«Удивительное схождение святого духа на различные племена индейцев в этой части света»: успехи миссионерской деятельности среди индейских племен Новой Англии во второй трети XVIII века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

История взаимодействия индейцев и колонистов в Новой Англии не раз подвергалась пересмотру в исследовательской литературе. Современная историография стремится уйти от однобокого освещения индейской проблемы как истории конфликта и изучить эволюцию сотрудничества и культурного взаимовлияния. Настоящий прорыв в миссионерской деятельности среди индейских племен Новой Англии пришелся на вторую треть XVIII в., когда число новообращенных исчислялось тысячами. Успехи в христианизации индейцев были связаны как с оживлением религиозной жизни новоанглийских колоний в результате событий Первого «Великого Пробуждения», так и с обострением англо-французского колониального соперничества. Устойчивый «образ врага», довольно рано сформировавшийся в новоанглийском обществе в отношении французов-«папистов», также служил дополнительным стимулом к обращению американских индейцев в протестантизм. Кажущиеся феноменальными успехи миссионеров эпохи Первого «Великого Пробуждения» по христианизации индейцев были результатом длительных процессов, разворачивающихся в Новой Англии. Работа миссионеров с коренными жителями региона на протяжении нескольких поколений, усвоение ими начальных знаний о христианстве способствовали этому. Исследователи отмечают эклектизм религиозных взглядов индейцев, обращение к разнообразным культурным источникам в их духовных поисках. На основе разнообразных источников (дневников, воспоминаний и переписки миссионеров, официальных документов, материалов колониальной прессы, теологических сочинений пуритан Новой Англии) в статье рассмотрен ряд успешных проектов, связанных с обращением индейцев в христианство, прежде всего создание на волне движения религиозного обновления Дартмутского колледжа в 1769 г. Вместе с тем нельзя переоценивать результаты миссионерской деятельности – было ли искренним, а главное, долговечным обращение представителей коренного населения Новой Англии к христианству. Активно пользуясь новыми возможностями, которые открывались перед коренными жителями Америки в результате менявшейся английской колониальной политики, индейцы по-прежнему с недоверием относились к английским колонистам и активно противостояли культурной и религиозной ассимиляции.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ирина Юрьевна Хрулёва

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: irinakhruleva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8888-9091
Scopus Author ID: 57224399651

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета

Россия, Москва

Список литературы

  1. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII – начале XVIII в. СПб., 2005.
  2. Александров Г.В. «Святые» и «дикари»: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М., 2021.
  3. Хрулёва И.Ю. Складывание новой религиозной ситуации в британских колониях Северной Америки в результате «Великого Пробуждения» 1730–1750-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (дата обращения: 01.03.2024). doi: 10.18254/S0001987-4-1
  4. Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
  5. Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
  6. Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
  7. Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
  8. Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
  9. Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
  10. Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
  11. Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
  12. Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
  13. Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
  14. Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
  15. Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
  16. Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
  17. Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
  18. Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
  19. Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
  20. Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
  21. Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
  22. Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.
  23. References
  24. Akimov Iu.G. Ot mezhkolonial’nykh konfliktov k bitve imperii: anglo-frantsuzskoe sopernichestvo v Severnoi Amerike v XVII – nachale XVIII v. [From inter-colonial conflicts to the Battle of Empires: Anglo-French rivalry in North America in the 17th – early 18th centuries]. Sank-Peterburg, 2005. (In Russ.)
  25. Aleksandrov G.V. “Sviatye” i “dikari”: vzaimootnosheniia kolonistov i korennogo naseleniia Novoi Anglii v XVII v. [“Saints” and “Savages”: the relationship between colonists and the indigenous population of New England in the 17th century]. Moskva, 2021. (In Russ.)
  26. Khruleva I.Iu. Skladyvanie novoi religioznoi situatsii v britanskikh koloniiakh Severnoi Ameriki v rezul’tate “Velikogo Probuzhdeniia” 1730–1750-kh gg. [Shaping of a New Religious Situation in British North America as the Result of the First Great Awakening of 1730s–1750s] // Elektronnyj nauchno-obrazovatel’nyj zhurnal “Istoriya” [Electronic scientific and educational Journal “History”]. 2018. T. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (access date: 01.03.2024). doi: 10.18254/S0001987-4-1 (In Russ.)
  27. Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
  28. Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
  29. Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
  30. Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
  31. Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
  32. Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
  33. Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
  34. Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
  35. Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
  36. Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
  37. Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
  38. Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
  39. Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
  40. Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
  41. Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
  42. Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
  43. Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
  44. Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
  45. Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025