О стратегии развития фармацевтической промышленности и формировании технологического суверенитета России в контексте перспектив евразийского партнерства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируется влияние санкций на развитие фармацевтической отрасли России и возможные риски на перспективу в контексте развития евразийской интеграции. Проанализированы результаты реализации стратегий развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020» и первого года «Фарма-2030» на основе оценки основных показателей, характеризующих происходящие трансформации в фармацевтической отрасли. Показано, что Россия может достичь технологического суверенитета благодаря ускорению модернизации существующих производственных мощностей, созданию современных фармацевтических предприятий полного цикла и использованию научно-технического потенциала для разработки собственных инновационных лекарств. Отмечается, что, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность и стать лидером в технологиях, России следует укрепить взаимодействие в рамках региональных интеграционных объединений на всем Евразийском континенте. Предполагается, что определенные аспекты нормативно-правовой базы ЕАЭС будут способствовать активному стимулированию развития фармацевтической индустрии. В работе также представлен обзор достижений России и стран-участниц ЕАЭС в этой сфере.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Валентина Доржиева

ФГБУН Институт экономики РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvdorzhieva@inecon.ru

кандидат экономических наук, доцент, заведующий Центром инновационной экономики и промышленной политики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Экономика России в условиях новых вызовов: от адаптации к развитию. Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2023. 132 c.
  2. Доржиева В.В. Фармацевтическая промышленность: последствия влияния международных санкций и результаты перезагрузки на технологическую независимость // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 5595–5604. https://doi.org/10.18334/epp.13.12.120006
  3. Доржиева В.В. Государственная политика импортозамещения как фактор развития фармацевтической промышленности России: влияние санкций и шаги к успеху // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 68–78. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_6_68_78
  4. Фармацевтический рынок России 2023 / DSM Group. URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13 (дата обращения: 22.06.2024).
  5. Фармацевтический рынок России 2022 / DSM Group. URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13 (дата обращения: 22.06.2024).
  6. Доржиева В.В. Развитие сектора исследований и разработок фармацевтической промышленности в условиях международных антироссийских санкций // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 4. С. 2269–2282. https://doi.org/10.18334/vinec. 13.4.119770
  7. Акаева С.А. Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития // Экономические стратегии. 2018. № 2. С. 218–227.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444820/ (дата обращения: 22.06.2024).
  9. Доржиева В.В. Стратегия новой индустриализации фармацевтической промышленности: национальные приоритеты и новые вызовы // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. № 2 (240). С. 198–215. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-240-2-198-215
  10. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/c50c8e04fc20b142c896bee42b5e3cf279f47baa/ (дата обращения: 22.06.2024).
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности”». / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162187/336467dab1f1234d50196039885ded30d580e5c5/#dst7410 (дата обращения: 22.06.2024).
  12. Промышленное производство в России / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13225 (дата обращения: 22.06.2024).
  13. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2023 № 1495-р «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/ (дата обращения: 22.06.2024).
  14. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/a80818c7d9593b31dbd0d3418aec02298bd57d6d/ (дата обращения: 22.06.2024).
  15. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189815/ (дата обращения: 22.06.2024).
  16. Иващенко А. Стратегия «Фарма-2030» требует более амбициозных целей для обеспечения технологического суверенитета / ХИМРАР. 14.06.2024. URL: https://chemrar.ru/andrej-ivashhenko-strategiya-farma-2030-trebuet-bolee-ambicioznyx-celej/ (дата обращения: 22.06.2024).
  17. «Фарма-2030» – шанс для дальнейшего развития отечественной фармы в интересах пациентов / PHARMEDU. 20.06.2023. URL: https://pharmedu.ru/publication/farma-2030-shans-dlya-dal-nejshego-razvitiya-otechestvennoj-farmy-v-interesah-pacientov (дата обращения: 22.06.2024).
  18. Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2024 № 753-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_474377/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 22.06.2024).
  19. Батенева Т. «Фарма-2020» дала импульс к развитию отечественной фарминдустрии / Российская газета. 07.10.2018. URL: https://rg.ru/2018/10/07/farma-2020-dala-impuls-k-razvitiiu-otechestvennoj-farmindustrii.html (дата обращения: 22.06.2024).
  20. Гусев А.Б., Юревич М.А. Фармацевтический суверенитет России: проблемы и пути достижения // Terra Economicus. 2023. Т. 21. № 3. С. 17–31. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2023-21-3-17-31
  21. Волгина Н.А. «Звеньевая» реструктуризация глобальных фармацевтических цепочек под влиянием пандемии COVID-19 // Вестник МГИМО Университета. 2022. № 15 (1). С. 126–142. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-126-142
  22. IQVIA. Россия и СНГ / IQVIA Inc. URL: https://www.iqvia.com/ru-ru/locations/russia (дата обращения: 22.06.2024).
  23. Trade statistics for international business development / International Trade Centre (ITC). URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 22.06.2024).
  24. Статистика внешней и взаимной торговли / Евразийская экономическая комиссия. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/ (дата обращения: 22.06.2024).
  25. Статистика ЕАЭС / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.06.2024).
  26. Формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий / ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/deptexreg/formirovanie-obshchikh-rynkov/ (дата обращения: 22.06.2024).
  27. Шахназаров Б.А. Фармакопея ЕАЭС как гармонизирующая основа требований к качеству лекарственных средств в ЕАЭС и за его пределами // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 11. С.183–193. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.144.11.183-193
  28. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172765/ (дата обращения: 22.06.2024).
  29. О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза. Аналитический доклад. М.: Коллегия Евразийской экономической комиссии. 2022. 58 с. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
  30. Широкова И. Экспорт как точка роста отечественной фарминдустрии // Ремендиум. 2019. № 7–8 (268–269). С. 79–81. URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1119 (дата обращения: 22.06.2024).
  31. О состоянии рынка фармацевтических субстанций Евразийского экономического союза. Аналитический доклад. М.: Евразийская экономическая комиссия. 2021. 44 с. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/b16/Analyz_substancii_2020.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
  32. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84 / 2023 [А.В. Точин, Т.М. Алиев, Е.С. Чимирис, А.Э. Безруков, К.С. Кузьмичев, Н.С. Пыжиков, Е.В. Стоянова; под ред. Е.О. Карпинской, Ю.Ю. Мельниковой, А.П. Александрова, С.М. Гавриловой]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2023. 78 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика развития фармацевтического рынка ЕАЭС в 2018–2023 гг.

Скачать (118KB)
3. Рис. 2. Разграничение полномочий ЕАЭС в сфере обращения лекарственных средств

Скачать (117KB)
4. Рис. 3. Динамика производства фармацевтической продукции в странах ЕАЭС в 2017–2023 гг., млн долл.

Скачать (67KB)

© Российская академия наук, 2024