Информационная поддержка экипажа воздушного судна на взлетно-посадочных режимах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

С целью снижения стрессовых нагрузок на экипаж разработаны методы оценивания текущего состояния и прогнозирования критических событий. Методы основаны на энергетическом подходе к управлению полетом. Получены алгоритмы прогнозирования возможности безопасного взлета при наличии высотных препятствий на траектории. Введены алгоритмы коррекции прогноза. На режимах посадки или экстренного торможения на взлете найдены алгоритмы вычисления длины тормозного пути в зависимости от состояния взлетно-посадочной полосы. Предложены способы коррекции результатов прогнозирования, учитывающие последовательность и время работы всех средств торможения. Выполнены модельные испытания алгоритмов во всей области эксплуатационных условий.

Об авторах

А. М Шевченко

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Email: shev-chik@yandex.ru
Москва

Б. В. Павлов

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Email: pavlov@ipu.ru
Москва

Г. Н Начинкина

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: nach_gala@ipu.ru
Москва

Список литературы

  1. Авиационные происшествия и инциденты в 1-м квартале 2023 г. http://old.aviamettelecom.ru.
  2. Accidents statistics. http://www.planecrashinfo.com/cause
  3. Borodkin S., Volynchuk A., Ganiev Sh., et al. Modern methods of preventing aircraft overrunning the runway // Научный Вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25. № 02. С. 1-12.
  4. Grebenkin A., Burdun I. Landing under extreme conditions: early safety screening by means of the "pilot-automaton-air-craft-operating environment" system dynamics model // SAE 2019 Aviation Technology Forum. 2019.
  5. Гребенкин А.В., Лушников А.А. Учет человеческого фактора в задачах интеграции ручного и автоматического управления в сложных многофакторных условиях посадки магистрального самолета // Сб. науч. ст. по материалам II Всероссийского форума с международным участием "Академические Жуковские чтения", Воронеж: ВУНЦ ВВС "ВВА", 2022. С. 224-231.
  6. Никифоров С.П. Бортовая система контроля разбега - эффективное средство повышения безопасности взлетов транспортных самолетов // ТВФ № 3-4. 2002. С. 47-54.
  7. Shevchenko A. Some Means for Informational Support of Airliner Pilot // 5th Int. Scientific Conf. on Physics and Control (Physcon 2011). Leon, Spain. 2011. P. 1-5.
  8. Kuznetsov A., Shevchenko A., Solonnikov Ju. The Methods of Forecasting Some Events During the Aircraft Takeoff and Landing // 19th IFAC Symposium on Automatic Control in Aerospace (АСА2013). Germany. 2013. P. 183-187.
  9. Kurdjukov A., Nachinkina G., Shevtchenko A. Energy approach to flight control // AIAA Conf. Navigation, Guidance and Control. AAIA Paper 98-4211. Boston. 1998.
  10. Lambregts A. Vertical Flight Path and Speed Control Autopilot Design Using Total Energy Principles // AIAA Paper 83-2239CP. 1983. P. 559-569.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023