K VOPROSU O PROFESSIONAL'NOY PODGOTOVKE BAKALAVROV EKONOMIChESKOGO NAPRAVLENIYa K PREDPRINIMATEL'SKOY DEYaTEL'NOSTI V SOVREMENNYKh USLOVIYaKh

Abstract


Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики является процесс подготовки бакалавров-экономистов к предпринимательской деятельности в современных условиях. В данной статье рассматривается степень разработанности различных направлений указанного вопроса в отечественной и зарубежной научной литературе, определяются основные проблемы, существующие в системе современного высшего профессионального образования в сфере подготовки экономистов к предпринимательской деятельности. Рассматривается определение понятия «предпринимательская деятельность» с позиции педагогической, социологической и экономической науки. Выделяются основные средства, методы и формы профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в условиях вуза, обосновывается необходимость их использования в педагогическом процессе подготовки указанных специалистов. В работе рассматривается проблема применения механизмов активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах среди студентов экономического направления. Подробно изложены результаты проведенного исследования, направленного на выявление предпринимательской активности студентов. На основе изученных данных описана модель оптимального бизнес-взаимодействия между студентами экономического направления подготовки и вузом. Также приводятся практические рекомендации, направленные на повышение предпринимательской активности студентов в рамках вуза.

Full Text

Актуальность заявленной темы объясняется тем, что в последнее десятилетие все более очевидными становятся изменения, происходящие в структуре общества, которые во многом обусловлены экономическими причинами и являются стимулом и основой причиной необходимости развития адаптационных способностей вузов к непрерывно изменяющимся условиям общества. В связи с этим российское законодательство достаточно мобильно вносит изменения в основные цели и задачи образовательной деятельности высших учебных заведений (особенно имеющих экономический уклон), в частности, вводятся новые требования к методам и методикам преподавания дисциплин и к образовательным стандартам. При этом основополагающим фактором достижения желаемого результата образовательной деятельности вуза является активизация инновационно-предпринимательской деятельности студентов экономического направления. Проблема заключается в том, что в современной образовательной системе отсутствуют четкие методологические рекомендации, направленные на активизацию инновационно-предпринимательской деятельности в вузах среди студентов экономического направления. Целью данной работы является изучение особенностей механизмов активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах среди студентов экономического направления. Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить феномен «предпринимательского университета»; - выявить предпринимательскую активность современного студенчества; - определить оптимальную модель бизнес-взаимодействия между студентами экономического направления подготовки и вузом. Для того чтобы приступить к исследованию заявленной темы, необходимо обратиться к термину «предпринимательский университет», который был сформулирован и раскрыт американским педагогом и исследователем системы высшего образования Бертоном Кларком. По мнению исследователя, главный признак «предпринимательского университета» заключается в отсутствии у его акторов страхов, связанных с коммерциализацией, генерацией и распространением научного знания. Бертон Кларк подчеркивает, что обязательное условие полноценной работы предпринимательского университета - это поиск такого управленческого стиля, который позволял бы обеспечить оптимальное стратегическое взаимодействие актора с внешней средой (Бахор и др. 2015). Перспективы успешного развития предпринимательства в рамках образовательной деятельности вуза в значительной степени связаны с непосредственным желанием и стремлением студентов самостоятельно заниматься бизнесом. Данной проблеме было посвящено исследование, направленное на изучение особенностей предпринимательской активности среди студенчества. В соответствии с полученными результатами можно констатировать следующие выводы. Всего 8% опрошенных студентов имели свой бизнес на время проведения опроса. Около 9% респондентов ответили, что ими предпринимались неуспешные попытки организовать собственное дело. При этом наиболее часто причинами неудачи назывались следующие обстоятельства: отсутствие грамотной консультационной помощи, недостаток предпринимательского опыта, внутрисемейные разногласия относительно вопросов ведения бизнеса, дефицит профессиональных работников, финансовая ограниченность и неумение планировать бизнес-стратегию. О необходимости решения проблемы, связанной с активизацией инновационно-предпринимательской деятельности, говорит следующая статистика. 32% студентов заявили, что планируют в ближайшем будущем заняться организацией своего дела, но недостаток финансовых вложений, большая ответственность и отсутствие бизнес-идеи в достаточной мере сдерживают их. Примечательно, что доля опрошенных студентов, желающих организовать свой бизнес (33%), практически равна доле незаинтересованных этим студентов. Однако было выяснено, что, по мнению большинства респондентов, открытие своего дела на базе вуза не является перспективной идеей. Студенты объясняют неперспективность бизнеса в рамках деятельности вуза невозможностью связать имеющиеся у них идеи с ценностями высшего учебного заведения, ограниченностью возможной прибыли, недостатком необходимого для бизнеса оборудования, нежеланием связывать свою дальнейшую карьеру с учебным заведением. Результаты описанного выше исследования позволяют сделать вывод о том, что активизация инновационно-предпринимательской деятельности в вузах, особенно среди студентов экономического направления, является достаточно актуальной проблемой для дальнейшего развития бизнес-платформы страны. Для мотивации студентов экономического профиля как будущих специалистов экономической деятельности к предпринимательству вузу следует повышать уровень их осведомленности о возможностях, предоставляемых правительством, для открытия и дальнейшего развития собственного бизнеса. В частности, необходимо информировать студентов о возможностях и преимуществах открытия и ведения собственного дела на базе вуза. К таковым возможностям относятся, например, льготные условия при аренде необходимой площади, консультационная и материальная поддержка. Подобный подход к организации предпринимательской деятельности студентов экономического направления подготовки является целесообразным с точки зрения возможности совмещать образовательную деятельность и ведение бизнеса (Амирян 2003). Для активизации инновационно-предпринимательской деятельности студентов экономического направления подготовки высшее учебное заведение должно обеспечить реализацию модели бизнес-взаимодействия, содержащей в себе основные инструменты и механизмы деятельности. Основные механизмы мотивации студентов к инновационно-предпринимательской деятельности в рамках вуз можно разграничить на три группы: - стратегический механизм, реализуемый на базе нескольких принципов. Первый из них - инициатива должна исходить от профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Второй принцип - должна обеспечиваться поддержка и наглядная демонстрация мер, исходящих от руководства вуза, как к его профессорско-преподавательскому составу, так и к студентам; - тактический механизм, под которым подразумевается выделение бизнес-организаций, способных оказать поддержку стартап-проектам, авторами и инициаторами которых являются молодые предприниматели; - комбинированный механизм, который объединяет в себе наиболее значимые направления тактического и стратегического механизмов (Васильева 2007). К ключевым инструментам активизации инновационно-предпринимательской деятельности студентов экономического направления необходимо отнести структурные подразделения высшего учебного заведения (технопарки, например), активные формы обучения (бизнес-тренинги, курсы повышения квалификации студентов, деловые игры), ресурсную поддержку (получение кредитов, применение новейших технологий, материальная база) (Бешкинская 2009). Обобщая вышеизложенную информацию, необходимо отметить некоторые практические рекомендации, направленные на активизацию инновационно-предпринимательской деятельности в вузах. Во-первых, высшему учебному заведению необходимо организовывать для студента такие условия, которые способствовали бы оптимальному совмещению его предпринимательской и образовательной деятельности. К конкретным механизмам обеспечения таких условий относятся разработка индивидуального плана обучения, предоставление льгот для посещения исключительно семинарских/ лекционных занятий, досрочная сдача экзаменов и т. д. Также благоприятные условия для открытия собственного дела студента на базе вуза могут быть достигнуты посредством: привлечения студентов к научно-исследовательской работе, организации льготных условий предоставления требуемых площадей, оказания консультационной поддержки. Отдельно следует отметить эффективность таких стимулирующих мероприятий, направленных на развитие студенческого самоуправления, как семинары, конференции, круглые столы с приглашением наиболее прогрессивных и успешных представителей бизнес-структур. Немаловажным механизмом активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах среди студентов экономического направления является организация тесного взаимодействия учреждения с центром занятости. Такое взаимодействие позволяет обеспечивать регулярные встречи сотрудников центра занятости со студентами вуза. В современной системе экономического образования все более очевидной становится роль сотрудничества вузов с фондами содействия развитию малого предпринимательства и школами молодых предпринимателей. В рамках данного сотрудничества растет информированность студентов в области предоставляемых им возможностей для создания собственного бизнеса, а также обеспечивается развитие необходимых знаний, умений, навыков, а также личных качеств. Анализ современных социально-экономических условий, сложившихся в Российской Федерации за последние десятилетия, наглядно показывает, что процесс дальнейшего формирования рынка труда и рыночных отношений невозможен без развития и совершенствования предпринимательской деятельности. Малое и среднее предпринимательство создает благоприятные условия для эффективного функционирования экономики (происходит развитие конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение потребительского сектора и т. д.), также развитие предпринимательской деятельности положительно сказывается на экономическом развитии государства (приводит к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортных возможностей, более выгодному использованию ресурсов конкретных регионов, созданию малых предприятий). Данные аспекты обуславливают повышенный интерес к предпринимательской деятельности в современных условиях самых разных категорий населения, прежде всего молодежи, что, в свою очередь, определяет повышенные требования к системе высшего профессионального образования в плане эффективной подготовки специалистов экономического направления к предпринимательской деятельности. Современные экономические кризисы, явно отражающиеся на российской экономике, позволяют наглядно увидеть все ее проблемы. Недостаточный уровень профессионализма и компетентности кадров препятствует эффективному развитию предпринимательской деятельности и экономики в целом. От уровня профессиональной и личностной компетентности будущих предпринимателей в значительной мере зависит характер формирования конкурентной среды, использование различных ресурсов, создание новых рабочих мест, уровень инновационной деятельности в современной социально-экономической среде. Предпринимательская деятельность является весьма сложным видом деятельности, о чем свидетельствует объединение в нем трех широких понятий: инвестиций, труда и менеджмента. «В этой связи, с самого начала формирования понятия “предпринимательская деятельность” становится понятно, что предпринимательство представляет собой комплексное всеобъемлющее социально-экономическое явление, включающее в себя разнообразные характеристики, выявленные такими авторами как А.В. Бусыгин, Б. Карлоф, И. Кембел, Ф.М. Русинов, А. Хоскинс, В.