Искаженное правосознание и традиционные российские духовно-нравственные ценности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье освещается проблематика различных проявлений искаженного правосознания в Российской Федерации и их влияние на состояние духовно-нравственных ценностей. Подчеркивается деструктивный характер проникновения деформированных позиций в законодательство и юридическую практику нашей страны, ставится акцент на необходимости комплексного воспитания населения в свете традиционных правовых и моральных начал. Показано, что наличие единых духовных начал и ценностей, выступающих в качестве объединяющих факторов, находится в одном ряду с политической и экономической стабильностью и обеспечивают ее. Делается вывод о том, что традиционные российские духовно-нравственные ценности – это наш культурно-исторический и социально-психологический код, наша «комбинированно-конструктивная» идеология, противодействующая идеологии деструктивной.

Об авторах

А. В. Малько

Поволжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Автор, ответственный за переписку.
Email: alex25-58@mail.ru
410003 г. Саратов, ул. им. Радищева А. Н., д. 55

А. Н. Зрячкин

Саратовская государственная юридическая академия

Email: alnikol@yandex.ru
410056 г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 104

А. А. Мусаткина

Тольяттинский государственный университет

Email: alamus13@yandex.ru
445020 Самарская обл., г. Тольятти, Белорусская ул., д. 14

Список литературы

  1. Алексеев С. В. Законодательство обладает признаками субъективизма и во многом зависит от уровня законодателя // Закон. 2012. № 6. С. 30–34.
  2. Аленькова Ю. В. Инфантилизм в парадигме советской и постсоветской культуры // Куляшоўскія чытанні – 2017: матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. Магілеўскі дзяржаўны універсітэт імя А. А. Куляшова. 2017. С. 21–27.
  3. Байтасов Р. Р. Правовой нигилизм и релятивизм сотрудников правоохранительной системы, как факторы, сдерживающие построение гражданского общества в стране // Архонт: электронный науч. журнал: [сайт]. 2019. № 3 (12). С. 73–82.
  4. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 482.
  5. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 61.
  6. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2021. С. 215.
  7. Горбань В. С., Нерсесянц А. В. Духовно-религиозные истоки отечественного правосознания // Труды ИГП РАН. 2024. Т. 19. № 5. С. 53–78.
  8. Емельяненко В., Новоселова Е., Яковлева Е. Лайки для собачьего сердца. Почему скандальные трансгендерные темы навязываются возмущенному обществу // Росс. газ. 2021. 8 июля.
  9. Жинкин С. А. Роль права как средства сохранения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей: некоторые аспекты // Юрид. наука. 2025. № 1. С. 8.
  10. Казанцев А. Полиция прокомментировала цыганскую свадьбу между детьми в Астраханской области // Росс. газ. 2025. 25 янв.
  11. Короткова О. А., Терентьева Н. Ю., Терентьев Д. Е. Субъективизм при проведении экспертизы законодательства // Вестник Калужского ун-та. 2023. № 3 (60). С. 30–32.
  12. Кроткова Н. В., Орехова Т. Р. Межвузовская научно-практическая конференция «Традиционные духовно-нравственные ценности как основа правового развития в XXI веке» // Государство и право. 2023. № 3. С. 194.
  13. Куликов В. Научат главному. Именитые правоведы и философы предложили преподавать Конституцию в школе // Росс. газ. 2022. 12 дек.
  14. Кунц Д. А. Правосознание: понятие и сущность. Особенности становления правосознания на примере правосознания юристов // NovaUm.Ru. 2017. № 7.
  15. Липинский Д. А., Иванов А. А. Правосознание и юридическая аномия // Юрид. наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2024. № 3 (67). С. 116.
  16. Малиновский А. А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правового сознания // Правоведение. 2008. № 6 (281). С. 171–181.
  17. Малько А. В. Юридическая аномия: понятие и соотношение со схожими категориями // Государство и право. 2024. № 1. С. 9.
  18. Малько А. В., Липинский Д. А., Иванов А. А. Правовая культура, антикультура и юридическая аномия // Основы теории юридической аномии / под ред. Д. А. Липинского. М., 2025. С. 215–217.
  19. Мамаева М. Э. Формирование духовно-нравственных ценностей молодежи, наследуя моральные ценности старшего поколения // Наука в современном мире: тео- рия и практика. 2016. № 1 (4). С. 56–58.
  20. Микешина Л. А. Релятивизм как эпистемологическая проблема // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 1. № 1. С. 53.
  21. Минакова С. С., Николаева А. А. Субъективизм учителя как фактор конфликтности // Дискурс. 2019. № 12 (38). С. 69–79.
  22. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 253.
  23. Поздняков В. М., Петров В. Е., Деулин Д. В. Ценностные ориентации у лиц, совершающих преступления экономической направленности и в сфере компьютерной информации // Психология и право. 2024. Т. 14. № 1. С. 168–182.
  24. Савенков А. Н. Национальное политико-правовое развитие и основные идеи философии права в России (часть 1) // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. № 4. С. 17–43.
  25. Самигуллин В. К. Правосознание: корень добра и справедливости. Уфа, 2015.
  26. Стругова Е. В. О правосознании и его деформации // Юрид. наука. 2016. № 1. С. 41–48.
  27. Тен Ю. П. Место и роль символа в современной культуре // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2007. № 6. С. 14.
  28. Титенко Ю. Е., Чекулаев С. С. Влияние культурного релятивизма на институт брака: сравнительно-правовой анализ семейного законодательства Российской Федерации и стран Азии // Дневник науки. 2021. № 1 (49). С. 61.
  29. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168–179.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025