Специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в ситуации обучения: айтрекинг-исследование
- Авторы: Смирнова Я.К.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 46, № 3 (2025)
- Страницы: 73-86
- Раздел: Психология развития
- URL: https://ter-arkhiv.ru/0205-9592/article/view/688377
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225030072
- ID: 688377
Цитировать
Полный текст



Аннотация
В статье рассматривается проблема последствий ранней слуховой депривации, которая приводит к нейронной и когнитивной реорганизации обработки зрительной информации. Целью исследования стало при помощи айтрекера выявить специфику обработки зрительной информации, которая возникает вследствие ранней слуховой депривации. Основной задачей стало зафиксировать айтрекером стратегии паттерна движения глаз в процессе восприятии визуальных наглядностей учебных материалов при решении мыслительных задач, которые позволят выявить ряд особенностей обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха. Проведен сравнительный анализ типично развивающихся детей и с нарушением слуха с кохлеарными имплантами 5–7 лет. Для фиксации особенностей обработки зрительной информации мы использовали визуальные наглядности учебного материала для того, чтобы приблизить экспериментальные условия к естественным условиям обучения. Чтобы проследить специфику переработки зрительной информации в ситуации обучения, в качестве экспериментальных мы применили классические задания на исключение предметов, простые невербальные аналогии, опознавания предметов на иллюстрациях и анализировали особенности окуломоторной активности при восприятии стимульного материала в процессе выполнения заданий детьми. Отслеживание движения глаз осуществлялось стационарным айтрекером GP3. С помощью путей сканирования и анализа последовательности фиксаций выявлены отличия в обработке зрительной информации у детей с нарушением слуха при восприятии визуальной информации (наглядностей учебного материала). Зафиксированы изменения в стратегиях визуального поиска (увеличение количества переключений, повторных просмотров, паттернов и последовательности переходов между областями), пространственном распределении внимания (более широкий диапазон, смещение на периферию), последовательности обработки зрительной информации и динамике поля интереса, повторяемости и направлении сканирования изображений. Детям с нарушением слуха более характерна стратегия “снизу–вверх” и хаотичность поиска информационных признаков. Можно прийти к выводу, что изменения последовательности обработки информации и распределения зрительного внимания будут сказываться в процессе обучения, а именно в перцептивных действиях ребенка, направленных на зрительное обнаружение, опознавание, различение или идентификацию информационных признаков, необходимых для дальнейшего осуществления мыслительных операций.
Полный текст

Об авторах
Я. К. Смирнова
ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yana.smirnova@mail.ru
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии
Россия, 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61Список литературы
- Аносова Л.В., Крылова О.В., Шашукова Е.А., Левин С.В. Динамика психического развития детей с сенсоневральной тугоухостью 4-й степени после кохлеарной имплантации на фоне нейропротекторной терапии // Российская оториноларингология. 2015. № 2(75). С. 13–17.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет // Школьный психолог. 2001. № 15(87). С. 36–43.
- Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышащих. М.: Просвещение, 1992.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. М.: Генезис, 2008.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. М.: АРКТИ, 2022.
- Скуратова К.А., Шелепин Е.Ю., Шелепин К.Ю. Программные возможности применения метода айтрекинга в исследованиях зрительного восприятия // Российский психологический журнал. 2022. № 19(4). С. 173–185.
- Bavelier D., Brozinsky C., Tomann A., Mitchell T., Neville H., Liu G. Impact of early deafness and early exposure to sign language on the cerebral organization for motion processing // The Journal of Neuroscience. 2001. V. 21(22). P. 8931–8942.
- Bavelier D., Dye M.W., Hauser P.C. Do deaf individuals see better? // Trends in Cognitive Sciences. 2006. V. 10(11). P. 512–518.
- Bavelier D., Hirshorn E.A. I see where you’re hearing: How cross-modal plasticity may exploit homologous brain structures // Nature Neuroscience. 2010. V. 13(11). P. 1309–1311.
- Bavelier D., Neville H.J. Cross-modal plasticity: Where and how? // Nature Reviews Neuroscience. 2002. V. 3. P. 443–452.
- Bharadwaj S.V., Mehta J.A. An exploratory study of visual sequential processing in children with cochlear implants // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2016. V. 85. P. 158–165.
- Bottari D., Heimler B., Caclin A., Dalmolin A., Giard M.H., Pavani F. Visual change detection recruits auditory cortices in early deafness // Neuroimage. 2014. V. 1(94). P. 172–184.
- Cattaneo Z., Lega C., Cecchetto C., Papagno C. Auditory deprivation affects biases of visuospatial attention as measured by line bisection // Experimental Brain Research. 2014. V. 232(9). P. 2767–2773.
- Chen Q., He G., Chen K., Jin Z., Mo L. Altered spatial distribution of visual attention in near and far space after early deafness // Neuropsychologia. 2010. V. 48(9). P. 2693–2698.
- Conway C., Pisoni D., Kronenberger W. The importance of sound for cognitive sequencing abilities: the auditory scaffolding hypothesis // Current Directions in Psychological Science. 2009. V. 18. P. 275–279.
