ORGANIZATsIONNO-PEDAGOGIChESKIE USLOVIYa FORMIROVANIYa PROFESSIONAL'NO-PEDAGOGIChESKOY POZITsII U STUDENTOV V PROTsESSE VUZOVSKOY PODGOTOVKI

Abstract


Статья посвящена проблеме формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в процессе обучения в вузе. Цель исследования - изучение выраженности профессионально-педагогической позиции у студентов. В соответствии с целью использовались методы исследования: опросные методы, констатирующий эксперимент. Степень выраженности профессионально-педагогической позиции определялась по методике «Степень выраженности профессионально-педагогической позиции». Исходя из структуры педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой), в качестве основных компонентов профессионально-педагогической позиции личности рассматриваются гностический, коммуникативный, организаторский, проектировочный, конструктивный, а также инновационный и информационный компоненты. По итогам констатирующего эксперимента у студентов выявлена слабая выраженность профессионально-педагогической позиции. Полученные результаты дали основание для создания определенных организационно-педагогических условий формирования профессионально-педагогической позиции у будущих педагогов в учебном процессе. Организационно-педагогические условия подразумевают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, интерактивных лекций и др.

Full Text

Для современной системы высшего образования приоритетной задачей является улучшение качества подготовки специалиста в целях обеспечения его успешной профессиональной карьеры. Повышение профессионализма педагога признается важным направлением государственной образовательной политики. От учителя требуется раскрытие его интеллектуального и нравственного потенциала, сферы личностных смыслов, ценностей, деятельности и отношений. Педагогическое образование, отвечая потребностям времени, изменяет традиционную систему подготовки педагога. Важно готовить не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности (Дементьева 2011). Для формирования профессионализма будущего педагога необходимо выявление и развитие интегральной личностной характеристики, которая служила бы показателем профессионального развития, характеризовала готовность студента к проявлению педагогического мастерства. Такой личностной характеристикой будущего педагога в современных концепциях педагогического образования выступает профессионально-педагогическая позиция. Профессионально-педагогическая позиция определяется как система отношений личности к педагогической деятельности, выражающаяся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлений к инновациям в рамках конкретной профессиональной роли, базирующихся на развитии индивидуального информационного поля и личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности (Ефимова 2004). Наиболее интенсивно становление профессионально-педагогической позиции происходит в периоды профессионального обучения и на начальных этапах собственной профессиональной деятельности. В контексте педагогических исследований профессионализации эти периоды представляют особый интерес, так как за счет высокой динамичности и подвижности содержат реальную возможность влияния на формирующуюся профессионально-педагогическую позицию, выступающую в качестве важной категории, отражающей суть процесса профессионализации (Качалина 2009). Сформированная профессионально-педагогическая позиция рассматривается как необходимое условие осуществления успешной педагогической деятельности, которая сугубо индивидуальна: в одних и тех же ситуациях педагоги выбирают различный стиль деятельности, достигают различных по качеству и уровню педагогических результатов, в зависимости от развития уровня их профессионализма (Борытко 2000). Разработка организационно-педагогических условий формирования профессионально-педагогической позиции, на наш взгляд, позволит обеспечить качественную подготовку будущих педагогов, способных к осуществлению продуктивной педагогической деятельности. Исследование профессионально-педагогической позиции состоит из двух этапов. Первый этап работы (констатирующий эксперимент) посвящен изучению выраженности профессионально-педагогической позиции у студентов. Второй этап (формирующий эксперимент) направлен на организацию педагогических условий формирования профессионально-педагогической позиции у студентов. В исследовании приняли участие бакалавры направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю «Безопасность жизнедеятельности»Великолукской государственной академии физической культуры и спорта. Для выявления степени выраженности профессионально-педагогической позиции у студентов использовались модифицированные методики Е.В. Конеевой, С.В. Ефимовой (Конеева, Ефимова 2001,2004) «Степень выраженности профессионально-педагогической позиции». Полученные результаты ранжировались по реальной самооценке предпочтения. Исходя из структуры педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой), в качестве основных компонентов профессионально-педагогической позиции личности рассматриваются гностический, коммуникативный, организаторский, проектировочный, конструктивный, а также инновационный и информационный компоненты. По общему рейтингу блоков профессионально-педагогической позиции можно заключить, что на первое место по значимости студенты поставили коммуникативный блок, на второе - организационный, на третье - гностический, на четвертое - конструктивный, на пятое - проектировочный, на шестое - информационный, и завершающее седьмое место занял инновационный блок. Содержание каждого блока состоит из десяти показателей. Анализу подверглись только показатели, набравшие наибольшее и наименьшее количество баллов (максимальное значение 10 баллов). Обсуждение полученных результатов начнем с коммуникативного блока, так как именно этому блоку студенты 2 курса отдают предпочтение. Респонденты наиболее высоко оценили отношение к таким показателям как: «формировать у учащихся навыки коллективной деятельности и группового общения» (7,26 балла), «находить индивидуальный подход к каждому члену коллектива» (7,12 балла), «создавать благоприятную