтического обучения для пациентов пожилого возраста практическую пользу может принести «обучение обучателей» – сотрудников патронажных служб и социальных центров, а также организация обучения пациентов во время санаторно-курортного лечения.

Важным аспектом любого обучения является сохранение принципа доступности для восприятия у целевой аудитории и практической направленности программ. В настоящее время не существует единого подхода для выбора формы и программы обучения в зависимости от особенностей пожилого пациента, в каждом случае решение принимается индивидуально. Потенциальный алгоритм выбора программы и формы терапевтического обучения с учетом клинической гетерогенности пожилых пациентов с СД представлен на рис. 3.

 

Рис. 3. Потенциальный алгоритм выбора программы и формы терапевтического обучения пожилых пациентов с СД 2 [37].

Fig. 3. A potential algorithm for selecting a program and form of therapeutic education for elderly patients with type 2 diabetes mellitus [37].

 

В заключение следует отметить еще ряд успешных отечественных программ обучения, доказавших свою эффективность: для пациентов с СД 2 , получающих инсулин, для пациентов на помповой инсулинотерапии, а также программу модификации образа жизни при СД 2 с избыточной массой тела. Результаты их применения широко представлялись как в нашей стране, так и за рубежом [41–44]. Важный результат получен в отечественном исследовании клинико-экономической эффективности терапевтического обучения. С помощью современных методов математического моделирования авторы показали, что организация терапевтического обучения (в школах диабета) для всех пациентов с СД в Российской Федерации может за счет снижения количества осложнений как предотвратить случаи преждевременной смерти, так и сэкономить средства системы здравоохранения, несмотря на необходимость дополнительных затрат на организацию функционирования работы этих структур [45].

В 2019 г. ведущие специалисты в области терапевтического обучения из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Хабаровска удостоились Премии лучшим врачам России «Призвание» за создание нового направления в медицине – терапевтического обучения пациентов. 25–26 апреля 2022 г. состоялся Первый общероссийский форум «Терапевтическое обучение в эндокринологии» под эгидой Общественной организации «Российская ассоциация эндокринологов» для обобщения накопленного опыта в этой области медицины, в котором приняли участие ведущие специалисты страны [46].

Наконец, большое внимание дальнейшему развитию системы обучения пациентов с СД уделено в Федеральном проекте «Борьба с сахарным диабетом», разработанном по поручению Президента РФ в 2023 г. Реализация проекта подразумевает не только расширение сети школ диабета, но и предоставление возможности повторного обучения каждые 3 года для взрослых и каждый год – для детей, а также дистанционного наблюдения [47, 48].

Заключение

У терапевтического обучения при СД богатая история, начавшаяся более 100 лет назад с момента внедрения в практику инъекций инсулина. Этот плодотворный путь включал этапы накопления первоначального опыта, создание научно-доказательной и методологической базы, издание регламентирующих документов и проведение множества исследований, доказавших эффективность обучения, в том числе экономическую.

В настоящее время обучение пациентов с СД – заболеванием со сложным контрольно-терапевтическим режимом, при котором поведение пациента в отношении болезни в большой мере определяет прогноз, – является неотъемлемой частью лечения [49]. На современном этапе терапевтическое обучение активно развивается и модифицируется как в связи с появлением цифровых и интернет-технологий, так и вследствие развития мотивационно-поведенческой концепции. Внедрение этих подходов обещает повысить эффективность и доступность обучения, в том числе для неуклонно растущей группы пациентов с СД пожилого возраста, что диктует необходимость создания специальных программ с учетом всех особенностей этой когорты.

Значение терапевтического обучения при СД трудно переоценить, и ему, в частности, уделяется большое внимание в Федеральном проекте «Борьба с сахарным диабетом», принятом в 2023 г.

Раскрытие интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Disclosure of interest. The authors declare that they have no competing interests.

