О генерации звука поездами метро при торможении и метод его подавления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Проанализированы причины акустического шума, возникающего при торможении электротранспорта, в частности, метро. Измерен спектр такого шума и показано, что высокочастотные дискретные тоны возбуждаются тормозными резисторами, применяемыми для электродинамического торможения электротранспорта. Рассмотрены три возможных механизма электромеханического взаимодействия в фехралевой пластине, являющейся элементом тормозного резистора: сила Ампера, линейная и нелинейная магнитострикция. Показано, что преобладание нечетных гармоник свидетельствует о наличии у фехралевого сплава значительного пьезомагнитного эффекта и обратного к нему эффекта линейной магнитострикции. На основе феноменологического подхода рассчитаны элементы пьезомагнитного тензора фехраля. Проведенные методом конечных элементов расчеты показали, что введение в пластину несимметричных разрезов может привести к значительному снижению интенсивности возбуждаемых тормозным резистором акустических колебаний.

Об авторах

С. Г. Сучков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

В. Я. Явчуновский

НПФ Этна Плюс

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

А. И. Тимофеев

НПФ Этна Плюс

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

В. А. Николаевцев

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: nikolaevcev@ya.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

Д. С. Сучков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

В. В. Третинников

НПФ Этна Плюс

Автор, ответственный за переписку.
Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

Список литературы

  1. Комплект электрооборудования асинхронного тягового привода вагонов метрополитена КАТП-4: Руководство по эксплуатации 7651.39.00.001 РЭ, 2018. 274 с.
  2. Каталог фирмы Avek Global (URL: https://avglob.org/spiral-fehral-h23yu5t.html. Дата обращения 18.03.2023 г.)
  3. Тимофеев А.И., Машков И.В., Корнев И.А., Соколов М.А., Бессонова Н.С. Силовой резистор // Патент России № 2685224C1. 2019. Бюл. № 11.
  4. Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Радио и связь, 1986. 512 с.
  5. Fletcher H., Munson W.A. Loudness, its definition, measurement and calculation // J. Acoust. Soc. Am. 1933. V. 5. № 5. P. 82–108. https://doi.org/10.1002/j.1538-7305.1933.tb00403.x
  6. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика: Электродинамика сплошных сред. М.: Наука, 1982. 621 с.
  7. Davino D., Giustiniani A., Visone C., Adly A. Experimental analysis of vibrations damping due to magnetostrictive based energy harvesting // J. Appl. Phys. 2011. V. 109. № 7. 07E509. https://doi.org/10.1063/1.3545798
  8. Colussia M., Bertoa F., Morib K., Naritac F. Strain Energy Density Based Assessment of Cracked Terfenol-D Specimens Under Magnetic Field and Different Loading Rates // Procedia Structural Integrity. 2016. V. 2. P. 1837–1844. https://doi.org/10.1016/j.prostr.2016.06.231
  9. Balke H., Suchaneck G. Commentary: On the linear coupling of mechanical and magnetic fields in magnetoelectrical composites // AIP Advances. 2017. V. 7. 060901. https://doi.org/10.1063/1.4986212
  10. Dapino M.J. Magnetostrictive Materials: Their Use in Smart Structure Applications. Chapter in book: Encyclopedia of Smart Materials, 2002. 39 p. https://doi.org/10.1002/0471216275.esm051

Дополнительные файлы


© С.Г. Сучков, В.Я. Явчуновский, А.И. Тимофеев, В.А. Николаевцев, Д.С. Сучков, В.В. Третинников, 2023