- Conway C.M., Karpicke J., Anaya E.M., Henning S.C., Kronenberger W.G., Pison D.B. Nonverbal cognition in deaf children following cochlear implantation: Motor sequencing disturbances mediate language delays // Developmental Neuropsychology. 2011. V. 36. Р. 237–254.
- Dawson P., Busby P., McKay C., Clark G. Short-term auditory memory in children using cochlear implants and its relevance to receptive language // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2002. V. 45. P. 789–801.
- Daza M.T., Phillips-Silver J. Development of attention networks in deaf children: support for the integrative hypothesis // Research in Developmental Disabilities. 2013. V. 34(9). P. 2661–2668.
- Dowaliby F., Lang H. Adjunct aids in instructional prose: A multimedia study with deaf college students // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1999. № 4. P. 270–282.
- Dye M.W., Bavelier D. Attentional enhancements and deficits in deaf populations: an integrative review // Restorative Neurology and Neuroscience. 2010. V. 28(2). P. 181–192.
- Fagan M.K., Pisoni D.B., Horn D.L., Dillon C.M. Neuropsychological correlates of vocabulary, reading, and working memory in deaf children with cochlear implants // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. V. 12(4). P. 461–471.
- Heming J.E., Brown L.N. Sensory temporal processing in adults with early hearing loss // Brain and Cognition. 2005. V. 59(2). P. 173–182.
- Iversen J.R., Patel A.D., Nicodemus B., Emmorey K. Synchronization to auditory and visual rhythms in hearing and deaf individuals // Cognition. 2015. V. 134. P. 232–244.
- Jarodzka H., Holmqvist K., Grube H. Eye tracking in Educational Science: Theoretical frameworks and research agendas // Journal of Eye Movement Research. 2017. V. 10(1). Р. 1–18.
- Kyle F.E., Harris M. Longitudinal patterns of emerging literacy in beginning deaf and hearing readers // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2011. V. 16(3). P. 289–304.
- Levänen S., Jousmäki V., Hari R. Vibration-induced auditory-cortex activation in a congenitally deaf adult // Current Biology. 1998. V. 8(15). P. 869–872.
- Marschark M., Edwards L., Peterson C., Crowe K., Walton D. Understanding theory of mind in deaf and hearing college students // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2019. V. 24(2). P. 104–118.
- Marschark M., Spencer L.J., Durki A., Borgna G., Convertino C., Machmer E., Kronenberger W.G., Trani A. Understanding language, hearing status, and visual-spatial skills // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2015. V. 20(4). P. 310–330.
- Monroy C., Chen C.H., Houston D., Yu C. Action prediction during real-time parent-infant interactions // Developmental science. 2021. V. 24(3). Art. e13042.
- Pisoni D., Cleary M. Measures of working memory span and verbal rehearsal speed in deaf children after cochlear implantation // Ear and Hearing. 2003. V. 24. P. 106–120.
- Quittner A.L., Leibach P, Marciel K. The impact of cochlear implants on young deaf children: New methods to assess cognitive and behavioral development // Archives of Otolaryngology — Head & Neck Surgery. 2004. V. 130(5). P. 547–554.
- Sarant J.Z., Harris D.C., Benneta L.A. Academic outcomes for school-aged children with severe–profound hearing loss and early unilateral and bilateral cochlear implants // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2015. V. 58(3). P. 1017–1032.
- Seymour J.L., Low K.A., Maclin E.L., Chiarelli A.M., Mathewson K.E., Fabiani M., Gratton G., Dye M.W.G. Reorganization of neural systems mediating peripheral visual selective attention in the deaf: An optical imaging study // Hearing Research. 2017. V. 343. P. 162–175.
- Soto-Rey J., Pérez-Tejero J., Rojo-González J.J., Reina R. Study of reaction time to visual stimuli in athletes with and without a hearing impairment // Perceptual and Motor Skills. 2014. V. 119(1). P. 123–132.
- Stevens C., Neville H. Neuroplasticity as a double-edged sword: Deaf enhancements and dyslexic deficits in motion processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2006. V. 18(5). P. 701–714.
- Thakur R., Jayakumar J., Pant S. Visual perception and attentional skills in school-age children: A cross-sectional study of reading proficiency in the hearing impaired // Indian Journal of Community Medicine. 2023. V. 4. P. 544–549.
- Tharpe A.M., Ashmead D., Sladen D.P., Ryan H.A., Rothpletz A.M. Visual attention and hearing loss: past and current perspectives // Journal of the American Academy of Audiology. 2008. V. 19. P. 741–747.
- Voss P., Tabry V., Zatorre R.J. Trade-off in the sound localization abilities of early blind individuals between the horizontal and vertical planes // The Journal of Neuroscience. 2015. V. 35(15). P. 6051–6056.
- Yurkovic-Harding J., Lisandrelli G., Shaffe R.C., Dominick K.C., Pedapati E. Erickson V., Yu C.A.C., Kennedy D. Children with ASD establish joint attention during free-flowing toy play without face looks // Current Biology. 2022. V. 32(12). Р. 2739–2746.
Дополнительные файлы