Вклад авторов. Авторы декларируют соответствие своего авторства международным критериям ICMJE. Все авторы в равной степени участвовали в подготовке публикации: разработка концепции статьи, получение и анализ фактических данных, написание и редактирование текста статьи, проверка и утверждение текста статьи.

Authors’ contribution. The authors declare the compliance of their authorship according to the international ICMJE criteria. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Источник финансирования. Авторы декларируют отсутствие внешнего финансирования для проведения исследования и публикации статьи.

Funding source. The authors declare that there is no external funding for the exploration and analysis work.

×

Об авторах

Елена Викторовна Суркова

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: irina_glinkina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3973-7638

д-р мед. наук, проф. каф. эндокринологии №1

Россия, Москва

Ирина Владимировна Глинкина

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_glinkina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8505-5526

канд. мед. наук, доц. каф. эндокринологии №1

Россия, Москва

Олеся Юрьевна Гурова

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: irina_glinkina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2576-4421

канд. мед. наук, доц. каф. эндокринологии №1

Россия, Москва

Диана Валерьевна Мамлеева

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: irina_glinkina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2166-2113

клин. ординатор каф. эндокринологии №1

Россия, Москва

Гагик Радикович Галстян

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России

Email: irina_glinkina@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-6581-4521

д-р мед. наук, проф., зав. отд-нием диабетической стопы

Россия, Москва

Список литературы

  1. Global Initiative for Asthma. Global Strategy for Asthma Management and Prevention; 2023: 98-105. Accessed December 25, 2023. https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2023/05/GINA-2023-Full-Report-2023-WMS.pdf.
  2. Калинина А.М., Оганов Р.Г., Небиеридзе Д.В. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии – программа НОКТЮРН. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2006;5(3):5-14. Ссылка активна на 25.12.2023. [Kalinina A.M., Oganov R.G., Nebieridze D.V. Patients’ education as a factor for arterial hypertension effective control – NOCTURNE Program. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2006;5(3):5-14. (In Russ.).] https://cardiovascular.elpub.ru/jour/article/view/1172.
  3. Liao Y, Gao G, Peng Y. The effect of goal setting in asthma self-management education: A systematic review. Int J Nurs Sci. 2019;6(3):334-342. doi: 10.1016/j.ijnss.2019.04.003.
  4. Dodd KE, Mazurek JM. Asthma self-management education in persons with work-related asthma - United States, 2012-2014. J Asthma. 2020;57(6):593-600. doi: 10.1080/02770903.2019.1594890.
  5. Андреев А.Н., Изможерова Н.В., Колотова Г.Б., Махлина С.Н., Попов А.А., Акимова А.В., Стрюкова О.Ю., Тагильцева Н.В., Фоминых М.И. «Школа здоровья» для пациентов с артериальной гипертонией: итоги работы в условиях районной поликлиники. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2006;5(3):15-21. Ссылка активна на 25.12.2023. [Andreev A.N., Izmozherova N.V., Kolotova G.B., Makhlina S.N., Popov A.A., Akimova A.V., Stryukova O.Yu., Tagiltseva N.V., Fominykh M.I. «Health school» for arterial hypertension patients: district out-patient clinic experience. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2006;5(3):15-21. (In Russ.).] https://cardiovascular.elpub.ru/jour/article/view/1177/844.
