Гражданское общество, «гражданская теология» и политическая мораль Августина: компаративный анализ с античными учениями
- Авторы: Храмешин С.Н.1
-
Учреждения:
- Славяно-Греко-Латинская академия
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 111-118
- Раздел: Правовая, политическая, философская и религиозная мысль
- URL: https://ter-arkhiv.ru/1026-9452/article/view/648731
- DOI: https://doi.org/10.31857/S102694520019728-1
- ID: 648731
Цитировать
Аннотация
Исследование посвящено компаративному анализу понятий «гражданское общество», «гражданская теология» в соотношении политической морали блаженного Августина Аврелия с античными учениями. В статье производится попытка герменевтического анализа часто используемого в теории государственно-правовых учений понятия гражданского общества. Устанавливаются отличия между языческим римским пониманием справедливости и предлагаемым блаженным Августином, основанном на Священном Писании как основе государственно-правовых отношений в античном обществе: по мнению Августина, настоящая причина, по которой классическая философия делает невозможным воспитание добродетельных людей и ведет к саморазрушению, заключается не в том, что она нерелигиозна, а в том, что она выражается в неправильной и неверной концепции божества. И это наиболее очевидно в языческом политеизме. Поэтому ясно, что Августин в своей попытке определить гражданское общество следует классической традиции, подчеркивая её существенное согласие со Священным Писанием. Его главная оппозиция античным философам-язычникам касается не столько их учения о естественных идеалах гражданского общества и необходимости существования правосудия внутри него, сколько их неспособности достичь единого справедливого общества.
Об авторах
Сергей Николаевич Храмешин
Славяно-Греко-Латинская академия
Автор, ответственный за переписку.
Email: gospravo@igpran.ru
Российская Федерация, Москва
Список литературы
- Аврелий Августин. Письма // Letters of St. Augustine of Hippo [Electronic resource] // New Advent. 2020. URL: https://www.newadvent.org/fathers/1102.htm (дата обращения: 03.02.2020)).
- Белов В.Н., Сеземан В.Э. Этика Платона и проблема зла // Кантовский сборник. 2010. № 1 (31). С. 75–89.
- Блаженный Августин. Творения: в 4 т. / cост. и подгот. текста к печати С.И. Еремеева. Т. 3. О граде Божием. Кн. I–ХIII; т. 4. О граде Божием. Кн. ХIV–ХХII. СПб.; Киев, 1998.
- Цицерон. О государстве // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах / пер. с лат. В.О. Горенштейн; изд. подгот. И.Н. Веселовский и др. М., 1994. С. 7–88.
- Чистякова О.В. Философские смыслы человека в греко-византийской патристике // Вопросы философии. 2021. № 8. С. 142–152.
- Arquillière Η.-X. L'augustinisme politique: Essai sur la formation des theories politiques du Moyen Âge. Paris, 1972. P. 102.
- Funkenstein Α. Théologie et imagination scientifique du Moyen Age au XVII siècle. Paris, 1995. P. 291, 292.
- Glotz G. Η ελληνική “πόλις” / μτφρ. Α. Σακελλαρίου. Αθήνα, 1989.
- History of political philosophy / L. Strauss, J. Cropsey (eds.). Chicago, 1987. P. 183, 184.
- Khrameshin S. Theological foundations of treatise “The city of God” by Aurelius Augustine // Palarch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020. Vol. 17. No. 7. P. 8029–8042.
- Lenox-Conyngham Α. Ambrose and philosophy // Christian faith and Greek philosophy in late antiquity. Leiden, 1993. P. 112–128.
- MacMullen R. Corruption and the decline of Rome. New Haven, 1988. XII.
- Νίσμπετ Ρ. Κοινωνική αλλαγή και ιστορία. Αθήνα, 1995. Σ. 97–105.
- Peterson Ε. Der Monotheismus als politisches Problem: Ein Beitrag zur Geschichte der politischen Theologie im lmperium Romanum // Peterson Ε. Theologische Traktate. München, 1951. S. 45–147.
- Straub J. Regeneratio imperii. Aufsätze über Roms Kaisertum und Reich im Spiegel der hiednischen und christlichen Publizistik. Darmstadt, 1972. S. 271–295.
Дополнительные файлы