Е. Хруцкий и др.), как вида экономической активности, сектора рыночной экономики, процесса создания чего-то нового или инновационного процесса» (Горфинкель 2011: 19-20). Анализ разработанности проблемы подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в теории и практике показал, что к настоящему времени проведены многочисленные исследования по различным аспектам рассматриваемой проблематики. Общие теоретические аспекты предпринимательской деятельности представлены в работах российских ученых Л.И. Абалакина, М.В. Афанасьева, А.В. Бусыгина, В.М. Власовой, С.Ю. Глазьева, З.Г. Голенкова, С.И. Грядова, А.С. Панарина, Н.И. Петракова, Г.Ю. Семигина, И.К. Шевченко, В.Ф. Яковлева и др. Среди зарубежных ученых, занимающихся разработкой данного вопроса, необходимо выделить работы Дж. Тиммонса, И. Кирцнера, Ф. Хайека, Р. Хизрича и др. Развитию профессиональных компетенций у студентов экономических направлений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, посвящены труды К.Р. Абдульгамидова, Н.Ф. Анохиной, С.А. Бешенкова, С.Ю. Богдановой, А.М. Ганина, В.В. Демидова, С.А. Носкова, Т.В. Обуховой, Т.П. Пестряковой, С.Г. Петросян, А.Ф. Шевхужева, И.А. Шаткевич и др. В то же время необходимо отметить, что проблема профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в современных условиях недостаточно рассмотрена в специальной научно-педагогической литературе. Большинство авторов указывают на важность роли высшего профессионального образования в формировании современной предпринимательской деятельности. Таким образом, для дальнейшего роста предпринимательской деятельности в современной России является необходимой ориентация высшего профессионального образования на подготовку высококвалифицированных бакалавров экономического направления, обладающих необходимыми личностными и профессиональными компетенциями. Вместе с тем, по мнению Е.В. Бешкинской, до настоящего времени в недостаточной степени исследованы проблемы изменения требований экономики к содержанию и профессиональной структуре подготовки данной категории специалистов, комплексного развития деятельности системы высшего профессионального образования, направленной на решение данной задачи, характера предпринимательской деятельности в современных условиях, требований к личностным и профессиональным качествам будущих предпринимателей, оценки уровня востребованности образовательных услуг этого направления (Бешкинская 2009). Данные причины обуславливают необходимость дальнейших исследований проблем, связанных с формированием системы профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в современных условиях. В контексте нашего исследования заслуживает отдельного рассмотрения само определение понятия «предпринимательская деятельность», принятое в современной научной литературе. Обобщая результаты анализа психолого-педагогической, социологической и экономической литературы по теме исследования, можно определить предпринимательскую деятельность как «Созидательную, творческую деятельность, основанную на критической конструктивной оценке обеспечения прибыли, где экономическая свобода выступает в качестве права на частную собственность, экономической инициативы заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает потребностям личности» (Бахор и др. 2015). Современная экономическая наука определяет предпринимательскую деятельность как «Инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, либо от имени и под имущественную ответственность юридического лица - фирмы» (Амирян 2003:12). Анализ профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в учреждениях высшего профессионального образования показал, что основными компонентами данного процесса должны быть цель, задачи, закономерности, принципы, основные направления, организационные формы, методы обучения и воспитания, средства и результат (Васильева 2007; Котлинская 1999; Максимова, Максимов 2011). Целью данного процесса будет являться эффективное формирование в процессе обучения в учреждении высшего профессионального образования готовности бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в современных условиях. Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах, которые необходимо решить в процессе обучения бакалавров: - обучение бакалавров-экономистов основам правовых, экономических и психологических аспектов предпринимательской деятельности; - формирование знаний о роли предпринимательской деятельности в процессе исторического развития человечества; - знание социально-экономических основ предпринимательской деятельности в современных российских условиях, ключевых направлениях обеспечения экономической безопасности; - развитие профессионального экономического мышления, формирование навыков делового общения, способностей к нахождению оптимальных стратегий для развития бизнеса, способностей к проявлению основных управленческих функций; - формирование личностных качеств, необходимых для осуществления эффективной предпринимательской деятельности в современных условиях. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров выделяют определенные закономерности, существующие в педагогическом процессе: · закономерности, обусловленные социальными условиями (определенная связь между воспитанием и обучением студентов и конкретными историческими условиями, потребностями общества, уровнем развития экономики, особенностями менталитета и т. д.); · закономерности, обусловленные личностными особенностями человека (формирование личности будущего экономиста, подготовка к профессиональной деятельности находятся в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей студентов); · закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса, организуемого в условиях современного вуза (процесс обучения и процесс воспитания, образования и развития личности находятся в существенной связи друг с другом) (Коджаспирова, Коджаспиров 2001). В качестве исходных средств и методов подготовки в условиях вуза бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности, в том числе в современных условиях, возможно использование педагогических принципов, предложенных М.