Протеом термического гелиокса. Высокотемпературный гелиокс не вызывает разрушение клеток дыхательной системы человека

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Проведение пилотного исследования по оценке влияния термического гелиокса на состояние респираторного тракта с помощью изучения белкового состава конденсата выдыхаемого воздуха до процедуры термического гелиокса, сразу после и спустя 3 ч релаксации.

Материалы и методы. Проведено сравнительное исследование белкового состава конденсатов выдыхаемого воздуха (КВВ) 5 некурящих здоровых доноров. КВВ отбирали до дыхательной процедуры, сразу после 20-минутной ингаляции, нагретой до 70°С смеси газов Не/О2 (70/30), и 3 ч спустя. Белковый состав определяли методом хромато-масс-спектрометрического анализа после селективного триптического гидролиза. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы Mascot и базы данных UniProt.

Результаты. После процедуры гелиокса объем собираемого конденсата (1–1,5 мл) падает в среднем на 32% и практически восстанавливается после 3-часовой релаксации. Основная часть белков постоянна для всех проб, независимо от процедуры термического гелиокса. Это кератины, несколько белков иммунной системы (иммуноглобулины, белки комплимента), тубулин. В пробах после термического гелиокса наблюдается появление в небольших количествах дополнительных белков. Это белки мышечного метаболизма (актины и кальмодулины), фибриноген, следы гемоглобина, аполипопротеина, креатинкиназы В типа. После 3-часовой релаксации в КВВ исчезает тубулин.

Заключение. Большая часть выдыхаемых белков одинакова до, после процедуры и 3-часовой релаксации. Полученные результаты демонстрируют относительную безопасность применения высокотемпературного гелиокса как терапевтического средства.

Полный текст

КВВ – конденсат выдыхаемого воздуха
ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких
t-Не/О2 – высокотемпературная дыхательная смесь гелия и кислорода

Введение

Одним из современных научных направлений является бризомика (breathomica), перед которой стоят задачи поиска новых биологических маркеров болезней органов дыхания в конденсате выдыхаемого воздуха. Совместная работа двух коллективов дала возможность описать изменения спектра белков в конденсате выдыхаемого воздуха при таких заболеваниях, как пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак легких, а также трансплантация легких. Обнадеживающие данные получены при исследовании протеома конденсата выдыхаемого воздуха при таких близких заболеваниях, какими являются бронхиальная астма и ХОБЛ. Удалось описать биологические маркеры, характерные для ХОБЛ. Особое внимание в цикле исследований уделено оценке эффективности и безопасности проводимых методов лечения.

Высокотемпературная дыхательная смесь гелия и кислорода (термический гелиокс, t-Не/О2) начинает активно применяться для лечения разнообразных заболеваний, включая ХОБЛ [1], ишемический инсульт [2], некоторые патологии беременности. Актуальным представляется использование термического гелиокса для лечения острых вирусных инфекций, включая поражение коронавирусом [3], а также применение высокотемпературной газовой смеси гелия и кислорода для стимуляции иммунной системы человека [4]. Вместе с тем влияние t-Не/О2 на организм человека представляется достаточно сложным и требует дополнительных исследований. Ключевой вопрос, на который требуется ответ в первую очередь, – не вызывает ли использование высоких температур (60ºС и выше) существенного разрушительного воздействия на клеточные структуры системы дыхания с появлением в выдыхаемом воздухе белков деструктурированных клеток?

Цель исследования – проведение пилотного исследования по оценке влияния термического гелиокса на состояние респираторного тракта с помощью изучения белкового состава конденсата выдыхаемого воздуха до процедуры термического гелиокса, сразу после и спустя 3 ч релаксации.

Материалы и методы

В нашем пилотном исследовании приняли участие 5 некурящих здоровых доноров (Ж, 25±1). Пробы конденсата выдыхаемого воздуха собирались по традиционной процедуре с помощью портативного конденсора и R-tube (Respiratory Research, США) [5, 6]. Дыхательную процедуру проводили нагретой до 70ºС смесью газов Не/О2 (70/30) в течение 20 мин на аппарате «Гелиокс-экстрим» (ООО «Медтехинновации», Россия).