  6. Whelton PK, Carey RM, Aronow WS, et al. 2017 ACC/AHA/AAPA/ABC/ACPM/AGS/APhA/ASH/ASPC/NMA/PCNA Guideline for the Prevention, Detection, Evaluation, and Management of High Blood Pressure in Adults: A Report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Clinical Practice Guidelines [published correction appears in Hypertension. 2018 Jun;71(6):e140-e144]. Hypertension. 2018;71(6):e13-e115. doi: 10.1161/HYP.0000000000000065.
  7. Joslin EP. The routine treatment of diabetes with insulin. JAMA. 1923;80:1581–1583. doi: 10.1001/jama.1923.02640490001001.
  8. Joslin EP. The treatment of diabetes mellitus. Philadelphia, USA: Lea and Febiger; 1928.
  9. Buse JB, Davies MJ, Frier BM, Philis-Tsimikas A. 100 years on: the impact of the discovery of insulin on clinical outcomes. BMJ Open Diabetes Res Care. 2021;9(1):e002373. doi: 10.1136/bmjdrc-2021-002373.
  10. Г. Р. Галстян, Е. Г. Старостина, И. И. Дедов. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета 1 типа: история развития, принципы, оценка эффективности. Проблемы эндокринологии. 1994 №2 с.53-57. [Galstyan G.R., Starostina Ye.G., Dedov I.I. Training of patients: An integral component in the treatment of type 1 diabetes mellitus. History of development, principles, assessment of the efficacy. Problems of Endocrinology. 1994;40(2):53-57. (In Russ.).] doi: 10.14341/probl11806.
  11. И.И. Дедов, Е.В. Суркова, А.Ю. Майоров, Г.Р. Галстян, А.Ю. Токмакова. Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом. М.: Издательство Реафарм; 2004:200. [I.I. Dedov, E.V. Surkova, A.Yu. Maiorov, G.R. Galstyan, A.Yu. Tokmakova. Terapevticheskoe obuchenie bol'nykh sakharnym diabetom. M.: Izdatel'stvo Reafarm; 2004:200. (In Russ.).]
  12. Ingelfinger FJ. Debates on diabetes. N Engl J Med. 1977;296(21):1228-1230. doi: 10.1056/NEJM197705262962111.
  13. Miller LV, Goldstein J. More efficient care of diabetic patients in a county-hospital setting. N Engl J Med. 1972;286(26):1388-1391. doi: 10.1056/NEJM197206292862605.
  14. A. Lacroix, J.-Ph.Assal. Therapeutic education of patients. New approaches to chronic illness. 2-nd ed. Maloine; 2003:240.
  15. J.-Ph.Assal, A. Golay. New trends in patient education: a trans-cultural and inter-disease approach. Elsevier; 1995:382.
  16. Starostina EG, Antsiferov MB. Diabetes education in the USSR: how to begin?. Diabet Med. 1990;7(8):744-749. doi: 10.1111/j.1464-5491.1990.tb01480.x.
  17. Starostina EG, Antsiferov M, Galstyan GR, et al. Effectiveness and cost-benefit analysis of intensive treatment and teaching programmes for type 1 (insulin-dependent) diabetes mellitus in Moscow--blood glucose versus urine glucose self-monitoring. Diabetologia. 1994;37(2):170-176. doi: 10.1007/s001250050089.
  18. Старостина Е.Г., Анциферов М.Б., Галстян Г.Р., Дедов И.И. Эффективность программы интенсивного лечения и обучения больных сахарным диабетом 1 типа. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(3):15-19. [Starostina Ye.G., Antsiferov M.B., Galstyan G.R., Dedov I.I. Efficacy of program for treatment and training of patients with type 1 diabetes. Problems of Endocrinology. 1994;40(3):15-19. (In Russ.).] doi: 10.14341/probl12004.
  19. Галстян Г.Р., Майоров А.Ю., Двойниишикова О.М., Бессмертная Е.Г., Миленькая Т.М., Сунцов Ю.И., Анциферов М.Б., Дедов И.И. Отдаленные результаты терапевтического обучения больных сахарным диабетом типа 1. Проблемы Эндокринологии. 2005;51(3):50-55. [Galstyan G.R., Maiorov A.Yu., Dvoinishnikova О.М., Bessmertnaya Ye.G., Milenkaya T.M., Suntsov Yu.I., Antsiferov M.В., Dedov I.I. Long-term results of therapeutic education of patients with type 1 diabetes mellitus. Problems of Endocrinology. 2005;51(3):50-55. (In Russ.).] doi: 10.14341/probl200551350-55.