В. Булановой-Топорковой: - соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов современным требованиям общества и текущему уровню развития экономики, науки и производства; - ориентация системы высшего профессионального образования на развитие личности бакалавра экономического направления; - оптимальное с точки зрения эффективного педагогического процесса сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм организации процесса обучения в учреждении высшего профессионального образования; - рациональное применение современных методов и форм обучения и воспитания, использование принципа системности и принципа сотрудничества субъектов педагогического процесса (Буланова-Топоркова 2002). Как известно, ключевыми направлениями процесса подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности являются теоретическая, практическая и личностная подготовка. Рассматривая содержание профессиональной подготовки бакалавров-экономистов в процессе обучения в учреждении высшего профессионального образования к предпринимательской деятельности, большинство авторов основываются на требованиях Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 - «Экономика и управление на предприятии» и рабочих программ бакалавриата экономического факультета, состоящего из четырех основных блоков. Считается, что критериально высокий уровень овладения бакалаврами экономического направления знаниями, умениями и навыками создает необходимые условия для осуществления эффективной предпринимательской деятельности в современных условиях. Основополагающая роль при этом принадлежит предметному блоку дисциплин и организации профессиональной подготовки в целом. В свою очередь, педагогические работники, привлеченные к планированию и проведению учебного процесса в условиях распределенного доступа, должны не только хорошо разбираться в предмете обучения, но и владеть необходимыми навыками организации учебной деятельности (Ибрагимова, Скобелева 2017: 16-20). Бакалавры-экономисты, изучившие все предметы, предполагаемые данным учебным блоком, должны обладать следующими компетенциями: 1. Иметь представление: · о роли предпринимательской деятельности в процессе исторического развития человечества; · о социально-психологических аспектах предпринимательской деятельности в современных российских условиях; · о процессах коммуникации, необходимых предпринимателю для осуществления эффективной деятельности; · об основных психологических механизмах, оказывающих влияние на принятие управленческих решений; · об основных направлениях обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности; · о культуре и этике в предпринимательской деятельности; · об особенностях менталитета, оказывающих влияние на ведение предпринимательской деятельности в разных государствах. 2. Знать: · основные виды современной предпринимательской деятельности; · атрибуты современной предпринимательской деятельности; · основы общей психологии человека; · ключевые мотивации предпринимательской деятельности; · содержание, цели и средства общения как формы взаимодействия между людьми в процессе предпринимательской деятельности; · личностные качества, способствующие и препятствующие эффективному осуществлению предпринимательской деятельности; · основы менеджмента и эффективного управления бизнес-процессами; · основы технологии продаж; · основы деловой этики. 3. Уметь: · использовать знания когнитивных механизмов в процессе ведения предпринимательской деятельности; · находить необходимые стратегии поведения в конфликтных ситуациях; · применять навыки эффективного целеполагания при планировании предпринимательской деятельности; · выделять в предпринимательской деятельности основные менеджерские функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль; · использовать основы тайм- и стресс-менеджмента в процессе предпринимательской деятельности (Магомедова 2010). Результатом профессиональной подготовки бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности в современных условиях являются современные знания, позволяющие специалисту понимать общие закономерности развития экономики и предпринимательской деятельности, владеть навыками аналитической и управленческой работы в современной предпринимательской организации. Также в рамках профессиональной подготовки бакалавров-экономистов должны быть сформированы навыки анализа современной экономической ситуации, внутренней и внешней бизнес-среды, конъюнктуры рынков и оптимизации бизнес-процессов. Изучение современной литературы по проблеме исследования позволило обобщить и систематизировать некоторые основные критерии для оценки сформированности в процессе обучения компетенций бакалавров экономического направления, необходимых для осуществления эффективной предпринимательской деятельности: - мотивационно-ценностный критерий, предполагающий: соответствующую нравственную и мировоззренческую позицию, идеалы и ценностные ориентации; стремление к совершенствованию бизнес-процессов, понимание сущности социальной ответственности и уважительное отношение к законам и правилам поведения, принятым в данном обществе; адекватность самооценки личности, ее способностей, возможностей и притязаний; мотивы, побуждающие к ведению предпринимательской деятельности; - когнитивный критерий, включающий в себя глубину, систематизированность и прочность знаний социально-экономической и политической обстановки в стране в целом и в предпринимательской деятельности в частности, её специфики и основных тенденций развития; способность к усвоению новых знаний, умений и навыков; степень развития личностного мышления и т. д.; - поведенческий критерий, представляющий собой готовность к организации предпринимательской деятельности в современных условиях, обладание профессиональной активностью, способностью к взаимодействию с различными категориями населения; - личностный критерий, включающий необходимые для эффективной профессиональной деятельности качества: инициативность, решительность, трудолюбие, смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, самостоятельность и внутренняя свобода, гибкость, энергичность и т. д. Указанные критериальные показатели позволяют в достаточной степени оценить сформированность готовности бакалавров экономического направления к предпринимательской деятельности. Таким образом, проблема профессиональной подготовки бакалавров-экономистов к предпринимательской деятельности в современных условиях в различных аспектах функционирования системы труда и рыночных отношений является вполне актуальной и требующей дальнейшего исследования в условиях совершенствования системы высшего профессионального образования.