Пробоподготовка для масс-спектрометрии включала лиофилизацию пробы и селективный триптический гидролиз, расщепляющий белок по пептидным связям, содержащим лизин и аргинин [7]. Хромато-масс-спектрометрический анализ (ВЭЖХ-МС/МС) проводили на системе, состоящей из хроматографа Agilent 1100 (Agilent Technologies Inc., США) и масс-спектрометра LTQ FT Ultra (Thermo, Германия) в соответствии с ранее опубликованными протоколами [8]. Список из точных масс пептидов и масс их фрагментов использовали для поиска и идентификации белков по базе данных при помощи программы Mascot (Matrix Science, Лондон, Великобритания; версия 2.2.2). Для идентификации белков использовали базу данных Swiss-Prot Human из открытой базы данных последовательностей белков UniProt (Швейцария).

Результаты и обсуждение

Исследование белкового содержания конденсатов выдыхаемого воздуха (КВВ) – эффективный метод диагностики различных респираторных заболеваний. Нами этот метод использовался для ранней диагностики рака легких [9], ХОБЛ [10], астмы [11], биохимических процессов при трансплантации легкого [12]. Российские космонавты, работающие на Международной космической станции, проходят исследование на содержание белков в КВВ до и после космического полета [13].

Исследование влияния термического гелиокса на белковый состав КВВ дало следующие результаты.

  1. После процедуры гелиокса объем собираемого конденсата (1–1,5 мл) падает в среднем на 32% и практически восстанавливается после 3-часовой релаксации (рис. 1). Волонтеры отмечают, что после процедуры процесс дыхания облегчается.

 

Рис. 1. Изменение массы образцов КВВ в зависимости от проведения процедуры t-Не/О2.

 

Особое внимание уделено при анализе полученных данных влаговыделительной функции легких. Количество собранного конденсата после ингаляции термического гелия сокращалось на 1/3. Возникает вопрос об изменении количества жидкости конденсата: редукция конденсата связана с влиянием гелия, кислорода или же термического эффекта? Исходя из опыта ингаляции кислорода в терапевтических целях можно утверждать, что редукция количества конденсата обусловлена синергетическим действием кислорода и повышенной температуры вдыхаемой газовой смеси. Восстановление влаговыделительной функции легких происходило уже к 3-му часу после ингаляции нагретой смеси. Это следует иметь в виду при практическом применении гелия и кислорода, чтобы сочетать ингаляцию газовой смеси с ее увлажнением, как это обычно делается при ингаляции чистого кислорода.

  1. В таблице приведены данные по белковому составу КВВ до, сразу после дыхательной процедуры термического гелиокса и после 3-часовой релаксации. Все 3 образца дают общую картину, которую мы наблюдали во всех пробах КВВ, отбираемых у здоровых пациентов [14].

 

Белковый состав КВВ в зависимости от t-Не/О2

Белок

t-He/O2

Белок

t-He/O2

до

сразу после

3 ч спустя

до

сразу после

3 ч спустя

Desmoglein-1

+

+

+

Tubulin alpha-1C chain

+

+

-

Cystatin-A

+

+

+

Fibrinogen beta chain

-

+

+

Immunoglobulin heavy constant gamma 1

+

+

+

Hemoglobin subunit alpha

-

+

+

Immunoglobulin gamma-1 heavy chain

+

+

+

Desmocollin-1

-

-

+

Immunoglobulin kappa constant

+

+

+

Glyceraldehyde-3-phosphate dehydrogenase

-

-

+

Complement C3

+

+

+

Actin, cytoplasmic 2

-

+

-

Desmoplakin

+

+

+

Creatine kinase B-type

-

+

-

Keratin, type I cytoskeletal 17

+

+

+

14-3-3 protein zeta/delta

-

+

-

Keratin, type I cytoskeletal 16

+

+

+

Keratin, type I cytoskeletal 13

-

+

-

Dermcidin

+

+

+

Actin, cytoplasmic 1

-

+

-

Keratin, type II cytoskeletal 5

+

+

+

Apolipoprotein A-I

-

+

-

Small proline-rich protein 3

+

+

+

Calmodulin-2

-

+

-

Keratin, type II cytoskeletal 6B

+

-

-

Calmodulin-3

-

+

-

Calmodulin-like protein 5

+

-

+

Calmodulin-1

-

+

-

 

Это несколько белков иммуноглобулинового ряда, несколько структурных белков кератиновой природы, тубулин, кальмодулин. Такая общая типичная картина наблюдается для проб до процедуры гелиокса, сразу после и после 3-часовой релаксации. Следует обратить внимание на то, что в КВВ устойчиво проявляются белки иммунной системы (иммуноглобулины, белки комплемента). Эти же белки обнаруживаются в КВВ после дыхания смесью Не/О2 и после 3-часовой релаксации. Как известно, иммуноглобулины, прежде всего иммуноглобулин А, хорошо представлены в слизистой оболочке. Это, по-видимому, является причиной их присутствия в КВВ.

В пробах после термического гелиокса наблюдается появление в небольших количествах дополнительных белков. Это белки мышечного метаболизма (актины и кальмодулины), фибриноген, следы гемоглобина, аполипопротеина, креатинкиназы В типа. После 3-часовой релаксации в КВВ исчезает тубулин.

 

Рис. 2 визуализирует совокупность полученных результатов. Видны зоны пересечения и количество различающихся белков (15 белков до t-He/O2 процедуры, 24 сразу после и 18 белков спустя 3 ч после t-He/O2) в образцах до, после и спустя 3 ч после процедуры.

 

Рис. 2. Количество белков в пробах КВВ: до, сразу после и спустя 3 ч воздействия t-He/O2.

 

Особое внимание привлекают данные о содержании иммуноглобулинов. Иммуноглобулины в КВВ отражают формирование местного (мукозального иммунитета). Полученные данные свидетельствуют о том, что уменьшение концентрации иммуноглобулинов не наступает после ингаляции t-Не/О2. Эти данные имеют принципиальное значение, дают основание исключить негативное влияние термического гелия и кислорода на продукцию иммуноглобулинов слизистой дыхательных путей. Таким образом, эффект газовой смеси не приводит к нарушению иммунологического барьера слизистых оболочек дыхательных путей.

Проведенные эксперименты демонстрируют тот факт, что драматического разрушения клеток с переносом в выдыхаемый воздух большого количества белков не наблюдается. С заметным разрушением клеток в КВВ должны были бы появляться сотни внутриклеточных белков, осуществляющих весь спектр метаболизма. Как продемонстрировано в наших предыдущих работах, значительная деструкция клеток респираторного тракта и как следствие – появление внутриклеточных белков характерны для протеомов КВВ больных пневмонией (гистоны, изоформа хромосомного белка гибкого шарнирного домена) и ХОБЛ (субъединица ДНК-зависимой РНК-полимеразы, транскрипционный фактор AP-2∆ и др.) [8]. Также мы наблюдали значительное увеличение количества внутриклеточных белков в КВВ космонавтов сразу после продолжительного полета и посадки спускаемого аппарата (центросомальный белок 290, каспаза – индуктор апоптоза, расщепляющий белок гольджин и пр.) [15].

Заключение

Таким образом, большая часть выдыхаемых белков одинакова до, после процедуры и 3-часовой релаксации. Полученные результаты демонстрируют относительную безопасность применения высокотемпературного гелиокса как терапевтического средства.

Масс-спектрометрический анализ образцов конденсата выдыхаемого воздуха проводился при финансовой поддержке гранта РФФИ 18-2909158 МК.

×

Об авторах

Сергей Дмитриевич Варфоломеев

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля» РАН

Email: amryabokon@gmail.com

чл.-кор. РАН, д.х.н., проф., дир. Института физико-химических основ функционирования сети нейронов и искусственного интеллекта; науч. рук.

Россия, Москва

Александр Андреевич Панин

ООО «Медтехинновации»

Email: amryabokon@gmail.com

д.э.н, ген. дир.