  20. Суркова Е.В., Анциферов М.Б. Роль программ обучения в лечении больных сахарным диабетом II типа. Проблемы Эндокринологии. 1995;41(6):4-6. [Surkova Ye.V., Antsiferov M.B. Role of training programs in the treatment of patients with type II diabetes mellitus. Problems of Endocrinology. 1995;41(6):4-6. (In Russ.).] doi: 10.14341/probl11483.
  21. Diabetes Control and Complications Trial Research Group, Nathan DM, Genuth S, et al. The effect of intensive treatment of diabetes on the development and progression of long-term complications in insulin-dependent diabetes mellitus. N Engl J Med. 1993;329(14):977-986. doi: 10.1056/NEJM199309303291401.
  22. Intensive blood-glucose control with sulphonylureas or insulin compared with conventional treatment and risk of complications in patients with type 2 diabetes (UKPDS 33). UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group [published correction appears in Lancet 1999 Aug 14;354(9178):602]. Lancet. 1998;352(9131):837-853. doi: 10.1016/S0140-6736(98)07019-6.
  23. Effect of intensive blood-glucose control with metformin on complications in overweight patients with type 2 diabetes (UKPDS 34). UK Prospective Diabetes Study (UKPDS) Group [published correction appears in Lancet 1998 Nov 7;352(9139):1558]. Lancet. 1998;352(9131):854-865. doi: 10.1016/S0140-6736(98)07037-8.
  24. Therapeutic patient education. Continuing educational programmes for health care providers in the field of prevention of chronic diseases. Report of a WHO working group. World Health Organization;1998. Accessed December 25, 2023. https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/108151/9789289012980-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
  25. Correia JC, Waqas A, Aujoulat I, et al. Evolution of Therapeutic Patient Education: A Systematic Scoping Review and Scientometric Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(10):6128. doi: 10.3390/ijerph19106128.
  26. Woolley AK, Hadjiconstantinou M, Davies M, Khunti K, Seidu S. Online patient education interventions in type 2 diabetes or cardiovascular disease: A systematic review of systematic reviews. Prim Care Diabetes. 2019;13(1):16-27. doi: 10.1016/j.pcd.2018.07.011.
  27. Nkhoma DE, Soko CJ, Bowrin P, et al. Digital interventions self-management education for type 1 and 2 diabetes: A systematic review and meta-analysis. Comput Methods Programs Biomed. 2021;210:106370. doi: 10.1016/j.cmpb.2021.106370.
  28. О. В. Орлова, В. Н. Титова. Геймификация как способ организации обучения. Вестник ТГПУ. 2015;9(162). Ссылка активна на 25.12.2023. [O. V. Orlova, V. N. Titova. Gamification as a way of learning organization. TSPU Bulletin. 2015;9(162). (In Russ.).] https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sposob-organizatsii-obucheniya.
  29. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019621985 Российская Федерация. Жизнь с помпой: № 2019621940: заявл. 25.10.2019: опубл. 01.11.2019 / О. Ю. Гурова, Г. Е. Рунова, И. В. Полубояринова; заявитель федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). – EDN KCXDNE. Ссылка активна на 25.12.2023. [Svidetel'stvo o gosudarstvennoi registratsii bazy dannykh № 2019621985 Rossiiskaya Federatsiya. Zhizn' s pompoi: № 2019621940: zayavl. 25.10.2019: opubl. 01.11.2019 / O. Yu. Gurova, G. E. Runova, I. V. Poluboyarinova; zayavitel' federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Pervyi Moskovskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet imeni I.M. Sechenova Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii (Sechenovskii Universitet) (FGAOU VO Pervyi MGMU im. I.M. Sechenova Minzdrava Rossii (Sechenovskii Universitet). – EDN KCXDNE. (In Russ.).] https://elibrary.ru/download/elibrary_41362803_69586770.PDF.
