Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова
Информация о журнале
ISSN (print): 0044-4677
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 67155 от 16.09.2016
Учредитель: Российская академия наук
Главный редактор: Балабан Павел Милославович
Число выпусков в год: 6
- РИНЦ
- Перечень ВАК
- Ядро РИНЦ
- RSCI
- Scopus
- CrossRef
- Белый список (3 уровень)
В журнале публикуются результаты оригинальных теоретических и экспериментальных исследований по физиологии и патофизиологии высшей нервной деятельности, общей физиологии головного мозга и анализаторов, а также работы обзорного и критического характера, отчеты о научных сессиях и конференциях. Особое внимание уделяется статьям, в которых освещаются связи высшей нервной деятельности с философией, психологией, педагогикой, биологией.
Журнал рассчитан на широкие круги научных работников, аспирантов, профессорско-преподавательский состав высших заведений, студентов старших курсов философских, биологических и медицинских факультетов институтов, а также врачей и педагогов.
Журнал является рецензируемым и включен в Перечень ВАК. С 2008 г. входит в систему РИНЦ, базы данных Scopus, Web of Science, PubMed.
Журнал основан в 1951 году.
Текущий выпуск



Том 75, № 2 (2025)
ОБЗОРЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
Зрительная категоризация у птиц
Аннотация
Категоризация – когнитивный процесс, ведущий к способности воспринимать похожие, но не идентичные стимулы как эквивалентные. Чтобы отнести объект к какой-либо категории, животное должно научиться распознавать ключевые признаки нового объекта, применяя опыт, полученный от предыдущих взаимодействий со схожими объектами. Благодаря этому категоризация избавляет от необходимости исследовать каждый новый объект заново, существенно расширяя адаптивные возможности организма. Способность к категоризации присуща животным с разными типами устройства нервной системы. В обзоре рассмотрены фундаментальные подходы к исследованию зрительной категоризации у птиц, обладающих выдающимися способностями к этому процессу. Анализ обширных данных, полученных в исследованиях зрительной категоризации в разных моделях у птиц, не только открывает возможность выявления общебиологических нервных основ и механизмов этого процесса, но и может быть использован для расширения нейроморфных свойств у систем искусственного интеллекта.



Нейронально-глиальные взаимодействия при научении и поведении в норме и при онкогенезе
Аннотация
Обзор рассматривает современные исследования глиально-нейрональных взаимодействий при формировании нового опыта в условиях нормы и при развитии патологии в головном мозге, в частности опухолевом росте. Согласно современным представлениям, глиальные клетки играют ключевую роль в синаптической пластичности, регуляции нейронной активности и формировании памяти. При онкологическом процессе в головном мозге активность атипичных клеток влияет на взаимодействие нейронов и глии, изменяя функциональную архитектуру мозга, что не всегда сопровождается утратой функции, ассоциированной с областью локализации опухоли. Проанализированные данные позволяют предположить наличие взаимной адаптации здоровых и атипичных клеток к совместному существованию, а также возможность изменения метаболизма опухолевых клеток путем специализации нейронов.



Взаимодействие аффективных и когнитивных компонентов рабочей памяти при удержании эмоционально окрашенной информации. Нейрокогнитивный анализ
Аннотация
В обзоре представлен анализ современных психологических теорий эмоций и соответствующих им концепций нейронального обеспечения обработки и удержания в рабочей памяти эмоционально окрашенной информации. Общей тенденцией современных нейрокогнитивных исследований является отказ от локализации отдельных когнитивных функций в пользу сетевых моделей, в которых обеспечение психических процессов осуществляется распределенными сетями, объединяющими функционально специфичные структуры коры и глубинных образований. Такие сети способны перестраиваться в соответствии с требованиями текущей задачи деятельности. В работе проанализированы подходы к анализу взаимодействия эмоций и когнитивных процессов, в рамках которых они могут рассматриваться и как конкурирующие системы, и как компоненты единого механизма целенаправленного поведения, в частности при удержании эмоционально окрашенной информации в аффективной рабочей памяти. Обсуждается связь мозговой организации аффективной рабочей памяти с динамическим взаимодействием крупных морфофункциональных сетей покоя (resting state networks), включая сеть определения значимых событий, дефолтную сеть и фронто-париетальную сеть, с возможностью перестройки и подключения дополнительных узлов, например, связанных с обработкой социально значимой информации.



Пластичность первичной зрительной коры и механизмы перцептивного обучения
Аннотация
В обзоре рассматриваются современные представления о клеточных и молекулярных механизмах зрительного перцептивного обучения. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что в основе перцептивного обучения лежит долговременная синаптическая пластичность в нейронных сетях первичной зрительной коры. Обсуждаются современные модели перцептивного обучения на животных, такие как стимул-зависимое обучение и обучение с подкреплением. Кроме того, в обзоре обосновывается использование зрительной коры (в частности, грызунов) в качестве модели для изучения общих механизмов обучения и памяти in vivo. С использованием этого подхода была убедительно продемонстрирована роль гомо- и гетеросинаптической пластичности в долговременных модификациях сенсорных ответов зрительной коры. Данные, полученные на модели пластичности зрительных ответов, могут быть экстраполированы на общие механизмы обучения и памяти, в том числе выходящие за границы только перцептивного обучения.



ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (КОГНИТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Мозговая активность при распознавании эмоций по выражению глаз
Аннотация
В рамках настоящего исследования проведена психофизиологическая апробация разработанной ранее расширенной русскоязычной модификации психологического теста для оценки мозгового обеспечения аффективного компонента процесса ментализации – «Чтение эмоций по выражению глаз» (англ. Reading the Mind in the Eyes Test, сокр. RMET) с использованием метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). В основной анализ были включены фМРТ-данные для 40 испытуемых (средний возраст – 22.5 ± 3.2 года, 13 мужчин и 27 женщин). В результате воспроизводимое RMET-ассоциированное увеличение уровня локальной активности в сравнении с контрольным условием (определение возраста) было установлено для целого ряда структур мозга человека, которые, по данным предыдущих исследований, вовлекались в обеспечение процессов по определению эмоциональных состояний по выражению глаз, включая нижние лобные извилины, дополнительную моторную кору обоих полушарий, левую прецентральную извилину и правую среднюю/верхнюю височную извилину. Вместе с тем были получены новые данные о вовлечении мозжечка и таламуса в обеспечение процессов считывания эмоционального выражения глаз по сравнению с процессом определения возраста при выполнении RMET-задания, упоминавшемся ранее только в единичных работах. Помимо этого, были выявлены новые эффекты изменения уровня локальной активности в условиях RMET-задания, уточняющие характер вовлечения медиальной префронтальной коры, предклинья, левой угловой извилины и левой средней/верхней височной извилины мозга человека в обеспечение определения аффективных внутренних, психических состояний другого человека. Таким образом, в результате проведенного фМРТ-исследования был не только успешно апробирован расширенный вариант русскоязычного RMET-задания, но и получены новые данные, расширяющие представления о составе структур мозга, связанных с аффективным аспектом процессов, ассоциированных с ментализацией.



ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ: ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНИХ СТИМУЛОВ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ
Сравнительный анализ исследовательского поведения лабораторных мышей и грызунов из естественных популяций в стандартной и обогащенной версии теста «открытое поле»
Аннотация
Исследовательская активность является жизненно важной формой поведения, складывающейся под влиянием среды обитания и индивидуального опыта животных. Для оценки роли этих факторов мы изучили исследовательское поведение в идентичной обстановке у трех видов грызунов, различающихся по своим экологическим нишам, особенностям навигации и богатству индивидуального опыта: животных из естественных популяций –рыжей полевки (Clethrionomys glareolus) и малой лесной мыши (Sylvaemus uralensis) – и лабораторных мышей линии C57BL/6J. Исследовательское поведение регистрировали в стандартизованном тесте «Открытое поле». Для оценки влияния новизны обстановки животным в течение четырех сессий предлагали обследовать сначала пустое, а затем обогащенное объектами «открытое поле». Экспертная аннотация поведенческого репертуара выявила, что животные совершают 11 специфических поведенческих актов, направленных на освоение пространства в пустой арене, и 22 типа актов в обогащенной арене. При этом нами были выявлены специфические поведенческие акты, характерные только для грызунов из естественных популяций или только для лабораторных мышей. Было установлено, что рыжие полевки проявляют значительно меньшую исследовательскую активность по сравнению с двумя видами мышей, которые по уровню исследовательской активности незначительно отличаются друг от друга. Существенным фактором, влияющим на исследовательскую активность сравниваемых видов, оказалась насыщенность среды объектами. Добавление объектов не только увеличивало общую исследовательскую активность животных, но и изменяло структуру их исследовательского поведения. При этом, в отличие от исходной гипотезы, сам фактор новизны обстановки оказывал на поведение наименьшее влияние, причем эффект различался в зависимости от конкретных форм поведения и проявлялся только в комбинации с другими факторами. Полученные результаты выявляют многомерные и нелинейные отношения в факторах, детерминирующих поведение грызунов в тесте «открытое поле», которые следует учитывать в анализе нейронных основ этого поведения и при интерпретации исследовательского поведения животных в естественных условиях.



Геномика высшей нервной деятельности: эволюционная консервативность синтении блока генов, вовлекаемых в нейропатологии
Аннотация
Появляется все больше доказательств, что в проявление различных заболеваний может вовлекаться сетевая организация генов, имеющих общие регуляторные элементы, влияющие на их экспрессию. Ранее нами выявлены ассоциированные с нейродегенеративными заболеваниями 12 генов (kcne2, gart, tmem50b, il10rb, ifnar2, urb1, grik1, usp16, ltn1, cyyr1, app, jam2), которые несут в интронах продукт рекомбинации между ретротранспозонами LINE1 и BovB с участками гомологии к различным микроРНК и характеризуются высокой эволюционной консервативностью генетического сцепления у млекопитающих, включая утконоса (хромосома 17) и человека (хромосома 21). Для того чтобы выяснить возможные функциональные связи, способствующие сохранению генетического сцепления этих генов, выполнен анализ in silico специфических функциональных особенностей их экспрессии. Анализ показал, что белки, кодируемые генами, участвуют в фундаментальных биологических процессах жизнеобеспечения клеток и тесно связаны друг с другом. Так, избыток продукта гена app снижает или блокирует процессы возбуждения клеток. Уменьшение возбудимости клеток может, в свою очередь, приводить к угнетению экспрессии генов, кодирующих белки, участвующие в межклеточных взаимодействиях, белковом синтезе, синтезе пуринов, активации клеточного старения, гибели клеток и увеличения активности противовоспалительных процессов. Результаты исследования позволяют предположить, что благодаря этой взаимосвязи, а также присутствию в них одинаковых элементов регуляторной сети, вносящих возможность синхронизированной коррекции их экспрессии, поддерживается тесное сцепление рассмотренных 12 генов в процессе эволюции. Таким образом, изучение синтении генов, тесно связанных с нейропатологиями, может способствовать более глубокому пониманию генетических механизмов регуляции высшей нервной деятельности.