Россия, Москва

Анна Монолитовна Рябоконь

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»; ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля» РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: amryabokon@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9043-9129

к.х.н., науч. сотр. каф. химической энзимологии химического фак-та; ст. науч. сотр.

Россия, Москва

Анна Сергеевна Козырь

ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля» РАН

Email: amryabokon@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6723-2963

аспирант

Россия, Москва

Алексей Сергеевич Кононихин

ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля» РАН

Email: amryabokon@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2238-3458

к.ф.-м.н., ст. науч. сотр

Россия, Москва

Людмила Владимировна Шогенова

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России; ГБУЗ «Городская клиническая больница им. Д.Д. Плетнева» Департамента здравоохранения г. Москвы

Email: amryabokon@gmail.com

к.м.н., доц. каф. госпитальной терапии педиатрического фак-та; врач анестезиолог-реаниматолог отд-ния реанимации и интенсивной терапии

 
Россия, Москва

Александр Григорьевич Чучалин

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Email: amryabokon@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5070-5450
Россия, Москва

Список литературы

  1. Shogenova LV, Godyaev MY, Tretyakov AV, et al. Effect of t-НеО2 on Central hemodynamics and oxygen transport in patients with COPD exacerbation and acute respiratory failure. Eur Respir J. 2019;54:PA2290. doi: 10.1183/13993003.congress-2019.PA2290
  2. Kim T, Chuchalin A, Martynov M, et al. Efficacy and safety of thermic helium-oxygen (t-He/O2) mixture in reducing hypoxemia in acute ischemic stroke patients. Eur Respir J. 2019;54:PA2284. doi: 10.1183/13993003.congress-2019.PA2284
  3. Варфоломеев С.Д., Панин А.А., Быков В.И. и др. Кинетическая модель развития острой вирусной инфекции в организме человека. Критические условия, механизмы управления, «термогелиокс». Вестн. Акад. наук. Сер. химическая. 2020;6:1-6 [Varfolomeev SD, Panin AA, Bykov VI, et al. Kineticheskaia model’ razvitiia ostroi virusnoi infektsii v organizme cheloveka. Kriticheskie usloviia, mekhanizmy upravleniia, «termogelioks». Vestn. Akad. nauk. Ser. khimicheskaia. 2020;6:1-6 (In Russ.)].
  4. Варфоломеев С.Д., Панин А.А., Быков В.И., Цебенова С.Б. Термовакцинация, термогелиокс как стимулятор иммунного ответа. Кинетическая модель развития процесса. Известия Акад. наук. Сер. химическая. 2020 (в печати) [Varfolomeev SD, Panin AA, Bykov VI, Tsebenova SB. Termovaktsinatsiia, termogelioks kak stimuliator immunnogo otveta. Kineticheskaia model’ razvitiia protsessa. Izvestiia Akad. nauk. Ser. khimicheskaia. 2020 (In Russ.)].
  5. Рябоконь А.М., Анаев Э.Х., Кононихин А.С. и др. Сравнительный протеомный анализ конденсата выдыхаемого воздуха у пациентов с раком легкого методом масс-спектрометрии высокого разрешения. Пульмонология. 2014;1:5-11 [Ryabokon AM, Anaev EKh, Kononikhin AS, et al. Comparative proteomic analysis of exhaled breath condensate in patients with lung carcinoma using high resolution mass-spectrometry. Pulmonology (In Russ.)]. doi: 10.18093/0869-0189-2014-0-1-5-11
  6. Anaev EKh, Fedorchenko KYu, Kushaeva ME, et al. Diagnosis of lung diseases based on proteomic analysis of exhaled breath condensate. Eur Respir J. 2017;50(61):4939. doi: 10.1183/1393003.congress-2017.PA728