About the authors

L. A Ibragimova


S. A Mezenova


References

  1. Амирян Д.С. 2003. Исследование социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности и условий ее формирования в процессе вузовской подготовки специалистов: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома.
  2. Бахор Т.А., Лукин В.А., Яковлева Е.Н., Захарова Т.В., Безруких Ю.А., Пильчук М.Д. 2015. Формирование предпринимательской компетентности при подготовке бакалавров педагогического образования // Современные вопросы науки и образования 6, 54-57.
  3. Бешкинская Е.В. 2009. Социально-экономические основы формирования и развития системы профессиональной образовательной подготовки предпринимателей: Дис. ... д-ра экон. наук. М.
  4. Васильева Е.Е. 2007. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 328.
  5. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. 2017. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета 3, 16-20.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. 2001. Педагогический словарь. М.: Академия.
  7. Котлинская Г.П. 1999. Успешная предпринимательская деятельность невозможна без соответствующего экономического образования // Предпринимательство в Белорусии 6, 19-21.
  8. Магомедова Х.Н. 2003. Социально-педагогические условия формирования готовности студентов-экономистов к реализации предпринимательских намерений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала.
  9. Максимова О.Г., Максимов Е.В. 2011. Система подготовки будущих экономистов к предпринимательской деятельности в условиях высшего профессионального образования // Образование и саморазвитие 23. Т. 1, 139-142.
  10. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие для вузов. 2014 / В.Я. Горфинкель (ред.). М.: Вуз. учебник; ИНФРА-М.
  11. Педагогика и психология высшей школы. 2002 / М.В. Буланова-Топоркова (ред.). Ростов н/Д: Феникс.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies