Гражданское общество, «гражданская теология» и политическая мораль Августина: компаративный анализ с античными учениями

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследование посвящено компаративному анализу понятий «гражданское общество», «гражданская теология» в соотношении политической морали блаженного Августина Аврелия с античными учениями. В статье производится попытка герменевтического анализа часто используемого в теории государственно-правовых учений понятия гражданского общества. Устанавливаются отличия между языческим римским пониманием справедливости и предлагаемым блаженным Августином, основанном на Священном Писании как основе государственно-правовых отношений в античном обществе: по мнению Августина, настоящая причина, по которой классическая философия делает невозможным воспитание добродетельных людей и ведет к саморазрушению, заключается не в том, что она нерелигиозна, а в том, что она выражается в неправильной и неверной концепции божества. И это наиболее очевидно в языческом политеизме. Поэтому ясно, что Августин в своей попытке определить гражданское общество следует классической традиции, подчеркивая её существенное согласие со Священным Писанием. Его главная оппозиция античным философам-язычникам касается не столько их учения о естественных идеалах гражданского общества и необходимости существования правосудия внутри него, сколько их неспособности достичь единого справедливого общества.

Об авторах

Сергей Николаевич Храмешин

Славяно-Греко-Латинская академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: gospravo@igpran.ru
Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Аврелий Августин. Письма // Letters of St. Augustine of Hippo [Electronic resource] // New Advent. 2020. URL: https://www.newadvent.org/fathers/1102.htm (дата обращения: 03.02.2020)).
  2. Белов В.Н., Сеземан В.Э. Этика Платона и проблема зла // Кантовский сборник. 2010. № 1 (31). С. 75–89.
  3. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. / cост. и подгот. текста к печати С.И. Еремеева. Т. 3. О граде Божием. Кн. I–ХIII; т. 4. О граде Божием. Кн. ХIV–ХХII. СПб.; Киев, 1998.
  4. Цицерон. О государстве // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах / пер. с лат. В.О. Горенштейн; изд. подгот. И.Н. Веселовский и др. М., 1994. С. 7–88.
  5. Чистякова О.В. Философские смыслы человека в греко-византийской патристике // Вопросы философии. 2021. № 8. С. 142–152.
  6. Arquillière Η.-X. L'augustinisme politique: Essai sur la formation des theories politiques du Moyen Âge. Paris, 1972. P. 102.
  7. Funkenstein Α. Théologie et imagination scientifique du Moyen Age au XVII siècle. Paris, 1995. P. 291, 292.
  8. Glotz G. Η ελληνική “πόλις” / μτφρ. Α. Σακελλαρίου. Αθήνα, 1989.
  9. History of political philosophy / L. Strauss, J. Cropsey (eds.). Chicago, 1987. P. 183, 184.
  10. Khrameshin S. Theological foundations of treatise “The city of God” by Aurelius Augustine // Palarch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. 2020. Vol. 17. No. 7. P. 8029–8042.
  11. Lenox-Conyngham Α. Ambrose and philosophy // Christian faith and Greek philosophy in late antiquity. Leiden, 1993. P. 112–128.
  12. MacMullen R. Corruption and the decline of Rome. New Haven, 1988. XII.
  13. Νίσμπετ Ρ. Κοινωνική αλλαγή και ιστορία. Αθήνα, 1995. Σ. 97–105.
  14. Peterson Ε. Der Monotheismus als politisches Problem: Ein Beitrag zur Geschichte der politischen Theologie im lmperium Romanum // Peterson Ε. Theologische Traktate. München, 1951. S. 45–147.
  15. Straub J. Regeneratio imperii. Aufsätze über Roms Kaisertum und Reich im Spiegel der hiednischen und christlichen Publizistik. Darmstadt, 1972. S. 271–295.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023