  7. Кононихин А.С., Захарова Н.В., Юсупов А.Э. и др. Исследование молекулярного состава конденсата выдыхаемого воздуха при помощи масс-спектрометрии высокого разрешения. Химическая физика. 2019;38(12):59-63 [Kononikhin AS, Zakharova NV, Iusupov AE, et al. Issledovanie molekuliarnogo sostava kondensata vydykhaemogo vozdukha pri pomoshchi mass-spektrometrii vysokogo razresheniia. Khimicheskaia fizika. 2019;38(12):59-63 (In Russ.)]. doi: 10.1134/S0207401X19120100
  8. Kononikhin AS, Fedorchenko KYu, Ryabokon AM, et al. Proteomic analysis of exhaled breath condensate for diagnostics of respiratory system diseases. Biochemistry (Moscow) Supplement Series B: Biomedical Chemistry. 2016;10(3):230-4. doi: 10.1134/S1990750816030069
  9. Fedorchenko KU, Ryabokon AM, Kononikhin AS, et al. Early diagnosis of lung cancer based on proteome analysis of exhaled breath condensate. Moscow University Chemistry Bulletin. 2016;71(2):134-9. doi: 10.3103/S0027131416020036
  10. Анаев Э.Х., Кушаева М.Э., Курова В.С. и др. Значение протеомного анализа конденсата выдыхаемого воздуха при диагностике хронической обструктивной болезни легких и пневмонии. Пульмонология. 2012;5:5-9 [Anaev EK, Kushaeva ME, Kurova VS, et al. A role of proteomic analysis of exhaled breath condensate in diagnosis of chronic obstructive pulmonary disease and pneumonia. Pulmonologiya. 2012;5:5-9 (In Russ.)]. doi: 10.18093/0869-0189-2012-0-5-5-9
  11. Anaev E, Fedorchenko K, Ryabokon A, et al Eiweißmarker im Atemkondensat für Differentialdiagnose bei COPD und Asthma. Pneumologie. 2020;74(S01):64. doi: 10.1055/s-0039-3403197
  12. Курова В.С., Анаев Э.Х., Кононихин А.С. и др. Масс-спектрометрический мониторинг белкового состава конденсата выдыхаемого воздуха больного, перенесшего трансплантацию легких. Известия Акад. наук. Сер. химическая. 2010;1:284-8 [Kurova VS, Anaev EC, Kononikhin AS, et al. Mass spectrometric monitoring of exhaled breath condensate proteome of a patient after lung transplantation. Russian Chemical Bulletin. 2010;1:284-8 (In Russ.)]. doi: 10.1007/s11172-010-0076-5
  13. Kononikhin AS, Brzhozovskiy AG, Ryabokon AM, et al. Proteome profiling of the exhaled breath condensate after long-term spaceflights. Int J Mol Sci. 2019;20(18):4518. doi: 10.3390/ijms20184518
  14. Курова В.С., Рябоконь А.М., Анаев Э.Х. и др. Протеомика конденсата выдыхаемого воздуха человека. Новая платформа для биомедицинской диагностики. В сб.: Постгеномные исследования и технологии. М.: МАКС Пресс, 2011; с. 174-202 [Kurova VS, Ryabokon AM, Anaev EKh, et al. Proteomics of condensate of human exhaled air. New platform for biomedical diagnostics. In: Postgenomic Research and Technology. Moscow: MAKS Press, 2011; p. 174-202 (In Russ.)].
  15. Fedorchenko KY, Ryabokon AM, Kononikhin AS, et al. The effect of space flight on the protein composition of the exhaled breath condensate of cosmonauts. Russian chemical bulletin. 2016;65(11):2745-50. doi: 10.1007/s11172-016-1645-z

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Изменение массы образцов КВВ в зависимости от проведения процедуры t-Не/О2.

Скачать (38KB)
3. Рис. 2. Количество белков в пробах КВВ: до, сразу после и спустя 3 ч воздействия t-He/O2.

Скачать (28KB)

© ООО "Консилиум Медикум", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 

Адрес издателя

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

Адрес редакции

  • 127055, г. Москва, Алабяна ул., 13, корп.1

По вопросам публикаций

  • +7 (926) 905-41-26
  • editor@ter-arkhiv.ru

По вопросам рекламы

  • +7 (495) 098-03-59

 

 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах