Компьютерное обучение диагностическим навыкам (на примере диагностики тромбоэмболии легочной артерии).


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования. Построение принципиально новой компьютерной обучающей системы, позволяющей передавать знания и навыки опытного клинициста непосредственно начинающему
врачу. Применение компьютерной экспертной системы при обучении клинических ординаторов навыкам распознавания тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА). В ходе исследования
поставлены и решены следующие задачи: сконцентрировать внимание начинающих врачей на
факторах риска развития и симптоматике ТЭЛА и ускорить процесс обучения устойчивым
диагностическим навыкам.
Материалы и методы. Па основе последних достижений в области искусственного интеллекта
разработана обучающая компьютерная система ОСТЭЛА, в которой заложены решающие правила кардиолога высокой квалификации. В статье представлен принципиально новый подход к
обучению интернов и ординаторов диагностике ТЭЛА без прямого контакта ученика с учителем; описана компьютерная обучающая система и освещен опыт ее использования.
Результаты. Проведено обучение навыкам диагностики ТЭЛА 48 клинических ординаторов и
интернов. Количество правильных ответов при выполнении контрольного теста повысилось в
среднем на 30%.
Заключение. Предлагаемая компьютерная обучающая система ОСТЭЛА прошла первые испытания в клинике и может быть использована в целях последипломного образования врачей.

Об авторах

В П Кузнецова

Российская медицинская академия последипломного образования

Российская медицинская академия последипломного образования

Э И Брук

Российская медицинская академия последипломного образования

Российская медицинская академия последипломного образования

О И Ларичев

Российская медицинская академия последипломного образования

Российская медицинская академия последипломного образования

Е В Нарыжный

Российская медицинская академия последипломного образования

Российская медицинская академия последипломного образования

Список литературы

  1. Bordage G. Why did I miss the diagnosis? Some cognetive explanations and educational implications Academic Medicine. 1999; 74 (10): S318-S341.
  2. Gotway M. B. Imaging evaluation of suspected pulmonary embolism. Curr. Probl. Diagn. Radiol. 1999; 28 (5): 129-184.
  3. Добротоворская Т. E., Медынцев Н. M., Швец О. И. Низкомолекулярные гепарины - клиническая эффективность при различных патологических состояниях. Моск. мед. журн. 1997; 5: 33-37.
  4. Janata-Schwatczek К, Weiss К, Reizinger I. Pulmonary embolism. Semin. Thrombos. Hemostas. 1996; 22 (1): 33-52.
  5. Ericsson K. A. The Acquisition of expert perfomance: an introduction to some of the issues. In: Ericsson K. A. (ed.) The road to excellence: The acquisition of experf rerfomance in the arts and sciences, sports and games. Hilisdale, N. J.: Lawrence Eribaum Associates; 1996: 1-51.
  6. Groen G., Patel V. The Relationship between comprehension and reasoning in medical expertise. In: Chi M., Glaser R.,Farr M., eds. The nature of expertise. Hillsdale; N. J.: Lawrence Eribaum Associates; 1988. 287-310.
  7. Ларичев О. И., Мечетов А. И., Мошкович Е. М., ФуремсЕ. М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука; 1989.
  8. Ларичев О. И. Структура экспертных знаний в задачах классификации. Докл. РАН. 1994; 336 (6): 750-752.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Консилиум Медикум", 2003

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Адрес издателя

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

Адрес редакции

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

По вопросам публикаций

  • +7 (926) 905-41-26
  • editor@ter-arkhiv.ru

По вопросам рекламы

  • +7 (495) 098-03-59

 

 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах