БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: ЦЕЛИ, СЛОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена анализу целеполагания, сложностей и результатов реализации Болонских принципов в Республике Беларусь. Исследование призвано выявить, каковы были цели, поставленные ею при принятии решения о присоединении к Болонскому процессу, насколько трудности Беларуси были типичны для стран-участниц ЕПВО; каковы оказались результаты развития Болонского процесса для страны по сравнению с поставленными при присоединении к нему целями. Акцент сделан на политической стороне участия РБ в Болонском процессе, внешнеполитическом целеполагании страны в этом проекте, влиянии политических факторов на степень внедрения Болонских принципов и приостановку участия в ЕПВО. Сделан вывод, что вступление в ЕПВО соответствовало внешнеполитическим и внешнеэкономическим ориентирам Минска, а также преследовало академические цели. Беларусь испытывала типичные для новичков в ЕПВО трудности, на которых дополнительно сказывалось стремление сочетать Болонские реформы с преемственностью в системе образования и многовекторностью образовательного сотрудничества. За период участия в Болонском процессе стране удалось нарастить экспорт образования, отчасти привести национальную систему высшего образования в соответствие европейским практикам и обеспечить интеграцию в мировое образовательное пространство. Изменение характера ЕПВО сделало невозможной дальнейшую реализацию белорусских целей в данном формате. В результате сложившейся международной обстановки, стоит ожидать укрепления образовательного сотрудничества Беларуси не только с Россией, но и иными государствами СНГ, Китаем и, возможно, странами глобального Юга.

Об авторах

А. М Погорельская

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: pogorelskaya@mail.tsu.ru
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики Россия, Томск

Список литературы

  1. Байденко В.И. (2018) Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия. Высшее образование в России. Т. 27. № 11. С. 136–148. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
  2. Baidenko V.I. (2018) Bolonskij process: v preddverii tret'ego desyatiletiya [Bologna Process: At the Threshold of the Third Decade]. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 27(11), pp. 136–148. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148 (In Russian).
  3. Водопьянова Е.В. (2020) Итоги постсоветской трансформации высшей школы. Современная Европа. № 5. С. 132–141. doi: 10.15211/soveurope52020132141
  4. Vodopianova E. (2020) Itogi postsovetskoj transformacii vysshej shkoly [Results of the PostSoviet Transformation of Higher Education]. Sovremennaya Evropa, 5, pp. 132–141. doi: 10.15211/soveurope52020132141 (In Russian).
  5. Гущин А.В. (2023) Основные векторы развития российско-белорусского сотрудничества в области образования на современном этапе. Постсоветские исследования. Т. 6. № 2. С. 195‒204.
  6. Gushchin A.V. (2023) Osnovnye vektory razvitiya rossijsko-belorusskogo sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya na sovremennom etape [The main vectors of the development of higher education in Belarus and Russian-Belarusian cooperation in the field of education at the present stage]. Postsovetskie issledovaniy, 2(6), pp. 195–204. (In Russian).
  7. Жук А.И. (2010) Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования. Вышэйшая школа. № 5. С. 3–9.
  8. Zhuk A.I. (2010) Vysshee obrazovanie Respubliki Belarus': ot Bolonskogo protsessa k Evropeiskomu prostranstvu vysshego obrazovaniya [Higher Education of the Republic of Belarus: from the Bologna Process to the European Higher Education Area]. Vysheishaya shkola, 5, pp. 3–9 (In Russian).
  9. Лебедева М.М. (2017) Международно-политические процессы интеграции образования. Интеграция образования. Т. 21. № 3. С. 385‒394. doi: 10.15507/19919468.088.021.201703.385-394
  10. Lebedeva M.M. (2017) Mezhdunarodno-politicheskie processy integracii obrazovaniya [International political processes of integration of education]. Integratsiya obrazovaniya, 21(3), pp. 385‒394. doi: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.385-394 (In Russian).
  11. Лескина Н. (2021) Европейский регионализм в сфере высшего образования: от Болонского процесса к Сорбонскому. Современная Европа. № 2. С. 158–166. doi: 10.15211/soveurope22021158166
  12. Leskina N. (2021) Evropejskij regionalizm v sfere vysshego obrazovaniya: ot Bolonskogo processa k Sorbonskomu [Higher Education Regionalism in Europe: from Bologna Process to Sorbonne]. Sovremennaya Evropa, 2, pp. 158–166. doi: 10.15211/soveurope22021158166 (In Russian).
  13. Макаров А.В. (2015) Болонский процесс: Европейское пространство высшего образования. Минск: РИВШ. 260 с.
  14. Makarov A.V. (2015) Bolonskii protsess: Evropeiskoe prostranstvo vyshego obrazovaniya [Bologna process: the European Higher Education Area]. Minsk, RIVSH. (In Russian).
  15. Титаренко Л.Г., Заславская М.И. (2019) Европейская интеграция систем высшего образования Республики Беларусь и Республики Армения. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. № 1. С. 102–112.
  16. Titarenko L.G., Zaslavskaya M.I. (2019) Evropejskaya integraciya sistem vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus' i Respubliki Armeniya [European Integration of the Systems of Higher Education of Belarus and Armenia], Journal of the Belarusian State University. Sociology, 1, pp. 102–112 (In Russian).
  17. Титаренко Л.Г., Заславская М.И. (2020) Болонский процесс в Армении и Беларуси: успехи и проблемы. Высшее образование в России. Т. 29. № 4. С. 136–145. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145
  18. Titarenko, L.G., Zaslavskaya, M.I. (2020). Bolonskij process v Armenii i Belarusi: uspekhi i problemy [Bologna Process in Armenia and Belarus: Successes and Problems], Vysshee obrazovanie v Rossii, 29(4), pp. 136–145. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145 (In Russian).
  19. Dang Q.A. (2018) Unintended Outcomes of the EHEA and ASEAN: Peripheral Members and Their Façade conformity. European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies.
  20. Ed. by A. Curaj, L. Deca, R. Pricopie. Springer, Cham, Switzerland. P. 401–420. doi: 10.1007/978-3-319-77407-7_25
  21. De Wit H. (2002) Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe. A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. Westport: Greenwood Press. 270 p.
  22. Gille-Belova O. (2015) Beyond the limits of the European Higher Education Area: the case of Belarus. European Journal of Higher Education. Vol. 5. Is. 1. P. 83–59. doi: 10.1080/21568235.2014.979848
  23. Huisman J., Smolentseva O., Froumin I. (ed.) (2018) 25 Years of Transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Palgrave Macmillan, Cham, Switzerland. 482 p. doi: 10.1007/978-3-319-52980-6
  24. Kushnir I., Yazgan N. (2024) Shifting geopolitics of the European higher education space. European Journal of Higher Education. doi: 10.1080/21568235.2024.2398742
  25. Lodhi I., Ilyassova-Schoenfeld A. (2023) The Bologna process and its impact on the higher education reforms in Kazakhstan: a case of policy transfer and translations. Studies in Higher Education. Vol. 48. Is. 1. P. 204–219. doi: 10.1080/03075079.2022.2124244
  26. Moscovitz H., Zahavi H. (2019) The Bologna Process as a foreign policy endeavour: motivations and reactions to the externalisation of European higher education. European Journal of Higher Education. Vol. 9. Is. 1. P. 7–22. doi: 10.1080/21568235.2018.1561316
  27. Robertson S.L., Keeling R. (2008) Stirring the Lions: Strategy and Tactics in Global Higher Education. Globalisation, Societies and Education. Vol. 6 (3). P. 221–240. doi: 10.1080/14767720802343316
  28. Zgaga P. (2009) The Bologna Process and its role for transition countries. Revista de la Educación Superior. Vol. XXXVIII (2). No. 150. P. 83–96.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025