эмоциональную атмосферу» (7,04 балла). Можно предположить, что студенты, отдав предпочтение этим показателям, руководствовались сложившимся у них представлением об общении между педагогом и учеником, учеником и коллективом, полученным в школьные годы. Для них важно умение устанавливать эмоциональный контакт, понимать психологическое состояние ученика. Такие показатели блока как «участвовать в общественной жизни коллектива» и «управлять своими действиями и действиями учеников» не нашли должного внимания у студентов и заняли девятое и десятое место. В то время как заинтересованность в общественной жизни, формирование групповой сплоченности являются важным условием коммуникативной деятельности педагога. При рассмотрении результатов оценивания студентами отношения к организаторской деятельности выявлена следующая последовательность показателей: на первом месте - «организация собственной деятельности и поведения» (6,88 балла), на втором - «организация деятельности и поведения учащихся» (6,84 балла), на третьем - «организация себя на самосовершенствование» (6,62 балла). Выявленная «подборка» видов организаторской деятельности говорит о том, что студенты довольно ясно понимают роль организаторской деятельности в педагогической работе. Тем не менее, такие виды деятельности как «организовать передачу учебной информации» и «организовать внеклассную работу» студенты отодвинули на девятое и десятое место. Скорее всего, это связано с тем, что второкурсники еще не имеют определенных знаний о том, как организуются эти виды педагогической деятельности и не имеют опыта организации педагогического процесса. Анализ результатов оценивания студентами своего отношения к показателям гностического компонента профессионально-педагогической позиции выявил, что на первое, второе, третье места выдвинуты следующие показатели: «умение анализировать результаты собственной деятельности» (6,78 балла), «умение видеть недостатки собственной деятельности» (6,22 балла), «умение понимать причины своих неудач и промахов» (5,98 балла). Отметим, что прослеживается явное доминирование рефлексивно-оценочных показателей. На девятое и десятое место «ушли» такие виды как: «владение методами контроля за эффективностью учебного процесса» и «умение визуально определять подготовленность класса к уроку». Можно констатировать, что студенты имеют слабое представление о средствах и методах обучения, о том, что правильно подобранные методики обучения будет напрямую влиять на эффективность учебного процесса. Гностический компонент в структуре педагогической деятельности является приоритетным, т. к. именно знания являются главным источником успешности профессиональной деятельности. Картина ранжирования компонентов по конструктивному блоку у студентов такова: «заранее определить и сформировать цель предстоящей работы» (6,54 балла), «предварительно планировать свою деятельность на уроке» (6,16 балла), «составлять программу деятельности учащихся по усвоению нового материала» (5,96 балла). Предпоследнее и последнее место заняли показатели: «продумывать развитие творческой активности» и «заранее продумывать рациональное использование имеющего инвентаря, ТСО, подручных средств». Показатели проектировочного блока профессионально-педагогической позиции студенты оценили в следующем порядке: первое место отдано «планированию учебно-воспитательного процесса» (6,14 балла), второе место - «планированию и корректированию своей деятельности и деятельности учащихся (6,2 балла), третье - «прогнозированию результатов воздействия учебно-воспитательного процесса» (5,76 балла). Значимость других видов проектировочной деятельности для студентов слабо выражена. Скорее всего, это связано с тем, что способность сделать проектные «заделы» сегодня и спроектировать будущие «педагогические эффекты» во времени - сложная задача для любого профессионала. Подобные умения развиваются в течение всей профессионально-педагогической деятельности, поэтому «стратегическое» видение следует формировать у студентов с первых курсов обучения в вузе. В ходе исследования информационного блока получены следующие результаты. Наиболее важными составляющими для студентов стали «удовлетворение своих информационных потребностей» (6,04 балла), «развитие навыков работы с различными каналами получения информации» (5,78 балла), «умение собирать, анализировать и обобщать информацию» (5,54 балла). По сути, для студентов 2 курса важен алгоритм информационных действий, позволяющий находить в информационном поле лишь материалы, заданные преподавателем для подготовки к занятиям. Такие важные составляющие информационного блока как: «организовать передачу учебной информации», «заниматься самостоятельной познавательной деятельностью», «создавать условия, активизирующие информационную активность» не являются для студентов приоритетными. В то время как именно эти составляющие информационного компонента формируют информационную грамотность специалиста, развивают способность определять важность интересующих информационных материалов по направленности, активизируют познавательную деятельность, способствуют творческой активности при решении различных педагогических задач. Правильно организованная работа с каналами получения информации является важным условием саморазвития будущего педагога. Приоритетными показателями инновационного блока для студентов являются: «развитие новых идей, способствующих улучшению работы» (6,0 баллов), «обобщение и внедрение передового опыта» (5,74 балла), «оценивание и использование результатов научных исследований» (5,33 балла). Несомненно, отмеченные показатели являются важными для студентов, т. к. многочисленные преобразования, происходящие в сфере образования, достижения передовой педагогической практики являются важными ориентирами в педагогической деятельности. Тем не менее, такие показатели как: «привязывать нововведения к своим условиям деятельности» и «создавать условия, повышающие творческую атмосферу» заняли предпоследнее и последнее место в рейтинге. Возможно, это связано с тем, что у второкурсников нет четкого понимания того, что от их умения использовать