  30. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 11-й выпуск. – М.; 2023. [Dedov I.I., Shestakova M.V., Mayorov A. Yu. (eds). Algorithms of specialized medical care for patients with diabetes mellitus. 11th edition. Moscow, 2023. (in Russ.).] doi: 10.14341/DM13042.
  31. Emmy Suhl, Patricia Bonsignore; Diabetes Self-Management Education for Older Adults: General Principles and Practical Application. Diabetes Spectr. 1 October 2006; 19 (4): 234–240. doi: 10.2337/diaspect.19.4.234.
  32. Braun AK, Kubiak T, Kuntsche J, et al. SGS: a structured treatment and teaching programme for older patients with diabetes mellitus--a prospective randomised controlled multi-centre trial. Age Ageing. 2009;38(4):390-396. doi: 10.1093/ageing/afp056.
  33. Lee SJ, Song M, Im EO. Effect of a Health Literacy-Considered Diabetes Self-Management Program for Older Adults in South Korea. Res Gerontol Nurs. 2017;10(5):215-225. doi: 10.3928/19404921-20170831-03.
  34. Beverly EA, Fitzgerald S, Sitnikov L, Ganda OP, Caballero AE, Weinger K. Do older adults aged 60-75 years benefit from diabetes behavioral interventions?. Diabetes Care. 2013;36(6):1501-1506. doi: 10.2337/dc12-2110.
  35. Светый Л.И., Ворвуль А.О., Маркина Е.В., Ивих К.А., Руссу А.А. Результаты обучения в школе диабета пожилых лиц, страдающих сахарным диабетом II типа. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(1). [L.I. Svetyy, A.O. Vorvul, E.V. Markina, K.A. Ivikh, A.A. Russu. The results of education of elderly persons with type II diabetes mellitus at diabetes school. Current problems of health care and medical statistics. 2020;(1). (in Russ.).] doi: 10.24411/2312-2935-2019-100111.
  36. Балашова А.В., Глинкина И.В., Павлова М.Г., Одерий А.В., Фадеев В.В. Особенности терапевтического обучения пожилых пациентов с сахарным диабетом 2-го типа. Медицинский совет. 2022;16(10):22–32. [Balashova A.V., Glinkina I.V., Pavlova M.G., Oderiy A.V., Fadeev V.V. Special considerations in the therapeutic education of elderly with diabetes mellitus type 2. Meditsinskiy sovet = Medical Council. 2022;(10):22-32. (In Russ.).] doi: 10.21518/2079-701X-2022-16-10-22-32.
  37. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., Мельникова О.Г., Шишкова Ю.А. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода. Сахарный диабет. 2011;14(1):46-52. [Mayorov A.Yu., Surkova E.V., Motovilin O.G., Mel'nikova O.G., Shishkova Yu.A. Education of diabetic patients: synthesis of evidence-based medicine and psychological approach. Diabetes mellitus. 2011;14(1):46-52. (In Russ.).] doi: 10.14341/2072-0351-6249.
  38. Frank F, Bjerregaard F, Bengel J, et al. Local, collaborative, stepped and personalised care management for older people with chronic diseases (LoChro): study protocol of a randomised comparative effectiveness trial. BMC Geriatr. 2019;19(1):64. doi: 10.1186/s12877-019-1088-0.
  39. Markle-Reid M, Ploeg J, Fraser KD, et al. The ACHRU-CPP versus usual care for older adults with type-2 diabetes and multiple chronic conditions and their family caregivers: study protocol for a randomized controlled trial. Trials. 2017;18(1):55. doi: 10.1186/s13063-017-1795-9.
  40. Мельникова О.Г., Суркова Е.В., Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Токмакова А.Ю., Дедов И.И. Результаты применения структурированной программы обучения больных сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии. Сахарный диабет. 2008;11(4):71-75. [Mel'nikova O.G., Surkova E.V., Mayorov A.Yu., Galstyan G.R., Tokmakova A.Yu., Dedov I.I. Rezul'taty primeneniya strukturirovannoy programmy obucheniya bol'nykh sakharnym diabetom 2 tipa na insulinoterapii. Diabetes mellitus. 2008;11(4):71-75. (In Russ.).] doi: 10.14341/2072-0351-5595.
  41. Ибрагимова Л.И., Филиппов Ю.И., Майоров А.Ю. Эффективность обучения и качество жизни у больных сахарным диабетом 1 типа на помповой инсулинотерапии. Сахарный диабет. 2012;(1):35–40. [Ibragimova L.I., Filippov Yu.I., Mayorov A.Yu. Insulin pump therapy in type 1 diabetes mellitus: education effectiveness and quality of life. Diabetes mellitus. 2012;15(1):35-40. (In Russ.).] doi: 10.14341/2072-0351-5977.
  42. Моткова С.И., Савельева Л.В., Рудина Л.М., Гуркина М.В., Суркова Е.В., Валеева Ф.В., Галстян Г.Р., Шестакова М.В. Мультидисциплинарный подход к изменению образа жизни у пациентов с сахарным диабетом 2 типа в реальной клинической практике. Результаты программы «Жизнь легка». Сахарный диабет. 2019;22(2):115-126. [Motkova S.I., Savelyeva L.V., Rudina L.M., Gurkina M.V., Surkova E.V., Valeeva F.V., Galstyan G.R., Shestakova M.V. Multidisciplinary lifestyle management approach in patients with type 2 diabetes mellitus in real clinical practice. Results of application “Life is easy” programme in Russia. Diabetes mellitus. 2019;22(2):115-126. (In Russ.).] doi: 10.14341/DM10001.
  43. Galstyan GR, Valeeva FV, Motkova SI, et al. Lifestyle modification program, LIFE is LIGHT, in patients with type 2 diabetes mellitus and obesity: Results from a 48‐week, multicenter, non‐randomized, parallel‐group, open‐label study. Obes Sci Pract. 2021;7:368–378. doi: 10.1002/osp4.502.
  44. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., Рыжов А.О., Мочалова А.А. Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2022;44(1):23–33. [Fedyaeva VK, Omelyanovskiy VV, Sukhorukikh OA, Ryzhov AO, Mochalova AA. Economic evaluation of therapeutic education (in diabetes school) for patients with type 1 and type 2 diabetes mellitus. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2022;44(1):23–33. (In Russ.).] doi: 10.17116/medtech20224401123.
  45. Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Галстян Г.Р., Аметов А.С., Анциферов М.Б., Старостина Е.Г., Мельникова О.Г., Ибрагимова Л.И., Андрианова Е.А., Ершова Е.В., Карпова И.А., Кононенко И.В., Тиселько А.В., Федяева В.К. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии». Сахарный диабет. 2022;25(3):299-04. [Shestakova M.V., Mayorov A.Yu., Surkova E.V., Galstyan G.R., Ametov A.S., Antsiferov M.B., Starostina E.G., Melnikova O.G., Ibragimova L.I., Andrianova E.A., Ershova E.V., Karpova I.A., Kononenko I.V., Tiselko A.V., Fedyaeva V.K. Resolution on the results of the First All-Russian Forum "Therapeutic Education in Endocrinology". Diabetes mellitus. 2022;25(3):299-304. (In Russ.).] doi: 10.14341/DM12943.
  46. Федеральный проект «Борьба с сахарным диабетом» [ссылки на документы]. Ссылка активна на 25.12.2023. [Federal'nyi proekt «Bor'ba s sakharnym diabetom» [ssylki na dokumenty] (In Russ.).] http://government.ru/docs/49924/.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Эллиот Проктор Джослин, американский клиницист (1869–1962).

Скачать (161KB)
3. Рис. 2. Обучающая игра «Жизнь с помпой» [30].

Скачать (152KB)
4. Рис. 3. Потенциальный алгоритм выбора программы и формы терапевтического обучения пожилых пациентов с СД 2 [37].

Скачать (321KB)

© ООО "Консилиум Медикум", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Адрес издателя

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

Адрес редакции

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

По вопросам публикаций

  • editor@ter-arkhiv.ru

По вопросам рекламы

  • +7 (495) 098-03-59