инновационные подходы, выбирать нужные ориентиры, предлагать новые идеи будет зависеть эффективность их будущей педагогической деятельности. По итогам констатирующего эксперимента у студентов выявлена разная степень выраженности функциональных компонентов, составляющих профессионально-педагогическую позицию, что в целом говорит о ее слабой выраженности. Полученные результаты дают основание для создания определенных организационно-педагогических условий по формированию профессионально-педагогической позиции у будущих педагогов. Качество подготовки студентов во многом определяется набором тех дисциплин, которые они изучают. В контексте нашего исследования формирование профессионально-педагогической позиции будет осуществляться в курсе преподавания педагогики, которая вооружает студентов профессиональными знаниями об особенностях воспитания людей, о развитии новейших технологий и эффективных методик обучения, развивает умения прогнозировать, проектировать и осуществлять педагогический процесс. Модуль «Педагогика» относится к базовой части учебного плана образовательной программы подготовки бакалавров направления 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и выстроен в логической последовательности изучаемых педагогических дисциплин: «История педагогики и образования», «Общие основы педагогики», «Теория обучения» и «Теория воспитания». При определении организационно-педагогических условий для формирования профессионально-педагогической позиции у студентов необходимо учитывать «сплав» традиций и новаций в учебном процессе. В этой связи дидактическая наука располагает большим «арсеналом» методов и средств обучения. «Конструкт» организационно-педагогических условий подразумевает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий по педагогике. В лекционном курсе предполагается использование лекций проблемного характера нескольких вариантов: бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-дискуссия, лекция-визуализация. Использование данной группы методов в процессе обучения позволит побудить к учебному действию даже самого пассивного студента, раскрыть его индивидуальные особенности и способности, включить в условия решения проблемных ситуаций, расширить и углубить знания и одновременно развить практические умения и навыки. Для формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в ходе семинарских занятий предполагается использование интерактивных методик: «мастер-класс», «аквариум», педагогическая технология «анализ конкретных ситуаций», «круглый стол», деловые и ролевые игры, интерактивные занятия с применением аудио- и видеоматериалов. Сегодня невозможно представить учебный процесс без применения интерактивных методов обучения, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Эффективной формой формирования профессионально-педагогической позиции у студентов в образовательном процессе могут служить электронные образовательные ресурсы. Методами работы с информацией могут быть: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет; подготовка вопросов к тексту; составление схем, таблиц; анализ и обобщение информации; подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций (Муллина 2016).Потенциал использования электронных образовательных ресурсов и социальных сетей связан с повышением интереса студентов к работе с интерактивными web-ресурсами, что повышает научную активность студентов, ведет к качеству приобретаемого образования и его успешной профессиональной реализации (Сайфутдинова 2016). Стимулировать формирование профессионально-педагогической позиции студент сможет и в условиях самостоятельной работы, которая способна обеспечить самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда (Гречухина, Меренков 2016). Таким образом, предложенные организационно-педагогические условия позволяют обеспечить формирование профессионально-педагогической позиции в процессе вузовского обучения. Применение активных и интерактивных методов обучения в учебном процессе будет способствовать: эвристическому поиску оптимальных решений педагогических задач; овладению проектированием педагогической деятельности; развитию у студентов педагогических способностей; получению научных знаний, профессионально значимых умений и навыков педагога; формированию функциональных компонентов педагогической деятельности: гностического, коммуникативного, организаторского, проектировочного, конструктивного, инновационного и информационного. Разработанная система самостоятельной работы студентов, основанная на исследовательском характере, будет способствовать развитию информационно-познавательных умений, заставляя студентов обращаться к поиску необходимых профессионально-педагогических знаний. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во время обучения в вузе у студентов должна формироваться профессионально-педагогическая позиция как целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, т. е. профессиональные компетенции.

About the authors

S. V Efimova


References

  1. Борытко Н.М. 2000. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена.
  2. Дементьева М.А. 2011. Профессиональная позиция учителя - залог успешности в педагогической деятельности //Теория и практика общественного развития7,178.
  3. Ефимова С.В. 2004. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск.
  4. Качалина Е.Б. 2009. Становление и развитие профессиональной позиции студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук. М.
  5. Конеева Е.В. 2001. Формирование педагогической позиции специалиста по физической культуре в процессе вузовской подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук. М.
  6. Меренков А.В., Куньщиков С.В., Гречухина Т.И., Усачева А.В., Вороткова И.Ю. 2016. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
  7. Муллина Э.Р. 2016. Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных образовательных ресурсов // Международный журнал экспериментального образования 1, 94-97.
  8. Сайфутдинова Г.Б. 2016. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики 11 (65). Ч. II. Тамбов: Грамота, 197-200.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies